Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Газпром утвердил положение об аккредитации подрядчиков: В тарифах на газ может быть заложена оплата услуг «уполномоченных организаций»

31 августа 2009/ 08:47

Москва. 10 августа 2009 года заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Валерий Голубев утвердил порядок проведения аккредитации подрядчиков. Событие не сопровождалось пресс-релизом или каким-то информационным сообщением ОАО "Газпром", поэтому не освещалось в СМИ и осталось практически незамеченным. Вместе с тем инвестиционная программа Газпрома превышает 700 млрд. рублей и порядок взаимодействия с подрядными организациями весьма важен – от этого зависит эффективность работы газовой монополии.
Агентство нефтегазовой информации обратилось к трем подрядчикам "Газпрома" с просьбой прокомментировать последствия принятия этого документа, но они отказались не желая «осложнять отношения с заказчиком». На условиях анонимности на наши вопросы согласился ответить технический директор одной из компаний по монтажу и ремонту электротехники.

- Правда ли, что этим положением «Газпром» поддерживает дочерние компании, которым теперь достанутся деньги подрядчиков?
- Могу говорить только о нашей сфере деятельности, хотя, думаю, что в других областях ситуация аналогичная. Наши работы относятся к категории «Ремонт и наладка оборудования энергохозяйств», а свидетельство об аккредитации выдает ООО «Газпромэнергоинформ». Уж не знаю, какая она там дочерняя, но в списке дочерних компаний ОАО «Газпром» ее нет. Полагаю, что это обычная частная фирма, наделенная эксклюзивным правом проводить за деньги «оценку готовности» предприятия работать с ОАО «Газпром». Причем в положении даже не оговорена никакая финансовая планка – коммерческая структура сама будет определять, кому и сколько денег «объявить».

- В положении отмечено, что аккредитация необязательная и это как бы дополнительная услуга.
- Вы верите в то, что в «Газпроме» что-то бывает «необязательным»? Еще в 2001 году Управление энергетики «Газпрома» разработало «Положение об аккредитации организаций, выполняющих работы по ремонту и наладке оборудования энергохозяйств предприятий ОАО «Газпром». Чтобы снять все вопросы, предлагаю просто опубликовать выдержки из этого документа.
1.2.Аккредитация указанных организаций и их специализация осуществляется на основании решения руководства ОАО «Газпром» (№ Д-3-433 от 24.10.01 г.) и «Положения о техническом диагностировании, обслуживании и ремонте оборудования энергохозяйств предприятий ОАО «Газпром» (от 02.04.01 г.).
1.4.Документом, свидетельствующим об аккредитации организации в ОАО «Газпром», является “Свидетельство об аккредитации организации, имеющей право на выполнение ремонтных и (или) наладочных работ на оборудовании энергохозяйств предприятий ОАО «Газпром» (далее - Свидетельство об аккредитации), установленного образца, утвержденное в ОАО «Газпром».
1.5.Свидетельство об аккредитации действительно на всей территории Российской Федерации и является основным документом, дающим право на проведение указанных выше работ на предприятиях и в организациях ОАО «Газпром».
1.6.Проведение ремонтных и наладочных работ на оборудовании энергохозяйств предприятий ОАО «Газпром» организациями, не имеющими Свидетельств об аккредитации в ОАО «Газпром», запрещается.
4.3.Расходы, связанные с экспертизой документов, а также проверкой изложенной в них информации с фактическим состоянием дел, оплачиваются организацией - Заявителем на основании счетов-фактур, предъявленных уполномоченной ОАО «Газпром» организацией – ООО «Газпромэнерго».
После череды переименований в «Газпроме», название структуры сегодня пишется не слитно, а раздельно - ООО «Газпром энерго». Она является дочерней компанией «Газпрома», но кто-то решил эксклюзивное право проведения экспертизы передать ООО «Газпромэнергоинформ».

- Если аккредитация существовала и до появления положения, то зачем оно вообще подписано?
- Существовала и существует не только система аккредитации, но система аттестации продукции, система сертификации. Могу только предположить, что новый документ появился в результате какой-то аппаратной борьбы внутри компании. Возможно, что в чем-то обошли Тендерный комитет. Не знаю. Меняются названия уполномоченных организаций, фамилии, но суть остается прежней. Слишком много нахлебников вокруг каждого подряда.

- В чем отличительные особенности аккредитации в «Газпроме»?
- В том, что она платная. Причем деньги платят сторонней фирме. Этого нет ни в одной нефтегазовой компании, исключая АК «Транснефть» времен Семена Вайнштока. Там каждого подрядчика заставляли платить сторонней организации. Все это делалось под эгидой ОАО «ВНИИСТ». В феврале 2008 года новый президент АК «Транснефть» Николай Токарев в интервью газете «Ведомости» заявил: «При отборе подрядных организаций надо было пройти сертификацию в частном институте ВНИИСТ, принадлежащем практически той же группе физических лиц, что владела «Краснодарнефтегазом». Эта процедура в общем-то была искусственной, поскольку за прохождение сертификации ВНИИСТ получал соответствующую оплату. На сертификации подрядчиков он зарабатывал примерно $400 млн в год». Неплохо, верно? Почти полмиллиарда долларов США ежегодно на одной сертификации. Вот сейчас по этому пути может пойти «Газпром».
Аккредитацию подрядных работ проводят многие крупные компании, но только в «Газпроме» создан институт «уполномоченных фирм», которые на своем монопольном положении отлично зарабатывают.
Возьмем тот же ООО «Газпромэнергоинформ». Эта фирма не только проводит аккредитацию поставщиков. Она еще по поручению Управления энергетики ОАО "Газпром" занимается аттестацией оборудования  для ОАО «Газпром». И за это тоже берет немалые деньги. А информационно-справочная система «Энергоэксперт», где все вынуждены регистрироваться и платить тысячи долларов лишь бы получить доступ к информации Управления энергетики «Газпрома». Вот куда надо направить усилия ФАС России.
И это только одна из немногих «уполномоченных» структур газовой монополии. Их куча и каждая хочет получить свой кусок. Создана разветвленная система поборов с подрядчиков, когда каждый вид проводимых работ требует получения бумажек в одной из «уполномоченных» фирм. Все это сопровождается разговорами о том, что нам нельзя допустить недобросовестных подрядчиков. Как будто в «Роснефти», ТНК-BP, «Газпром нефти», «Сургутнефтегазе» их можно допускать! Они же все проводят предквалификационный отбор подрядчиков – никто против этого не выступает. Но делают это без всяких альянсов с коммерсантами и положений, в которых закреплен эксклюзив для «уполномоченных фирм».

- Кто пострадавшая сторона в этой ситуации?
- Малый и средний бизнес, который не может заказывать аккредитацию, аттестацию, сертификацию и прочее «уполномоченным фирмам» естественной монополии. Причем за каждый вид работ надо платить. Крупным компаниям проще – они потом просто закладывают эту цену в стоимость оказываемых услуг.

- Но это же сказывается на стоимости подрядных работ для монополии?
- И довольно серьезно. Причем это легализованный оброк, а не пресловутые «откаты» при получении подрядных работ. Мы имеем вроде бы легальный способ получения денег на счета сторонних организаций. О масштабах таких поборов можно судить из фразы президента АК «Транснефть» о ВНИИСТ, которую я уже упоминал.
Подобные «уполномоченные структуры» живут не в условиях нормальной конкуренции, не в рынке, а за счет эксклюзивных прав проводить «оценку готовности». Как только такое право у ВНИИСТ отобрали, то сразу могущественную когда-то структуру забыли. Никто сейчас не вспоминает о системе «добровольной» сертификации подрядчиков «Транссерт». Где сейчас уполномоченная фирма с громким названием «Национальный институт стандартизации экспертизы и сертификации транспорта» (АНО «НИСЭСТ»)? Именно ее бумажки были обязательным условием для допуска предприятий к подрядам «Транснефти».
Сегодня говорят, что «Газпром» вынужден секвестировать свою инвестиционную программу, что недостает денег и прочее. Так вникните поглубже, господа! Разберитесь в системе работы наших естественных монополий со своими подрядчиками. Тогда сразу появятся значительные резервы. Проблема в том, что этим никто не хочет заниматься. Думаю, что здесь есть большое поле для работы Минэкономразвития и ФАС России.

- Есть ли предпосылки к изменению ситуации?
- Ущерб государству наносится в конечном итоге через завышение стоимости инвестиционной программы, а это в условиях кризиса должно волновать правительство. Крупные подрядчики не будут выступать против системы – привыкли договариваться с естественными монополиями. Заплатят они эти деньги, а потом просто переложат все издержки на стоимость работ для «Газпрома».
В течение нескольких лет система поборов с подрядчиков в АК «Транснефть» существовала и все было вроде бы хорошо. Лишь смена первого лица компании и проблемы с подрядчиками ВСТО заставили о ней заговорить. Думаю, что в «Газпроме» тоже всех все пока устраивает и только изменения на самом высоком уровне заставят обратить внимание на систему работы с подрядными организациями. Сегодня я не вижу никаких предпосылок к изменениям ситуации к лучшему.

- Общественные объединения могут инициировать изменения?
- Не верю я в это. РСПП и ТПП этим не занимаются. ОПОРА России и Деловая Россия – тоже. На Союзнефтегазоборудование тоже надежды нет – он только хвалит «Газпром». Как будто в поставках оборудования нет посредников. Этого всего не знают в Союзнефтегазоборудовании? А что сделали? Лягнули только ООО «Газтехлизинг», которое не публикует результатов победителей проводимых тендеров, но ничего же не изменилось. Когда пытался до них достучаться, то они просто отмахнулись – не до подрядчиков им видно.
А между тем огромные объемы энергетического оборудования и кабеля прошли через ООО «Лайнгаз». Подобных «организаторов поставок» хорошо знают все российские предприятия, которые работают с «Газпромом». Они мимикрируют, меняют названия, но, как правило, группа лиц остается одна и та же. Фирмы имеют огромные обороты, но он них общественности ничего не известно. Такие структуры даже корпоративных сайтов не имеют. Дорого для них наверное. Зато корпоративы у них самые роскошные, а руководители входят в попечительские советы элитных бизнес-клубов и очень любят живопись.
Ассоциации подрядчиков Газпрома не существует, но, думаю, если и будет такая создана, то под его же эгидой. У поставщиков промышленной продукции так и произошло. Ассоциация производителей труб (тоже нет сайта), создана в 2004 году по сути самим же Газпромом.Учредителем структуры выступили ООО «Газкомплектимпэкс» (после ребрендинга «Газпром комплектация»), ООО «Газтагед» (еще один «организатор поставок»), ООО «ВНИИГАЗ», ОАО «ВНИИСТ», ООО «НИИгаэкономика», а заседания ассоциации проводит в офисе на Наметкина зампред Газпрома Александр Ананенков.

- Получается, что оппонентов такой системе нет?
- В Совет директоров ОАО «Газпром» входит министр экономического развития Эльвира Набиуллина, которая многое делает для развития конкуренции в нефтегазовом секторе. Я больше не вижу людей, которые могли бы что-то поменять. Не будут же члены правления выступать в роли унтер-офицерской вдовы. Наверное, такие люди как Э.Набиуллина, при поддержке ФАС России и должны заняться наведением порядка с системой подрядов в «Газпроме». Да и не только в «Газпроме», к сожалению. Сравните первоначальную стоимость Восточного нефтепровода (ВСТО) и его сегодняшнюю оценку. Как говорится, комментарии излишни.
Кому наносит ущерб система «уполномоченных фирм», эшелонированная оборона от ненужных конкурентов? Государству наносит ущерб. Это приводит к выполнению всех подрядных работ по завышенным ценам, а в конечном итоге отражается на всей экономике страны через рост тарифов. Каждый крупный нефтегазовый проект имеет свойство увеличивать свою цену. Все хотят «кушать» и получать с подрядов деньги. Ради Бога, зарабатывайте, но работайте на рыночных условиях, конкурируйте, а не пользуйтесь эксклюзивом, полученным от естественной монополии.
Избавлять надо подрядную систему естественных монополий от различных паразитирующих структур, за которыми, как предполагаю, стоят интересы людей в самой монополии. Основная задача таких структур получить право на какую-то «экспертизу», «организацию работ», «аккредитацию», «аттестацию», «сертификацию». Лишите их такого эксклюзива и все. Работать в условиях конкуренции они не могут. Смена высокого чиновника в естественной монополии обычно приводит к замене одной «уполномоченной фирмы» на другую, но, к сожалению, система не меняется.

- Ваша компания является подрядчиком «Газпрома»?
- Сейчас уже нет. Мы работаем с другими компаниями. Кстати, почему-то иностранцы нас допускают к подрядным работам, без всяких дополнительных проблем. Пробиться через нынешнюю систему в естественных монополиях очень сложно. Сильная бюрократия там и куча интриг всяких. Византия. К сожалению, суть вопроса, качество работ, квалификация, в такой системе мало кого интересуют. Приходится быть не инженером-энергетиком, а работать совсем по другой специальности.

От редакции. Учитывая серьезное значение поднятой проблемы, Агентство нефтегазовой информации предлагает посетителям сайта поучаствовать в опросе: Кто должен оплачивать аккредитацию подрядчиков Газпрома? Варианты ответов: Газпром, Подрядчик, Государство, Никто. Также можно свои отклики на публикацию присылать через специальный сервис на сайте "Отправить новость".
Обсудить тему на нефтегазовом форуме

Просмотров 9229
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования