Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Игорь Артемьев: Мы предлагаем отвязать расчет НДПИ от цен внешнего рынка

29 апреля 2009/ 14:22

Москва. Как антимонопольная служба России предполагает бороться с раздачей бюджетных средств "своим" компаниям и картельными сговорами? Может ли розничная торговля нефтепродуктами стать в России конкурентным рынком? Будет ли вводиться уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства? Какие изменения в процедуры закупок для нужд естественных монополий предлагает ФАС России? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью Агентству нефтегазовой информации "Самотлор-экспресс" отвечает руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев.

- Игорь Юрьевич, насколько известно, недавно правительство России направило в Госдуму законопроекты, включающие в себя поправки к антимонопольному законодательству. Вы это как-то назвали «второй антимонопольный пакет». Какие конкретные изменения нас ожидают? 

- Проекты федеральных законов, составляющих «второй антимонопольный пакет законов» предусматривают уточнение порядка предоставления государственных и муниципальных преференций, возможность выдачи предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственной или муниципальной преференции, а также установление административной ответственности государственных и муниципальных служащих за необоснованное предоставление таких преференций. Это позволит сократить случаи, когда бюджетные средства или имущество раздается чиновниками «своим» компаниям без проведения открытых процедур.
С принятием законов будут повышены пороговые значения активов организаций или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации. Предварительное согласование сделки с ФАС потребуется в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превысит 7 млрд. руб. (в настоящее время 3 млрд. руб.) или оборот такого лица превысит 10 млрд. руб. (в настоящее время 6 млрд. руб.). Я не исключаю, что в связи с кризисом, эти цифры могут быть скорректированы депутатами в сторону уменьшения. Это позволит нам сосредоточиться на действительно крупных сделках, влияющих на конкуренцию на рынке, вывести из-под нашего контроля сделки малого и среднего бизнеса.
Впервые в законодательстве появится в качестве меры административной ответственности дисквалификация в отношении государственных и муниципальных служащих. Это означает, что за нарушение антимонопольного законодательства чиновнику может быть запрещено занимать свою должность в течение определенного времени, например от 6 месяцев до 3 лет. На наш взгляд, это будет действенная мера, может быть, даже более действенная, чем оборотные штрафы, которые мы сейчас активно накладываем на компании, нарушившие закон.
Кроме того, мы конкретизируем отдельные положения программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в картелях. Это позволит нам более эффективно пресекать картельные сговоры.
Наконец, появится новая редакция статьи 178 Уголовного Кодекса, которая предусматривает уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Законопроект предусматривает уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением. Злоупотребление может выражаться в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если это повлекло причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере. При этом крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей. Неоднократным признается совершение гражданином более двух таких действий в течение трех лет. 
Мы рассчитываем, что эта суровая мера наказания позволит сократить количество нарушений на рынке. Потому что одно дело, когда штрафуют компанию, и совсем другое дело, когда штраф или тюремное заключение будет грозить тебе лично. Это заставит чиновников и топ-менеджеров компаний внимательнее относится к антимонопольному законодательству, они лишний раз подумают, прежде чем нарушить закон. 

- Игорь Юрьевич, ФАС довольно успешно проработала в прошлом году в плане снижения внутренних цен на нефтепродукты. Эта работа закончилась или в этом году следует ждать продолжения?

- Осенью 2008 года мы признали четыре крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании России нарушившими антимонопольное законодательство, занимающие доминирующее положении на рынке нефтепродуктов. Нарушение выразилось в поддержании монопольно высоких цен на топливо. Мы оштрафовали каждую из компаний на более чем 1 млрд. рублей, общая сумма штрафов составила почти 6 млрд. рублей. 
Тем не менее, динамика снижения цен на нефтепродукты в конце 2008 года явно не соответствовала динамике падения цен на нефть в мире. При более существенном падении цен в опте, динамика снижения цен в рознице отставала значительно
Читать также
, если в первом случае цены упали до 60%, то ценники в рознице изменились в среднем на 10-20%. 
В начале 2009 года был отмечен резкий рост цен на нефтепродукты в оптовом сегменте. 17 февраля мы сообщили о возбуждении новых дел в отношении четырех крупнейших нефтяных компаний России по признакам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов. Учитывая, что компании нарушают законодательство повторно, мы считаем, что после завершения процесса рассмотрения дел, данное обстоятельство может быть расценено как «рецидив» и станет основанием для наложения более крупных штрафов, чем осенью прошлого года.
Кроме того, я дал поручение всем территориальным органам проверить компании, занятые в нефтяном секторе и, в случае выявления признаков нарушений, возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства. По состоянию на конец апреля, наши территориальные органы уже возбудили почти 50 дел, всего признаки нарушений отмечены в работе более чем 250 компаний.

- А не связаны ли высокие цены на бензин больше с тем, что нефтяники покрывали свои потери от снижения цены нефти на мировом рынке? Ведь учитывая, что АЗС являются частью нефтяных компаний это им легко сделать. Не пора ли автозаправочные станции вывести вообще из-под влияния нефтянки?
- Практически на всей территории России уровень конкуренции на топливных рынках недостаточно высок. Преобладает тенденция присутствия в каждом из регионов двух или даже одного игрока с доминирующим положением, что фактически сводит на нет возможность появления здоровых конкурентных условий и, следовательно, рыночного ценообразования в рознице. Являясь конкурентоспособными компаниями на международном рынке нефтепродуктов, в России крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании практически не конкурируют между собой, поделив территорию страны на «регионы присутствия». В мировой практике АЗС - достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств сфера реализации нефтепродуктов России требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках. Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия федерального закона. В настоящее время соответствующее предложение включено в программу по развитию конкуренции в Российской Федерации, которая одобрена Правительством РФ.

- Есть ли у ФАС какая-то собственная стратегия, программа действий в этом направлении?  
 - Как я уже говорил, стратегия закреплена в Программе развития конкуренции и втором антимонопольном пакете законов, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Мы предлагаем ввести уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Мы надеемся, что вместе с оборотными штрафами и дисквалификацией чиновников и топ-менеджеров компаний за нарушение антимонопольного законодательства это станет действенной мерой против таких ярких противоправных действий компаний. 

- Игорь Юрьевич, наши естественные монополии часто вызывают негативную реакцию у жителей России. Особенно регулярное из года в год повышение цен на услуги этих монополий, например, на газ. Не пора ли им как-то изыскивать внутренние резервы вместо очередного повышения цен? 

- Цены субъектов естественных монополий регулируются Федеральной службой по тарифам. При регулировании ведомство должно соблюдать баланс интересов потребителей – доступность цен, а также поставщиков и производителей – гарантировать им эффективность функционирования.
 Внутренние резервы действительно необходимо изыскивать. В связи с этим мы предлагаем внесение ряда поправок в закон о естественных монополиях, направленных на повышение эффективности государственного регулирования в данной сфере, повышения прозрачности в деятельности субъектов естественных монополий и развития конкуренции в сопряженных сферах.

- Участвует ли ФАС в процессе утверждения инвестиционных программ естественных монополий? Информируют ли Газпром и Транснефть при проведении масштабных закупок оборудования по импорту Федеральную антимонопольную службу? 

- ФАС не участвует в процессе утверждения подобных программ. Участие со стороны антимонопольного органа возможно в рамках обсуждения инвестиционных программ субъектов естественных монополий. 
 Закупки – один из ключевых вопросов для повышения обоснованности издержек субъектов естественных монополий. В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Владимира Путина о необходимости изменения процедур закупок для нужд естественных монополий, а также госкорпораций и компаний с государственным участием путем введения открытых конкурсных процедур, мы подготовили соответствующие изменения в закон, которые в настоящий момент находятся на стадии обсуждения с профильными ведомствами. Введение этих процедур, по нашему мнению , позволит сократить расходы естественных монополий до 30%.

- Наиболее смелые из наших экспертов предлагают отменить НДПИ и ввести единую экспортную пошлину на экспорт нефти и всех нефтепродуктов, равную 80-85% от мировой цены на нефть. На их взгляд, это позволило бы решить одну из главных на сегодня задач ФАС - снижение внутренних цен на нефтепродукты. К тому же, по мнению экспертов, это может стать стимулом для увеличения загрузки нефтепереработки. Также может повыситься качество переработки с переходом от экспорта нефти, к экспорту более дорогих моторных топлив. Решится вопрос экономической целесообразности реконструкции перерабатывающих мощностей, сохранения доходов компаний и бюджета при сокращении нефтедобычи и цен на сырую нефть.

- НДПИ и экспортная пошлина – разные механизмы. Одно не может быть введено за счет другого. В настоящий момент на ближайшую перспективу предлагается отвязать расчет НДПИ от цен внешнего рынка, поскольку существенные колебания на внешнем рынке приводят к такому же существенному колебанию и на внутреннем рынке. Что касается экспортной пошлины, то здесь предлагается установить пошлину на темные и светлые нефтепродукты на уровне светлых и снизить пошлину на нефть. При этом пошлины на нефтепродукты не должны быть выше 90% от пошлины на нефть. Такое решение необходимо для повышения глубины нефтепереработки и насыщения высококачественными нефтепродуктами внутреннего рынка и экспорта нефтепродуктов с более глубокой степенью переработки. 


Просмотров 1447
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

18.02.2020
Алексей Забозлаев: Форум «Нефтяная столица» привлекает все больше участников

18.02.2020 НИКУЛЬШИНА НАТАЛЬЯ ДЬВОВНА ГЕОЛОГ МОСКВА

Уважаемые организаторы, хочу напомнить, что в этом году 21 июня, юбилей открытия первой промышленной нефти в Шаиме. Первооткрыватели ,это Ровнин,Эрвье,Шалавин,Урусов, и другие интересные люди. Хочу отметить, что Салманов к этому открытию НИКАКОГО, даже косвенного отношения не имеет.Мой тел. 89032705910. Могу выслать доументальный фильм 1964 года. Путь к первой нефти. Свердлрвская киностудия. На пленках нет, но в интернете найти можно.У меня еще есть фильм Главный геолог. Его по ЮГРА ТВ показывали.

18.02.2020
Юрий Трутнев: Россия отстает в разведке новых месторождений на шельфе

18.02.2020 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Слова-то красивые и правильные, а вот где дела? Только я знаю, как проводить донные сейсмические исследования на шельфе роботизированным способом; только моя конструкция автоматизированной донной установки может бурить скважины без людей (подробнее - в ЖЖ Aviagr). Сотни других изобретений - и все не востребованы ВИНКАМи, которые тратят деньги на "инструкции по поеданию колбасы" - т.н. "цифровизацию". Но цифрами, словно словом Божьим, скважину не пробурить, нефть не выкачать, от воды и мехпримесей не освободить - нужно ЖЕЛЕЗО! Работоспособное, надежное и недорогое. Словоблудием делу не поможешь...

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

17.02.2020 Константин Каприелов 66 лет - г. Надым Ленинградский проспект дом 2/2 кв 86

Замечательно, это то что нужно обсуждать на предстоящем форуме

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

Индекс цитирования