$62.38 +0.50%
$ 78.44 -0.15
€ 92.47 -0.34
               

Нефть с Кашагана пойдет в Китай

РБКdaily
17 сентября 2007/ 16:14
Нефть с гигантского месторождения Кашаган в казах­ском секторе Каспия помимо европейских рынков может пойти в Китай, не исключают топ-менеджеры «КазМунайГаза». Это станет возможным при реализации проекта строительства системы трубопроводов до Атасу, откуда стартует нефтепровод до Алашанькоу. Но предварительно надо решить вопрос с началом коммерческой добычи на Кашагане, вокруг которого идут ожесточенные споры, предупреждают аналитики.
Кашаган расположен в казахском секторе Каспийского моря, запасы нефти и конденсата на нем оцениваются почти в 3 млрд т. Месторождение разрабатывается на условиях СРП международным консорциумом Agip KCO: оператор — Eni, остальные участники — Total, ExxonMobil и Shell (по 18,52%), ConocoPhillips (9,26%), у «КазМунайГаза» (КМГ) и Inpex по 8,33%.
Кашаган один из самых масштабных проектов в Казахстане. На первоначальном этапе на нем планировалось добывать чуть более 22 млн т, на втором почти 45 млн т, на третьем около 60 млн т нефти в год. Именно на него республика делала ставку, заявляя о намерении увеличить добычу нефти с нынешних 67 млн до 140 млн т в год к 2015 году. Однако сроки начала промышленной разработки Кашагана корректируются уже второй раз: сначала Eni называла 2005 год, затем 2008-й, теперь 2010-й. Изначально предполагалось, что пик добычи почти 60 млн т придется на 2015 год, теперь оператор упоминает 2019-й.
Нефть с Кашагана и Тенгиза предполагалось направлять в трубопровод Баку Тбилиси Джейхан (БТД), для этого планируется создать казахстанскую каспийскую систему транспортировки (ККСТ). В рамках проекта будут построены нефтепровод Ескене Курык, нефтесливные терминалы в порту Курык, неф­теналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспия и соединительные сооружения до БТД. На первоначальном этапе ККСТ обеспечит транспортировку 25 млн т нефти в год с последующим увеличением до 38 млн и 60 млн т. «БТД имеет возможности для расширения на 15 млн т нефти в год (до 65 млн т. – РБК daily) за счет строительства дополнительных насосных станций, применения химических реагентов», говорит директор информационного агентства Trend Capital Вагиф Шарифов. Срок реализации ККСТ зависит от начала коммерческой добычи на Кашагане, предварительно в 2011 году, говорится в годовом отчете КМГ.
Total, Eni, Inpex и ConocoPhillips помимо Кашагана одновременно являются и инвесторами БТД, контрактом за ними закреплено 15% пропускной мощности. «Часть неф­ти с Кашагана должна быть по­ставлена в БТД, соответствующий контракт подписан», напоминает г-н Шарифов. Остальные объемы они могут перераспределить на другие направления, говорит он. В частности, во время второго Евразийского энергетического форума KazEnergy, состоявшегося 67 сентября в Астане, исполнительный директор КМГ Арман Дарбаев сообщил, что при реализации строительства системы трубопроводов нефть с Кашагана может пойти в Китай.
В частности, предполагается сделать перемычку (протяженностью около 80 км) и прокачивать сырье в реверсном режиме по существующему нефтепроводу Кенкияк Атырау (пропуск­ная способность первой очереди 6 млн т в год). С Кенкияка до Кумколя предполагается построить нефтепровод его мощность на первом этапе составит 10 млн т в год, на втором 20 млн т, стоимость 827 млн долл. Затем рассматриваются два варианта: прокладка вдоль существующего нефтепровода Кумколь Каракоин Атасу новой трассы (мощность 15 млн т, инвестиции 230 млн долл.) либо строительство прямой ветки Кумколь Атасу, где система соединится с Атасу — Алашанькоу Душаньцзы.
«Пока у Казахстана не появят­ся экспортные возможности в 20 млн т нефти в год, строить данную систему не имеет смысла. Ведь Атасу Алашанькоу рассчитан на 10 млн т нефти в год (с расширением до 20 млн т. РБК daily), но по нему пока качается лишь 4 млн т», пояснила РБК daily независимый казах­ский аналитик Кыз-Жибек Ибрай. По ее мнению, данная система будет введена в строй не ранее 20102011 годов. По словам нескольких участников казахского нефтегазового рынка, запасов Кашагана хватит на оба направления. На данный момент остается решить вопрос с началом реализации проекта и ростом сметы расходов (см. РБК daily от 11.09.2007). «Пойдет ли кашаганская нефть в Китай, зависит и от того, будет ли покупная цена на этом направлении интересной для продавцов», рассуждает Игорь Ивахненко из RusEnergy.
Просмотров 885
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^