Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: Мы продолжаем за копейки отдавать лесные ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение

10 сентября 2009/ 09:07
Москва. 9 сентября Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова выступила на «правительственном часе» по теме: «Об оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений». Наталья Владимировна, в частности, отметила:
- Сегодня регионы обладают беспрецедентной широтой полномочий в лесной сфере, и все мы вправе рассчитывать на то, что такое перераспределение прав и ответственности обеспечит эффективное и комплексное использование лесов, а также сохранение и преумножение лесных богатств.
Соглашусь с позитивными оценками работы, уже проделанной за 2,5 года со дня введения в действие Лесного кодекса.
Тем не менее, анализируя данные, которые получает Комитет по результатам мониторинга за реализацией лесного законодательства, необходимо отметить следующее.
Не буду возвращаться к вопросу о деятельности Правительства Российской Федерации по изданию соответствующих нормативных правовых актов, требующихся в соответствии с Лесным кодексом, т. к. этот вопрос уже обсуждался здесь. В отношении же нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, остановлюсь на тех, которые содержат значительное количество несоответствий и противоречий федеральному законодательству, так как в свою очередь является причиной пороков правоприменительной практики. В этой связи отдельно остановлюсь на ситуации, сложившейся с регулированием законами субъектов Российской Федерации вопросов заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Лесной кодекс Российской Федерации исходит из того, что при развитии договорных отношений в области использования лесов приоритет имеет аренда. Применение договора купли-продажи лесных насаждений носит ограниченный характер, и Кодекс изначально не предусматривал возможности его использования при заготовке древесины в предпринимательских целях. При этом установлено право субъектов Российской Федерации своими законами установить исключительные случаи заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Субъекты Российской Федерации, определяя данные исключительные случаи, должны были иметь в виду, что Лесной кодекс не возлагает на покупателя лесных насаждений по договору купли-продажи обязанностей по рациональному использованию, охране и защите лесов и не требует составления проекта освоения лесов, в отличие от арендатора лесного участка, который обязан осуществлять указанные действия. В этой связи применение договора купли-продажи лесных насаждений может быть оправдано только государственными или муниципальными нуждами.
Большинство субъектов Российской Федерации определили слишком широкий перечень случаев применения указанного договора, разрешив его применение в том числе в коммерческих целях.
Мы располагаем примерами, когда в отдельном субъекте Российской Федерации в 2008 году по результатам аукционов заключено 15 договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, в то время как договоров купли-продажи - 1394 с общим объемом изъятия древесины в 7 (!) раз больше, чем по договорам аренды лесных участков.
Названные цифры, нашли подтверждение и в докладах заместителя Министра сельского хозяйства и Руководителя Рослесхоза. Приведенные данные говорят о том, что мы продолжаем за копейки отдавать ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение, и ведем себя как временщики, как чужие и даже чуждые по отношению к лесу.
Читать также
Часто такие решения красиво упаковываются: малый бизнес, рабочие места и так далее. Но в данном случае ситуация доступными способами просчитывается: через рост расходов государственного бюджета или, если финансирование не осуществляется, то увеличивается площадь, на которой не осуществляется лесовосстановление, а следовательно, сокращаются запасы; через рост объемов «серых» и «черных» расчетов за лесные насаждения, а, следовательно, снижение налоговых поступлений, через потери из-за невведения новых мощностей по лесопереработке, а, следовательно, сокращение экономической активности, рабочих мест, и снова снижение налогового потенциала.
Полагаем, что субъекты Российской Федерации при должном контроле со стороны уполномоченных в сфере лесных отношений федеральных органов внесут в кратчайшие сроки соответствующие изменения в свои нормативные правовые акты.
И еще один пример. Во многих регионах допускается предоставление для осуществления рекреационной деятельности лесных участков в защитных лесах физическим лицам, которые фактически используют их для личных нужд.
Что касается эффективности использования лесов, поддержу заместителя Министра сельского хозяйства, в докладе которого прозвучал тезис: мы забываем о том, что лес - это не только древесина, но и другие ресурсы, в том числе пищевые и недревесные. От себя добавлю, что в экономическом отношении они не менее привлекательны. Продукция переработки, например, пищевых лесных ресурсов, пользуется заслуженной популярностью как на внутреннем, так и на мировом рынке. Однако на сегодняшний день используется этот потенциал недостаточно, хотя правовые возможности для этого созданы лесным законодательством.
Следствием указанной порочной практики становится повсеместное нарушение прав граждан на общедоступное пребывание в лесах и использование их ресурсов. Арендаторы лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, возводят ограждения и препятствуют доступу граждан на такие участки.
Правоприменителями зачастую не учитывается, что лесное законодательство исходит из того, что предоставление лесных участков в аренду возможно исключительно в том случае, если их использование осуществляется в предпринимательских целях, соответственно арендатором может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Считаю необходимым обратить внимание руководителей федеральных органов на необходимость более широкого применения правовых инструментов, предусмотренных Лесным кодексом, для контроля и надзора за исполнением регионами делегированных им полномочий.
Должна прокомментировать предложение о переносе на 2015 год сроков введения государственного кадастрового учета лесных участков.
Мы готовы на решение этой проблемы. Только при этом необходимо учитывать то, что Лесной кодекс Российской Федерации содержит нормы о кадастровом учете в связи с тем, что прежде было решено создавать единую систему регистрации недвижимости и прав на нее.
Поэтому принимая обсуждаемое решение мы должны, во-первых, синхронизировать новые сроки с вышеназванными правовыми нормами и, во-вторых, определить меры и сроки их реализации в установленный переходный период. Иначе, депутатам не одного созыва хватит работы в этом отношении.
В завершение отмечу, что фракция «Единая Россия» продолжит последовательное развитие лесного законодательства, руководствуясь главной задачей - обеспечить комплексное и устойчивое использование лесных ресурсов. Прежде всего, речь идет о введении норм, стимулирующих создание мощностей по глубокой и полной переработке древесины на территории Российской Федерации для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства. Для решения этой задачи сегодня разрабатывается пакет мер, связанных с запретом экспорта «круглого» леса, расширением инструментария государственно-частного партнерства при строительстве лесоперерабатывающих мощностей, а также тарифным, налоговым и бюджетным стимулированием прорывных инновационных проектов в лесной отрасли. Только в комплексе все эти меры приведут в движение инновационные процессы в отрасли и поддержат ее устойчивый рост.
Просмотров 1667
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.05.2020
Видеоконференция, посвященная добыче 12-миллиардной тонны нефти в Югре

21.05.2020 Стулов Пётр, спикер этой видеоконференции, 42 года

Хочу внести еще одну поправку по цифрам накопленной добычи по компаниям.
Накопленная добыча нефти с газовым конденсатом с начала разработки ПАО «Газпром» составила 344 млн.947 тыс.тонн на 01.05.2020 г. Благодарю за понимание прямого эфира.

16.05.2020
Минэнерго прорабатывает предложение РГО о создании в России стратегических хранилищ нефти

19.05.2020 Дед 66 лет

Может, скажете, что в СССР не было стратегических запасов? Куда дели?

18.05.2020
Видеоконференция о перспективах добычи российских сланцев на примере бажена

18.05.2020 Шпильман Алексадр Владимирович, 57

Киселёву Д Д
На первые два ваших вопроса у меня, к сожалению, нет ответов. Нужно проанализировать баланс запасов. Точно знаю, что такие месторождения с одной залежей в бажене есть. Но сколько их не считал. Как и соотношение запасов по многозалежным месторождениям, включающим бажен. Возможно, вам смогут ответить специалисты ФБУ ГКЗ.
3. КИН По А,В1, и B2 для бажена ,в принципе должен быть одинаковым, но по факту принят такой как на слайде.
Сами значения КИН вызывают вопросы, но как я говорил на конференции это скорее вопрос корректности оценки геологических запасов. Точность их оценки очень условна. Особенно, это касается определения эффективных нефтенасыщенных толщин.
Спасибо за вопросы и интерес к конференции!

15.05.2020
РГО предлагает создать в России систему хранилищ стратегического нефтяного резерва страны

15.05.2020 Александр Хуршудов

Это очень вредное предложение. Оно ведет к двум следствиям: 1) при низких нефтяных ценах компании будут стремиться продать свою нефть в хранилища и облегчить себе жизнь за счет государства, 2) никакие "стратегические резервы" России не нужны ибо 3/4 нефти и нефтепродуктов уходит (дешево) на экспорт.

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

15.05.2020 Шаманин Вениамин Анатольевич 60 лет

Александр Григорьевич, очень рад, что ваш оптимизм устремлен в будущее. Собственно, я работаю над тем, чтобы меньше потратить времени на перевод нд в новый режим работы, на другую идеологию, позволяющую в максимально-щадящем режиме регулировать добычу на мр без потерь или с минимальными потерями для к-ва скважин. Если вас данная тематика интересует- просьба сообщить адрес пя. Спасибо.

12.05.2020
Видеоконференция о перспективах сланцевой добычи в США

13.05.2020 Александр Хуршудов

Анатолию Ильюше:
Согласен с Вами. Геология бажена не благоприятствует разработке горизонтальными скважинами с многократными гидроразрывами пласта.
А что касается коронавируса... Думаю, все вернется на круги своя. Эпидемию испанки помните? Она ведь была намного страшнее. Но кончилась, как и все кончается на белом свете....

06.05.2020
Экономический эффект от программы повышения операционной эффективности на Саратовском НПЗ составил более 1 млрд рублей

07.05.2020 Даниил Петрович Щ.

Отличный пример адекватной политики руководства, которое способно слышать инициативы собственных сотрудников, потому что уверено в их профессионализме. Теперь эта уверенность подкреплена конкретными цифрами. Остальным производствам остается только брать пример с НПЗ.

09.03.2020
В 2020 году в Башкирии построят 7 метановых АЗС

22.04.2020 Михаил

Здравствуйте.Когда откроется метан заправка уфа аэропорт?

21.04.2020
Трамп объяснил падение цены на нефть WTI финансовым давлением

21.04.2020 Юстас

Ничто так не определяет дальнейшую линию как такие вот временные явления. Отказ от поставок заставит продавцов вываливать некупленную нефть снова на рынок. Это повлечёт кризис перепроизводства. И что в результате? Тут думаю не нужно быть экономистом,чтобы понять.

13.04.2020
На Ямале начался шестой этап строительства моста через реку Пур

15.04.2020 Денис Крылов

Раньше только на переправе зарабатывали бабки, а теперь ещё и мост станет золотой жилой!)

Индекс цитирования