Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Российские машиностроители готовят обращение в Правительство РФ по Штокмановскому проекту

27 августа 2009/ 07:56
Москва. 26 августа в Москве состоялась встреча руководства компании Shtokman Development AG с российскими промышленными предприятиями, на которой выступил главный исполнительный директор компании Юрий Комаров. Shtokman Development AG создана для разработки первой фазы крупнейшего в России Штокмановского газоконденсатного месторождения. Контрольным пакетом (51%) в компании владеет ОАО «Газпром», доли французской Total и норвежской StatoilHydro составляют 25% и 24% соответственно. Впечатлениями о встрече Агентство нефтегазовой информации попросило поделиться президента Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина. Приводим текст телефонной беседы А.Романихина с главным редактором АНГИ Римом Арслановым.

Рим Арсланов: Александр Владимирович, какое впечатление от выступления руководства компании Shtokman Development AG?
Александр Романихин: Понравилось выступление Юрия Александровича (Комарова, прим. ред.), который является специалистом мирового уровня во внешней торговле, и к которому я отношусь с большим уважением. Этот прекрасно образованный и интеллигентный человек стоял у истоков создания «Газпрома» и внес большой вклад в развитие отрасли. Сегодня у него новая сложная задача – руководство компанией, совладельцами которой являются три нефтегазовых гиганта. Естественно, что приходится увязывать разные интересы, достигать компромиссов, причем делать так, чтобы это не влияло на темпы реализации масштабного проекта.

Рим Арсланов: Так Штокмановское месторождение, как и Приразломное было открыто еще в СССР. Какие там темпы, если до сих пор работы не начались?
Александр Романихин: Да, Вы правы. Думаю, что если бы не развалили Советский Союз, то освоили Штокман без иностранцев, силами Мингазпрома. Наше министерство еще в 1979 году создало для разработки морских месторождений уникальную структуру «Арктикморнефтегаз». Но сейчас мы исходим из того, что есть, поэтому Shtokman Development AG приходится учитывать интересы всех своих акционеров.

Рим Арсланов: Как поставлена работа в Shtokman Development AG с обеспечением российского участия в проекте?
Александр Романихин: Если говорить о работе компании, то здесь я основные проблемы вижу в информационной политике. Это блок в компании, на мой взгляд, самый слабый. Так, постоянно говорят о какой-то программе обеспечения российского участия в Штокмановском проекте. Есть ли она? Если есть, то почему с ней нельзя ознакомиться? Мы предлагали Shtokman Development AG открытую публикацию базы потенциальных поставщиков, но воз и ныне там. Вроде бы они что-то там делали, но все это тайна, все в закрытом режиме.
Дошло до смешного. Компания не публикует предквалификационные анкеты, а без прохождения предквалификации подрядчики вообще не допускаются до тендеров. Зайдите на сайт российской компании, работающей на шельфе, например, «Роснефть». Там в открытом доступе размещены все инструкции по заполнению документов на предварительную квалификацию, заявка на участие, анкета претендента, образцы оформления пакетов на предварительную квалификацию, имя лица, которое отвечает за конкретный тендер. Всего этого на весьма убогом сайте Shtokman Development AG, который курирует управление информационной политики, вы не найдете.
Ладно, оставим «Роснефть». Возьмем иностранцев. Sakhalin Energy, которая тоже работает в России, опубликовала на сайте положение о закупках, рекомендации для подрядчиков, порядок представления жалоб, список основных подрядчиков…

Рим Арсланов: Вы приводите в пример «Сахалин-2», но он уже стал притчей во языцех. Считается, что именно там иностранцы обошли наших подрядчиков.
Читать также
Александр Романихин: Там была жестко закреплена 70% доля российского участия в подрядных работах. Закреплена федеральным законом. Сегодня закон о СРП критикуют, говорят, что там был затратный принцип и прочее. Согласен! Сам его критиковал в 90-е годы, когда все аллилуйю пели и лоббировали его принятие. Поправки готовил, подписи депутатов собирал. Ругали тогда нас сильно, немодным это было. Но в законе «О СРП», при всех его недостатках, была четко зафиксирована 70% доля обязательного российского участия. Убрать эту норму тогда не смогли даже самые ярые либералы и апологеты Запада.
Что мы имеем сегодня? Разговоры о стремлении ориентироваться на российское оборудование? И при этом никаких обязательных норм российского участия. Машиностроители должны хлопать в ладоши и радоваться, что в проект вошел «Газпром»? Извините, но это нефтегазовому машиностроению ничего не гарантирует. Я даже могу спрогнозировать, чем все это закончится.

Рим Арсланов: Интересно, чем?
Александр Романихин: Выберут некоторые строительные организации в качестве генподрядчиков, которые начнут бесконтрольно закупать машиностроительную продукцию за рубежом. При этом «пиарить» будут генподрядчика, , а то, что он перекачал деньги на Запад, останется за кадром. Привести пример? Совсем недавно, 7 июля на ОАО "Выборгский судостроительный завод" состоялся торжественный митинг, посвященный строительству первой очереди полупогружной буровой установки для Штокмана. Была проведена процедура освящения и крещения ПБУ. Много торжественных речей было. Супруга генерального директора ООО «Газфлот» дала имя платформе - «Полярная звезда». Давайте посмотрим, куда пошли деньги на эту «Полярную звезду».
ООО «Газфлот» подписал контракт в 2007 году с Выборгским заводом на сумму 59 миллиардов рублей, что по тому курсу превышало два миллиарда долларов США. И что делает завод? Верхние строения закупает у Samsung Heavy Industries (Южная Корея), а все буровое - у National Oilwell Varco (США). Причем на это ушли не норвежские или французские деньги, а деньги «Газпрома»! А всю начинку закупили на Западе. Теперь еще, в связи с изменением курса доллара «Газпрому», придется доплачивать за американское буровое оборудование. Возможно такое, если фиксирована доля российского участия? Никогда! Вместо разговоров «о недостатке опыта у российских предприятий», операторы сами будут искать поставщиков в стране и помогать им изготовить необходимое оборудование. Сегодня все силы тратятся на то, чтобы обосновать «невозможность изготовления оборудования на территории РФ».
На встрече в Shtokman Development AG были руководители Глобалстрой-Инжиниринг, Стройтрансгаз, Стройгазконсалтинг, Коксохиммонтаж и других известных подрядных организаций. Думаю, что кто-то из них войдет в число генеральных подрядчиков первой фазы Штокмановского проекта. Но что будет дальше? Если ОАО "Выборгский судостроительный завод" закупил все на Западе, а «Газпром» промолчал, правительство промолчало, то почему строители должны вести себя иначе?
При этом, как справедливо заметил на встрече представитель ОАО «Казанькомпрессормаш», наше нефтегазовое машиностроение находится в неравных условиях и привел в качестве примера Приразломный проект, куда импортное оборудование поступало без уплаты НДС и таможенных пошлин.

Рим Арсланов: И какой выход из этой ситуации?
Александр Романихин: Работать будем. В Правительство РФ обратимся. Объясним, что при сложившейся системе, машиностроители неизбежно будут «в ауте», а это огромные деньги, большое число потерянных рабочих мест. Штокмановский проект – не только нефтегазовое машиностроение. Есть нужда и в продукции других подотраслей, например, автомобилестроения. Понадобится 700 большегрузных самосвалов, а это 20% от мирового грузового автопарка. Будет приобретено два крана грузоподьемностью 1250 тонн, три крана грузоподьемностью 800 тонн и 70 кранов грузоподьемностью менее 400 тонн, 120 грузовых автомобилей, 20 бульдозеров, 40 экскаваторов, 200 автомашин, 240 автобусов. Я не уверен, что УралАЗ или КамАЗ при такой системе получат заказы.
Будем работать с руководством Shtokman Development AG, объясняя, в частности, недостатки их информационной политики. 22 сентября в Институте современного развития (председатель Попечительского Совета ИНСОР Д.А.Медведев, прим. Ред.) будет обсуждаться проблема транспарентности инвестиционных нефтегазовых проектов. Будут депутаты Госдумы, представители Счетной палаты, Минэкономразвития, ФАС, Минэнерго, Минпромторга. Там тоже обсудим ситуацию на Штокмановском проекте.
Просмотров 1140
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

28.11.2012
Игорь Жерж назначен генеральным директором ООО "РН-Юганскнефтегаз"

20.04.2019 Юкилевич Олег Валерьевич 50 лет

Игорь поздравляю! Твоя мечта сбылась. Привет из далёкого 1989 года г.Кировакан от Олега Юкилевич Ростов на Дону!

17.07.2017
Василий Богоявленский: О предсказании мест появления новых воронок на Ямале говорить еще рано

08.04.2019 Paul Che

В своё время, начиная ещё с далёкого-предалёкого детства и вплоть до поступления в ВУЗ, с некоторыми продолжительными перерывами, я жил на Крайнем Севере и потому очень хорошо наслышан о подобных происшествиях ещё с тех далёких пор.
— Такие выбросы случались там всегда, сопровождаясь красивейшими огненными всплесками с цветовыми переливами, запоминающимися на всю жизнь. Конечно лишь тем, кому посчастливилось улицезреть это чудо.
Кроме того, ваш покорный слуга является первооткрывателем так называемого «Клатратного Анабиоза», то есть разбирается в клатратной теме.
— Именно поэтому-то, ещё задолго до обнаружения в 2014 году воронки на Ямале я ПЕРВЫМ выдвинул идею о метановой подоплёке всех подобных явлений. О которых был наслышан от непосредственных очевидцев таких же точно непередаваемых по красоте тундровых «шоу».
Кстати, также первым из всех исследователей я объяснил и загадочную гибель целых стай птиц прям в воздухе, массовый падёж рыбы в водоёмах, и непонятное никому выбрасывание морских млекопитающих (китов, дельфинов и др.) на берег.
— И эти природные трагедии также связаны с выбросом различных природных газов, в том числе даже и водорода.
Смотрите — «СКРЫТАЯ УГРОЗА: НА КРАЮ БЕЗДНЫ» :
https://www.proza.ru/2013/01/20/1602

04.04.2019
Нижневартовские старшеклассники разработали проекты развития производственных предприятий СИБУРа

04.04.2019 Олег Сергеевич Кадькало 37

Ребята-участники, молодцы! Чемпионат СИБУРа- классное мероприятие, участвовать однозначно стоит - это хороший карьерный пинок и способ познакомиться с интересными людьми. Отмечу, что решение тестов кейсов - это непростое дело. Если вы их ранее не решали, надо готовиться. Порекомендую ресурс hrlider - посмотрите обязательно

03.04.2019
Россия увеличила в 2018 году поставки нефти в Турцию

04.04.2019 Сидоров Иван Петрович, 55

Турки приняли единственно верное решение - строить атомную станцию с Россией. Ничто так не "роднит" страны и обязывает к большему сотрудничеству, как заключение столь долгоиграющего контракта

03.04.2019
Нефтяники и правительство не смогли зафиксировать цены на топливо

03.04.2019 Климов Александр Петрович 66 лет

В документе фигурируют Минфин,Минэнерго,Фас и нефтяники,а где народ Или настоящий владелец природных богатств не причом.Дума и правительство далеко от нужд народа и живет своею жизнью,а народ это то на чем можно делать деньги.

19.03.2019
НОВАТЭК может отказаться от танкеров верфи «Звезда»

26.03.2019 Лященко Аркадий Евгеньевич

Насколько я понимаю, все 26 СПГ танкеров и 2 танкера для перевозки газового конденсата поименно указаны в распоряжении Правительства. Из них только 15 газовозов имеют ледовый класс Arc7. Для обслуживания строящегося второго завода Арктик СПГ-2 Новатэку понадобится еще 15 таких газовозов, которые и планируется построить на судоверфи "Звезда". Размещение заказов на этой российской судоверфи предусматривает, что эти газовозы будут работать под российским флагом. Кроме того, из 26 поименованных в распоряжении Правительства газовозов,только один принадлежит российской судоходной компании, остальные иностранным. Разумеется на иностранных газовозах работают иностранные моряки.
Акционерами Новатэка являются иностранные компании. В итоге о каком развитии
Северного морского пути Россией идет речь? СПГ вывозится полностью за пределы РФ частной компанией с иностранными акционерами в том числе, вывозится иностранными газовозами с иностранными экипажами, постройка судов осуществляется иностранными судовладельцами на иностранных верфях.

21.03.2019
В Югре отмечают день рождения мегионской нефти

23.03.2019 Слободина Наталья Александровна

Я в 1979 году проходила преддипломную практику в Геофизическом предприятии г. Нижневартовска. А в 1980 году приехала с мужем работать по распределению в г. Сургут. Больше
30 лет мы работали на Севере. С большой радостью хочу поблагодарить всех Нефтяников Севера, за их мужество, смелость и самоотверженность. Будьте здоровы!

11.01.2019
"ЛУКОЙЛ-Азербайджан" возглавил Айдар Абдуллин

18.03.2019 Гасанов Мехман Али оглы

Я вас приветствую и поздравляю что вы стали Директором ЗАО ЛУКОЙЛ-АЗЕРБАЙДЖАН.Благодарю за качественный продукцию,не смотря что сам я живу в России часто приходится ездить в Баку.Хорошо что есть в Баку ЛУКОЙЛ.В России и в Азербайджане заправится одним же топливом,здорова.Еще раз благодарю и поздравляю .Кстати брат родной работает в Баку на АЗС ЛУКОЙЛ.

13.03.2019
ПОЛИЭФ в 2018 году выпустил рекордный объем ПЭТ

14.03.2019 Иванов Иван Иванович

Посмотрим как поведет себя лист клена и липы после установки ваших каталиков...

07.03.2019
Роман Самсонов: От сформированных рабочих групп Минэнерго ждет поддержку в анализе и подготовке решений по НГК

12.03.2019 Бембеев Андрей Васильевич

Полностью согласен и поддерживаю начинание. Готов поделиться опытом.

Индекс цитирования