Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: Эффективность и ставка на инновации в производстве и в управлении - формула роста российской лесной отрасли

16 мая 2009/ 15:38
Иваново. Проблемы и перспективы развития отечественного лесопромышленного комплекса и направления реализации партийного проекта «Российский лес» обсуждались на круглом столе «Российский лес»: актуальные задачи и перспективные возможности». Мероприятие состоялос 15 мая в Ивановской областной Думе.
В его работе приняли участие представители Правительства Ивановской области, депутаты Ивановской областной Думы, представители областных лесничеств, органов природоохранного контроля и надзора, координаторы партийного проекта в местных отделениях партии. Открывая работу круглого стола, председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, член Генерального Совета партии «Единая Россия», куратор партийного проекта «Российский лес» Наталья Комарова отметила:
Сегодня для любой отрасли экономики самая актуальная задача – это создание платформы для посткризисного развития. Именно в нынешний непростой период определяется то, каким российский лесной комплекс выйдет на новый, жестко конкурентный мировой рынок. Очевидно, что преимуществами в такой борьбе могут быть только эффективность и инновации в производстве и в управлении.
Совершенствование системы управления лесным хозяйством и повышение конкурентоспособности отечественной лесной промышленности – ключевые задачи, лежащие в основе проекта «Российский лес» партии «Единая Россия». Проект реализуется уже несколько лет, и за этот период решены многие задачи по реформированию отрасли. Во всех субъектах Российской Федерации сформирована система управления в области использования лесов, в большинстве регионов утверждены документы лесного планирования; увеличивается количество площадей, переданных в аренду по основным видам использования лесов; со значительным превышением выполняются ежегодные планы поступления доходов от использования лесов на всех уровнях бюджетной системы; значительно активизировалась инвестиционная деятельность в сфере освоения лесов, развивается система школьных экологических движений.
Подробнее остановлюсь на наиболее актуальных на сегодняшний день направлениях работы.
Первое – противодействие нелегальным заготовкам и обороту древесины, повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день из России нелегально вывозится восьмая часть леса – до 25 миллионов кубометров в год. Недопустимо низкой остается выявляемость нарушений – всего 44%, а в некоторых регионах этот показатель не превышает 20%!
Для повышения эффективности борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины на законодательном уровне Федеральным законом от 14 марта 2009 года ? 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ряд законов, в том числе в части:
- разграничения полномочий между уровнями государственной власти по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах и мер пожарной безопасности;
- наделения государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере лесных отношений, полномочиями по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, а также государственного пожарного надзора в лесах;
- наделения должностных лиц указанных государственных учреждений правами и обязанностями государственных инспекторов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор, а также правом на ношение и применение специальных средств и служебного оружия.
Данные изменения законодательства вступают в силу с 1 января 2010 года. При этом для их эффективной реализации подготовлены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части наделения соответствующих должностных лиц полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и составлению протоколов о таких правонарушениях. Соответствующие предложения подготовлены к внесенному Правительством Российской Федерации проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который планируется рассмотреть во втором чтении в мае текущего года.
Вместе с тем, полагаю, что механизмов административной и уголовной ответственности для борьбы с нелегальным оборотом древесины недостаточно. В странах с интенсивным лесопользованием и развитой лесной промышленностью доказала свою эффективность система государственного контроля и учета заготовленной и переработанной древесины на пути ее движения от заготовителя к потребителю. Сегодня такой инструмент планируется запустить в России, например, апробировать систему электронного контроля в ряде дальневосточных регионов, где лесная контрабанда приняла угрожающие размеры.
Читать также
Одним из важных вопросов, требующих решения в системе государственного регулирования использования лесов, является создание в России национальной системы лесной сертификации и обеспечение ее международного признания. Стоит отметить, что дополнительным стимулом для создания системы может стать ужесточение правила экспорта лесопродукции в страны Евросоюза. На первые числа июня Европарламентом запланировано принятие законопроекта, в соответствии с которым лесопромышленные предприятия в Европе обяжут отслеживать и давать информацию о происхождении используемого ими леса и лесопродукции, а также его поставщиков. В случае если компания будет использовать или перерабатывать нелегально заготовленную древесину, она будет оштрафована, причем размер штрафа будет превышать стоимость нелегальной лесопродукции минимум в 5 раз, а за повторные нарушения штрафы удваиваются.
Теперь от компаний-импортеров будут требовать свидетельства легальности происхождения лесопродукции, а если этот продукт прошел несколько стадий переработки, особое внимание будет уделяться получению информации именно о месте и методах происхождения круглых лесоматериалов.
Очевидно, что внедрение собственных программ по отслеживанию таких цепочек для европейских импортеров крайне невыгодно и затратно, поэтому предполагается, что компании в массовом порядке будут требовать от экспортеров наличия сертификатов о происхождении продукции. Таким образом, это становится одним из условий сохранения доступа отечественной продукции на европейские рынки.
Важный аспект лесной политики – это государственная поддержка отрасли в условиях кризиса.
Подчеркну, что в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации четко определены критерии предоставления поддержки – на помощь вправе рассчитывать только те предприятия, которые ориентированы на обновление, снижение энергоемкости, продвижение на рынок конкурентоспособной продукции. Эти приоритеты сегодня во многом формируют повестку дня для предприятий лесной отрасли.
Прежде всего, необходимо ускорение технологической модернизации, в том числе повышение экологической эффективности промышленных лесозаготовок. Требуется переоснащение заготовительных предприятий на основе внедрения лёгких, маневренных, экологичных машин. Оборудование и технологии должны быть эффективными не только с позиций лесоэксплуатации, но и обеспечивать сокращение потерь древесины. Эти меры помогут, в том числе, повысить экологический рейтинг отечественных лесопромышленных предприятий и создать дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.
Один из направлений модернизации отрасли – повышение энергоэффективности, снижение себестоимости продукции за счет сокращения энергоемкости производства. Сокращение потерь энергии при постоянном росте тарифов на услуги естественных монополий, позволит предприятиям высвободить средства для развития высокотехнологичных производств, повышения качества и расширения ассортимента поставляемой продукции.
Учитывая то, что реализация этих задач во многом будет зависеть от доступности финансовых ресурсов, Программой антикризисных мер Правительства предусмотрено предоставление предприятиям отрасли кредитной поддержки для завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Кроме того, будет введена отсрочка платежей на 1-2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии.
Все эти меры поддержки отрасли неразрывно связаны с активизацией внутреннего спроса на лесную продукцию. Предприятиям не нужно цепляться за возможности сплавить лес за копейки, а стоит переориентироваться на внутренний рынок.
Ключевую роль будут играть государственные инвестиции и закупки в сфере жилищного строительства – локомотива лесопромышленного комплекса. Отмечу, что в числе мер поддержки жилищного строительства в условиях кризиса предусматривается, в том числе, развитие малоэтажного домостроения. Рассматривается вопрос по повышению эффективности использования древесины и древесных материалов в строительстве на квадратный метр площади (до 0,3 кубометров на квадратный метр площади, сегодня в России – 0,1 кубометр на квадратный метр площади, в США – 0,7).
Перспективным направлением для проницательных дальновидных инвесторов является переработка древесных отходов и низкокачественной древесины в биотопливо. Это не только увеличит доступность энергоресурсов, но и окажет благоприятное воздействие на окружающую среду. В этой связи, следует обратить пристальное внимание на готовящиеся ко второму чтению законопроекты «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», которые определены фракцией «Единая Россия» как приоритетные. В них заложены механизмы налогового, тарифного и бюджетного стимулирования предприятий, разрабатывающих и внедряющих природосберегающие технологии. В частности, обсуждаются предложения о субсидировании процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым на вовлечение в хозяйственный оборот и расширении объемов использования возобновляемых источников энергии. Рассматривается возможность предоставления налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, субсидий из бюджетов предприятиям, которые инвестируют средства в оборудование для получения сырья или готовой продукции из отходов, в том числе в сфере лесопереработки.
Убеждена - эффективно используя имеющиеся возможности, находя новые нестандартные решения проблемных вопросов, мы сможем реализовать все намеченное. Вспоминая классиков: не допустим грозы над русским лесом, разогнать надвинувшуюся угрозу развитию отрасли, сберечь и приумножить подаренные нам природой богатства! Ведь, как писал Паустовский в своей знаменитой «Повести о лесе», «мы тем и замечательны, что вспоили и вскормили свою народную силу в согласии с этой удивительной природой»!


Просмотров 1066
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

Индекс цитирования