Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Союзнефтегазоборудование: Реализация проектов в нефтегазовом комплексе не дает должного импульса развитию смежных отраслей промышленности

07 сентября 2009/ 15:48
Москва. Союз производителей нефтегазового оборудования сделал заявление об инфраструктурных проектах Газпрома и Транснефти. В завлении, в частности, говорится:
На территории Российской Федерации реализуются масштабные проекты по строительству газопроводов, нефтепроводов, морских терминалов, установок по переработке сырья, разработке месторождений на суше и континентальном шельфе. Многие такие проекты осуществляются естественными монополиями (ОАО «Газпром», АК «Транснефть») за счет собственных или привлеченных средств.

Инфраструктурные проекты ОАО «Газпром» и АК «Транснефть» проводят через крупных подрядчиков: ООО «Стройгазконсалтинг», ООО «Стройновация», ОАО «Стройпрогресс», ООО «Закнефтегазстрой-Прометей», ОАО «Стройтрансгаз», ЗАО «Коксохиммонтаж», ЗАО «Инжтрансстрой» и других. Подрядчики закупают машиностроительную продукцию: самосвалы, бульдозеры, автокраны, экскаваторы, погрузчики, трубоукладчики, сварочные агрегаты и много другого оборудования. В структуре закупок велика доля импортной промышленной продукции. Например, ООО «Стройгазконсалтинг» имеет в своем парке более 600 самосвалов Mercedes-Benz. На Ямале открываются сервисные станции, идет переобучение для перехода с отечественных грузовых автомобилей на иностранные. Все это серьезно сказывается на автопроме.

На денежные средства ОАО «Газпром» и АК «Транснефть», которые контролируются Правительством РФ, строительные подрядчики комплектуют свой автопарк не российской, а иностранной грузовой техникой. Ограничений здесь со стороны естественных монополий нет. Подрядчики же не имеют обязательств по публикации тендеров, поэтому их закупки проводятся в закрытом режиме. Даже ООО «Газтехлизинг», через которое Газпром централизованно закупает всю автотехнику, не публикует на своем сайте победителей проводимых конкурсов.
Естественные монополии, передав значительные суммы генподрядчику, относят их к категории «российское участие». Дальнейший перевод подрядчиками денег за рубеж в расчет не принимается и создается впечатление большого российского участия. Декларируемые цифры «высокого участия отечественной промышленности» в инфраструктурных нефтегазовых проектах не отражают реальности.

Аналогичная ситуация сложилась не только с автомобильной техникой, но и с прочей машиностроительной продукцией. Серьезную обеспокоенность вызывает ситуация со Штокмановским проектом. В 2007 году ООО «Газфлот» подписал с Выборгским заводом контракт на сумму более двух миллиардов долларов США, из которых, по оценке экспертов, более 70% окажется за рубежом. Shtokman Development AG планирует передать подряды нескольким компаниям, но норм по использованию продукции российской промышленности пока нет. Техники потребуется много. Для Штокмановского проекта нужно 700 большегрузных самосвалов, 240 автобусов, 40 экскаваторов, 20 бульдозеров, 120 грузовиков и другой промышленной продукции.

Российские машиностроители находятся в неравных условиях с иностранными компаниями - закупки по импорту осуществляются в льготном налоговом режиме. Так, для Приразломного проекта компания Севморнефтегаз уже ввезла списанную платформу Hutton, которая 15 лет добывала нефть и была утилизирована в Ставангере. При этом Севмоерфтегаз может ввозить оборудование
Читать также
без пошлин и НДС в течение всего срока реализации Приразломного проекта! Ввозить готовое оборудование, причем не самое лучшее, проще, чем развивать производство в своей стране.

В условиях кризиса, когда надо сохранять рабочие места в промышленности, ситуация с контролем российского участия в проектах Газпрома на шельфе хуже, чем при режиме СРП. В Федеральном законе О СРП существует обязательная 70%-ная норма российского участия. По каждому проекту СРП создается комиссия, контролирующая выполнение этой нормы. Сегодня проекты на шельфе реализуются без всяких обязательств недропользователя по отношению к российской промышленности. Нет ни норм, ни контроля, а призывы повышать российское участие в нефтегазовых проектах носят декларативный характер.

Не лучше ситуация с трубопроводными проектами. В декабре 2008 года подписан с Rolls-Royce (Великобритания) крупный контракт на ввоз газоперекачивающих агрегатов для проекта «Северный поток». В марте 2009 года подписан с Siirtec Nigi (Италия) другой крупный контракт на проектирование и строительство установки по подготовке газа для «Северного потока». Восточный нефтепровод (ВСТО) укомплектовывают нефтеперекачивающими агрегатами из Швейцарии, откуда тяжелое и металлоемкое оборудование доставляют на Дальний Восток.

Нефтегазовая отрасль для России является такой же стратегической, как и оборонно-промышленный комплекс. Но если госзаказ на вооружение получают российские предприятия, то те же заводы, изготавливающие по конверсии нефтегазовое оборудование, почему-то остаются без заказа. Если последует отказ поставлять запчасти или произойдет монопольное взвинчивание цен, то реализация любого стратегического проекта в нефтегазовом комплексе окажется под угрозой. Привязка крупнейших проектов к иностранной технике приводит к технологической зависимости российского сырьевого комплекса от зарубежных компаний. Стратегический проект «садится на иглу» - приходится запасные части ввозить из-за рубежа, платить инофирмам за техническое обслуживание, привлекать зарубежных специалистов.

Российская промышленность лишается инвестиций, сокращаются рабочие места, отсутствует перспектива развития, поэтому при таком масштабном импорте она обречена на дальнейшую деградацию. Высокая стоимость иностранной техники, по сравнению с российскими аналогами, особого значения для естественных монополий не имеет - они перекладывают издержки на промышленность и население, повышая тарифы. Ссылки на неконкурентоспособность российского машиностроения могут быть приняты, если проводятся открытые прозрачные конкурсы, а не закрытые закупки через генподрядчиков.

Норвегия и Китай, которые вообще не имели нефтегазового машиностроения, благодаря позиции правительства и государственных финансовых институтов, создали ее с нуля. В России, почему-то, иной подход. ВТБ - государственный банк, призванный поддерживать отечественное машиностроение, берет в начале 2009 года связанный кредит EXIM Bank of China на приобретение 30 китайских буровых установок. В дальнейшем на поставке делает бизнес дочерняя компания банка – «ВТБ-Лизинг». Закупки проводятся на безальтернативной основе, без российских предприятий и сделка наносит удар по группе российских заводов.

Меджлис Исламской Республики Иран принял закон, по которому доля национальных подрядчиков при реализации проектов по разработке нефтегазовых месторождений не может быть ниже 50%. Норму вынуждены соблюдать и все иностранные компании, участвующие в разработке крупнейшего газового месторождения Южный Парс. Научно-технический и производственный потенциал у России выше, но какие-либо нормы отсутствуют.

Необходимо срочное введение норм обязательного российского участия в инфраструктурных проектах, реализуемых естественными монополиями. Это обеспечит не декларативное, а реальное сотрудничество с промышленностью, заставит Газпром и Транснефть раскрыть планы закупок, существенно повысит прозрачность системы подрядных работ естественных монополий.
Сегодня реализация проектов в нефтегазовом комплексе не дает должного импульса развитию смежных отраслей промышленности. Учитывая объемы финансовых ресурсов в подобных проектах, речь идет о важной государственной задаче.
Просмотров 710
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

23.05.2019
Тюменцы могут не платить за вывоз мусора, если не находятся дома

24.05.2019 чаплыгина надежда степановна

с весны до осени находимся на даче.как оплачивать за мусор,лифт,да за всё?

18.05.2019
Тринадцать компаний получили право на проведение геологоразведки в Аргентине

22.05.2019 Джог Вадим Витальевич

Печально что нет наших компаний(

30.04.2019
Томские ученые разработали АПК для дистанционной разведки месторождений в Арктике

01.05.2019 Константин Каприелов, 65

Наличие углеводородных газов фиксируемых рекламируемым Программно-Аппаратным Комплексом, не свидетельствует на прямую о наличии залежей, т.к. эти газы могут просто свидетельствовать о наличии углеводородов не обязательно в залежах.
Залежи, когда они реально существуют, всё равно необходимо оконтуривать, определить мощность вмещающего углеводороды пласта и глубины его залегания. Этой задачи рекламируемый комплекс не решает.
И - ГЛАВНОЕ! Основные затраты в нефтегазодобыче приходятся на обустройство: бурение скважин, строительство промысловых установок и трубопроводов, а вовсе не на геологоразведку.

22.04.2019
Роман Самсонов: Работа министерств с экспертами позволит избежать непродуманных решений

22.04.2019 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

"...президент Союза Нефтегазопромышленников Генадий Шмаль, он является одим из инициаторов создания экспертного совета при руководстве отрасли, отметив особую роль прямого контакта экспертного сообщества с официальным руководством." Какой отрасли руководство и какими конкретно должностными лицами это руководство представлено?

28.11.2012
Игорь Жерж назначен генеральным директором ООО "РН-Юганскнефтегаз"

20.04.2019 Юкилевич Олег Валерьевич 50 лет

Игорь поздравляю! Твоя мечта сбылась. Привет из далёкого 1989 года г.Кировакан от Олега Юкилевич Ростов на Дону!

17.07.2017
Василий Богоявленский: О предсказании мест появления новых воронок на Ямале говорить еще рано

08.04.2019 Paul Che

В своё время, начиная ещё с далёкого-предалёкого детства и вплоть до поступления в ВУЗ, с некоторыми продолжительными перерывами, я жил на Крайнем Севере и потому очень хорошо наслышан о подобных происшествиях ещё с тех далёких пор.
— Такие выбросы случались там всегда, сопровождаясь красивейшими огненными всплесками с цветовыми переливами, запоминающимися на всю жизнь. Конечно лишь тем, кому посчастливилось улицезреть это чудо.
Кроме того, ваш покорный слуга является первооткрывателем так называемого «Клатратного Анабиоза», то есть разбирается в клатратной теме.
— Именно поэтому-то, ещё задолго до обнаружения в 2014 году воронки на Ямале я ПЕРВЫМ выдвинул идею о метановой подоплёке всех подобных явлений. О которых был наслышан от непосредственных очевидцев таких же точно непередаваемых по красоте тундровых «шоу».
Кстати, также первым из всех исследователей я объяснил и загадочную гибель целых стай птиц прям в воздухе, массовый падёж рыбы в водоёмах, и непонятное никому выбрасывание морских млекопитающих (китов, дельфинов и др.) на берег.
— И эти природные трагедии также связаны с выбросом различных природных газов, в том числе даже и водорода.
Смотрите — «СКРЫТАЯ УГРОЗА: НА КРАЮ БЕЗДНЫ» :
https://www.proza.ru/2013/01/20/1602

04.04.2019
Нижневартовские старшеклассники разработали проекты развития производственных предприятий СИБУРа

04.04.2019 Олег Сергеевич Кадькало 37

Ребята-участники, молодцы! Чемпионат СИБУРа- классное мероприятие, участвовать однозначно стоит - это хороший карьерный пинок и способ познакомиться с интересными людьми. Отмечу, что решение тестов кейсов - это непростое дело. Если вы их ранее не решали, надо готовиться. Порекомендую ресурс hrlider - посмотрите обязательно

03.04.2019
Россия увеличила в 2018 году поставки нефти в Турцию

04.04.2019 Сидоров Иван Петрович, 55

Турки приняли единственно верное решение - строить атомную станцию с Россией. Ничто так не "роднит" страны и обязывает к большему сотрудничеству, как заключение столь долгоиграющего контракта

03.04.2019
Нефтяники и правительство не смогли зафиксировать цены на топливо

03.04.2019 Климов Александр Петрович 66 лет

В документе фигурируют Минфин,Минэнерго,Фас и нефтяники,а где народ Или настоящий владелец природных богатств не причом.Дума и правительство далеко от нужд народа и живет своею жизнью,а народ это то на чем можно делать деньги.

19.03.2019
НОВАТЭК может отказаться от танкеров верфи «Звезда»

26.03.2019 Лященко Аркадий Евгеньевич

Насколько я понимаю, все 26 СПГ танкеров и 2 танкера для перевозки газового конденсата поименно указаны в распоряжении Правительства. Из них только 15 газовозов имеют ледовый класс Arc7. Для обслуживания строящегося второго завода Арктик СПГ-2 Новатэку понадобится еще 15 таких газовозов, которые и планируется построить на судоверфи "Звезда". Размещение заказов на этой российской судоверфи предусматривает, что эти газовозы будут работать под российским флагом. Кроме того, из 26 поименованных в распоряжении Правительства газовозов,только один принадлежит российской судоходной компании, остальные иностранным. Разумеется на иностранных газовозах работают иностранные моряки.
Акционерами Новатэка являются иностранные компании. В итоге о каком развитии
Северного морского пути Россией идет речь? СПГ вывозится полностью за пределы РФ частной компанией с иностранными акционерами в том числе, вывозится иностранными газовозами с иностранными экипажами, постройка судов осуществляется иностранными судовладельцами на иностранных верфях.

Индекс цитирования