$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

В Госдуме создана рабочая группа для подготовки законопроектов по внедрению экономических механизмов природопользования

24 сентября 2009/ 15:20
Москва. Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии создал рабочую группу для подготовки законопроектов по внедрению экономических механизмов природопользования. Соответствующее решение утверждено на заседании комитета сегодня - 24 сентября.
Рабочая группа в ближайшее время рассмотрит предложения экспертов и членов Высшего экологического совета по вопросам оценки риска причинения ущерба окружающей среде, экологического страхования, экологического нормирования и другим актуальным направлениям развития законодательства. Комментируя актуальность этих вопросов в ходе заседания Высшего экологического совета, председатель комитета Наталья Комарова отметила:
«В осеннюю сессию работа Комитета и Высшего экологического совета будет посвящены законодательному внедрению инструментов формирования природосберегающей экономики.
Очевидно, что плацдарм для запуска экономических регуляторов, стимулирующих инвестиции в ресурсосберегающие и природоохранные мероприятия, может обеспечить только система экологического нормирования.
В соответствии с комплексом мер по охране окружающей среды, который был утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации 18 августа текущего года, законопроект, предусматривающий переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, планируется подготовить уже вот в течение осени, до конца осени он должен быть разработан и внесён в Государственную Думу.
В пакете с этим решением правительством разрабатываются меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих наилучшие существующие технологии.
В Государственной Думе находится ещё один законопроект - "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона "Об энергосбережении и повышении энергетической и экологической эффективности". Он принят в первом чтении и вызвавший довольно много споров и предложений, но, на мой взгляд, настала точка кипения, когда, в конце концов, решение нужно принимать и вводить его в практику.
По мере готовности этих документов предлагаю обсудить их на заседании Высшего экологического совета. В этой связи, начиная с сегодняшнего дня рабочая группа будет осуществлять сбор и анализ соответствующих предложений.
Прежде всего, необходимо провести оценку возможности использования двух важных инструментов, которые в ближайшее время могут войти в обойму природоохранных мер, - это оценка экологических рисков и страхование в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
На мой взгляд, один из приоритетов развития экологического законодательства состоит в том, чтобы обеспечить реализацию принципа «двух ключей» для хозяйствующих субъектов, оказывающих воздействие на окружающую среду.
Первый ключ - это современная система экологической паспортизации хозяйствующих субъектов и территорий, включающая оценку рисков, и опирающаяся на нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и антропогенную нагрузку.
Второй защитный инструмент - это экологическое страхование, позволяющее, с одной стороны, привлечь внебюджетные средства для финансирования природоохранных мероприятий, с другой стороны, в перспективе максимально использовать этот механизм в качестве источника инвестиционных ресурсов для обновления и модернизации изношенных основных фондов предприятий.
На сегодняшний день много разногласий среди экспертов вызывает предложение о совмещении платы, по крайней мере, эти предложения о страховании вызывают такую интерпретацию, как будто бы речь идёт о совмещении платы за негативное воздействие на окружающую среду и экологического страхования. При этом когда мы в схожих ситуациях страхуем, например, жильё, ни у кого не вызывает сомнение необходимость одновременно с этим уплаты коммунальных платежей. Полагаю, что и в случае экологического страхования можно было бы расценивать ситуацию именно так конструктивно и прагматично, а не как дополнительную нагрузку на тех, кто занимается той или иной отраслью народного хозяйства.
Кроме того, следует учитывать то, что действующий механизм исчисления и изымания платы за негативное воздействие на окружающую среду, во-первых, не стимулирует природоохранную деятельность предприятий, во-вторых, не соответствует реальному объёму затрат, которые следует осуществлять в случае нанесения вреда окружающей среде. Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов является нецелевым платежом за вред, наносимый в определённой степени «согласованными» загрязнениями окружающей среды.
При этом по 40 процентов этих платежей идёт в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, 20 процентов в федеральный бюджет. Если сопоставить эти данные с экономическим ущербом, в том числе вследствие техногенных аварий и катастроф, ликвидация последствий которых более чем на 90 процентов покрывается из федерального бюджета, становится очевидной необходимость совершенствования механизма взимания и распределения платежей, а также расширение практики экологического страхования.
Отмечу, что эти задачи соответствуют политике развития устойчивого природопользования, в числе направлений которых - законодательное закрепление ответственности хозяйствующих субъектов за ликвидацию нанесённого ущерба, а также обеспечение реинвестирования платы за использование природных ресурсов и объектов в их восстановление и воспроизводство. Так называемое «правило Хартвика», лежащее в основе концепции устойчивого развития экономики.
Второй аспект, требующий методического и нормативного обеспечения, это управление рисками. Прежде всего, их количественная и качественная оценка.
Развитие этого направления, в связке с экологическим аудитом, страхованием, организацией и мониторингом динамики загрязнения и экологических показателей, позволит создать эффективный экологический сектор экономики.
Спрос на вовлечение в оборот этих инструментов уже сегодня обеспечивается, например, при принятии решения в сфере территориального планирования о размещении промышленных объектов, реализации международных проектов, связанных с трансграничным экологическим воздействием, так как строительство газопровода Nord Stream, разработка шельфовых месторождений. Полагаю, что выработка национальных стандартов и методик, а также развитие механизмов саморегулирования позволят обеспечить значительный рост этого сегмента экономики».
Просмотров 498
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^