$87.11 -3.34%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

Госнефтекомпания Азербайджана намерена превратить Кулевский терминал в международный транзитный центр

АПА-Экономикс.
16 июня 2008/ 13:37
Баку. В течение ближайших дней Кулевский нефтяной терминал (Black Sea Terminal) в Грузии приступит к работе. Уже получено разрешение от министерств экономического развития и охраны окружающей среды Грузии, а в настоящее время решается вопрос с получением разрешения от министерства по чрезвычайным ситуациям страны.
На первом этапе деятельности терминал будет переправлять азербайджанскую нефть в Европу, а в перспективе планируется привлечение и казахстанской нефти.
Первым долгом следует отметить, что терминал в Кулеви для Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) является первым приобретенным за рубежом терминалом, способным принимать танкеры грузоподъемностью более 100 тыс. тонн. Строительство терминала в Кулеви началось в 2000 году при совместном участии грузинской железной дороги и австрийской компании Argomar Oil. Однако уже в 2002 году в связи с отсутствием финансирования строительные работы были приостановлены. Через два года был создан международный консорциум с участием Argomar Oil и ряда других грузинских и иностранных инвесторов. ГНКАР же приобрела терминал в Кулеви в конце 2006 года у грузинского магната Бадри Патаркацишвили.
Для реализации проекта Госнефтекомпания привлекла за рубежом сформированные европейскими банками Societe Generale и ABN-Amro пятилетние синдицированные кредиты в 265 млн. и 40 млн. долларов США. Средства, привлеченные при участии 15 банков по годовой ставке Libor +0,85%, будут возвращаться за счет продажи прибыльной и возвратной нефти.
Решением правительства Грузии площадь терминала, расположенного между реками Тсива и Хобби, увеличена с 100 до 300 га, что позволит повысить мощность терминала вдвое, а объем резервуаров - до 380 тыс. кубометров. В будущем на этой территории планируется строительство и нефтеперерабатывающего завода.
На сегодня завершено строительство подходного канала и трех причалов, действуют лаборатория по проверке качества нефти и нефтепродуктов на соответствие международным стандартам, а также флотилия из 9 сервисных судов. Мощность терминала на нынешнем этапе составляет порядка 2 млн. тонн нефти, 3 млн. тонн дизельного топлива и 4 млн. тонн мазута, а вместимость резервуарного парка терминала достигает 320 тыс. кубометров. В ближайшем будущем планируется увеличить мощность перевалки терминала вдвое - до 20 млн. тонн.
По мнению экспертов, данный международный проект ГНКАР преследует цель развития альтернативных маршрутов железнодорожного экспорта нефти и нефтепродуктов в акватории Черного моря. Приобретение терминала ГНКАР можно назвать дальновидным и своевременным шагом. Каспийский регион обладает большими запасами углеводородов. Но для их транспортировки на мировые рынки необходима современная инфраструктура. Мощности такого трубопровода как Баку-Тбилиси-Джейхан, которая составляет 1 млн. баррелей в сутки, в дальнейшем может и не хватить. Часть казахстанской и туркменской нефти может доставляться на терминал Кулеви посредством азербайджанской железной дороги, которая уже сегодня способна перевозить ежегодно до 20 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
По словам генерального директора компании SOCAR Energy Georgia (дочерняя компания ГНКАР) Махира Мамедова, в 2009 году Кулеви сможет выйти на уровень перевалок в объеме 5-6 млн. тонн, из которых порядка 50% придется на нефтепродукты. Кроме того, в этом году планируется начать увеличение инфраструктуры терминала Кулеви, в частности по строительству здесь сухогрузного терминала и терминала для сжиженного газа. Таким образом, терминал Кулеви может превратиться в крупный международный транспортный узел, что выгодно как для Азербайджана, так и для Грузии. С расширением терминала увеличится число рабочих мест, будут решены социальные вопросы местного населения.
Однако планы ГНКАР на этом не заканчиваются. В дальнейшем компания планирует строительство нового нефтеперерабатывающего завода около Кулевского терминала. По словам президента Госнефтекомпании Азербайджана Ровнага Абдуллаева, мощность нового НПЗ составит 5-10 млн. тонн в год. На сегодня Азербайджан обеспечивает поставку 75% нефтепродуктов в Грузию. Строительство нового НПЗ позволит сократить расходы на транспортировку, что приведет к сокращению себестоимости продукции. Кроме того, через терминал можно будет экспортировать нефтепродукты на мировые рынки.
Следует отметить, что ГНКАР уже вложила в экономику Грузии 380 млн. долларов, а объем данных инвестиций в 2008 году будет доведен до 480 млн. долларов. Дополнительные средства будут направлены на расширение терминала Кулеви, строительство современного офиса ГНКАР, а также на расширение собственной сети автозаправочных станций и строительство Тбилисской нефтебазы.
Наблюдатели считают, что все это говорит о намерении ГНКАР упрочить свои позиции в Грузии, обеспечив Азербайджану прямой выход к Черному морю с заметным сокращением экспортных транспортных издержек.
Наряду с этим, эксперты считают, что Азербайджан намерен изменить свою политику в области транспортировки нефти. Азербайджан планирует в дальнейшем приобретать или строить новые нефтеперерабатывающие заводы непосредственно в странах импортерах и перерабатывать тут собственную сырую нефть. Ранее министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев заявлял, что Азербайджан не намерен довольствоваться одними лишь поставками сырой нефти на мировой рынок: «В ближайшем будущем наша страна намерена построить в турецком порту Джейхан новый нефтеперерабатывающий завод, а также приобрести акции одного из заводов в Европе».
Грузинский опыт может стать хорошим подспорьем в этом начинании. Ведь намного выгоднее продавать не только сырую нефть, но еще получить прибыль и от продаж продукции, полученной от переработки нефти.
Просмотров 749
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^