Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Союзнефтегазоборудование: Внутренняя конкуренция в машиностроении напоминает споры на палубе тонущего корабля

15 октября 2009/ 09:29
Москва. На вчерашнем заседании Государственной Думы министр промышленности и энергетики Виктор Христенко остановился на прозрачности инвестиционных программ естественных монополий, чтобы избежать дискриминации российских производителей оборудования. Сразу после этого Агентство нефтегазовой информации организовало опрос посетителей на тему: "Ваше отношение к затратам естественных монополий".

Выступление министра и предварительные результаты опроса комментирует член Редсовета Агентства Александр Романихин.
Прежде всего хотелось бы отметить, что планомерная и системная работа Агентства нефтегазовой информации по повышению прозрачности закупочных процедур естественных монополий нашла отклик в органах государственной власти. Сегодня в России очень нужны СМИ, занимающие активную позицию по поддержке российской промышленности и, что не менее важно, умеющие профессионально это делать, привлекая ведущих экспертов. Агентство разместило много интересных материалов по проблеме закупок естественных монополий, вопросах сохранения российской промышленности для нефти и газа. Материалы внимательно изучались в профильных комитетах Государственной Думы, министерствах и ведомствах, их читали члены советов директоров естественных монополий. Аналитика авторов Агентства легла в основу
Читать также
материалов круглого стола в ИНСОР по проблеме транспарентности инвестиционных нефтегазовых проектов, который состоялся в сентябре с участием депутатов Госдумы, представителей Минпромторга, Минэнерго, Газпрома, Роснефти и многих отраслевых компаний.

Три предкризисных года были триумфом отечественного нефтегазового машиностроения. Было восстановлено производство отечественных буровых установок, созданы стационарные и мобильные буровые нового поколения. На качественно более высокий уровень перешло сотрудничество буровиков и машиностроителей. На машиностроительные заводы возвратились из коммерции квалифицированные специалисты - конструкторы, технологи, рабочие. Созданы мощные промышленные группы: ГМС, Интегра, Кунгур, Римера, Борец, способные конкурировать с иностранными поставщиками. Подобные структуры способны привлекать средства для инвестиций в свое развитие, развивать сотрудничество с нефтяниками и газовиками, развивать конструкторские коллективы, обновлять технологическое оборудование, обеспечивать должное сервисное обслуживание и ремонт поставленной техники.

Сегодня мы стоим у критической черты, отметил Романихин. Российское нефтегазовое машиностроение может просто исчезнуть. Я не сгущаю краски, но ситуация такова, что за впечатляющими цифрами нефтегазовых инвестпроектов, реализуемых в России, не стоит их наполнение отечественной промышленной продукцией. Всех интересует лишь быстрая реализация самих нефтегазовых проектов, а развитие соответствующей отрасли промышленности остается за кадром. Критики российской продукции очень любят приводить в пример легковые автомобили и бытовую технику, которая в России только импортная. Вот, дескать, не умеют ничего машиностроители делать, поэтому и ввозим из-за границы.

Выглядит забавно, когда люди, не работавшие в отрасли и попавшие недавно "по призыву" в "Транснефть" или "Газпром" начинают объяснять машиностроителям, что "сложные условия эксплуатации требуют закупки только качественного оборудования". Интересно военные (а среди них много людей в погонах) любители импортной техники подводные лодки тоже покупали за рубежом? Или бомбардировщики, истребители, танки, артиллерийские установки? Или может быть межконтинентальные ракеты приобретали? Скажут, что это вопрос национальной безопасности. Так сегодня насосы "ГМС", буровые "Интегры", турбобуры "Кунгура", превенторы ВЗБТ - вопрос не меньшей национальной безопасности в нашей нефтегазодобывающей стране! Как можно садиться на импортную технологическую иглу, отказываясь от производства своего оборудования.

Очень многое упирается в так называемую "затратную схему", когда расходы естественных монополий в правительстве эксперты детально не анализируют, не вникают, что позволяет выезжать за счет повышения тарифов. Фактически финансовое бремя импортных закупок монополии через тарифы перекладывают на промышленность и население.

Сегодня очень много мифов вокруг отечественного нефтегазового машиностроения. Например, миф о том, что в СССР ничего не делали для шельфа. Мне довелось проводить в ТПП совещание по проблемам оборудования для шельфа, где главный конструктор "Уралмаш-буровое оборудование" продемонстрировал  участникам успешно реализованные проекты по созданию отечественных буровых установок.

Мне бы хотелось особо остановиться на том, что проблемы касаются всех предприятий машиностроительного комплекса. Необходимо временно забыть о внутренней конкуренции и объединить усилия, чтобы достучаться до власти. Так, традиционно считается, что УралАЗ и КамАЗ конкуренты по определенной номенклатуре грузовых автомобилей. Но если работы на Штокмановском проекте будут проводиться на импортных самосвалах, то "в ауте" окажется как завод в Челябинской области, так и в Татарстане. Пострадают многие предприятия группы "Русские машины", производящие строительную технику. Именно грузовые автомобили и строительная техника нужны в инфраструктурных нефтегазовые проектах, таких как разработка шельфа, строительство нефтепроводов и газопроводов. Аналогичная ситуация в сегменте тяжелых буровых установок, где лидером является "Уралмаш-буровое оборудование". В производстве мобильных буровых лидирует "Кунгур", превенторов - ВЗБТ, систем ППД - ГМС, нефтедобывающих насосов - Борец и т.д. Нам надо прекратить внутренние распри и споры, которые сегодня подобны выяснению отношений на палубе тонущего корабля. Все силы надо бросить на восстановление внутреннего рынка, на принятие радикальных мер и наполнению всех крупных нефтегазовых проектов, реализуемых естественными монополиями в России, собственной промышленной продукцией.
Просмотров 515
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

21.02.2018
Первый зампред комитета Госдумы по энергетике выступил за льготы добывающим компаниям в Арктике

21.02.2018 Ришат Вахитов

Ну правильно. Минвостокразвития есть. Минкавказ тоже. Надо Минсевер. Только как быть с западом ?

20.02.2018
ЛУКОЙЛ и Республика Коми развивают сотрудничество в социально-экономической сфере

20.02.2018 Кетов Петр Сергеевич

И такое развитие должно быть в каждом районе и уголке Республики Коми, несмотря на то, что добыча происходит на севере республики.
Лукойл выделяет милионы рублей на площадки, строительство. А сколько трилионов долларов они здесь заработали...

19.02.2018
Александр Хуршудов: "Полигоны в законе" придуманы ради новых льгот для сланцевой нефти

20.02.2018 Александр Хуршудов

Ришату Вахитову:
Так ведь бюрократия подчиняется такой же бюрократии...
Ворон ворону - глаз не выклюет....:)))

19.02.2018
Ришат Вахитов: Подготовка, подбор и расстановка кадров - задача под номером ноль для всех руководителей страны

19.02.2018 Ришат Вахитов

Роман, для того чтобы:
"Для переквалификации хотя бы кого-то из них надо привлекать в наставники не топ-менеджеров, вышедших из этой же толпы, а тех управленцев-практиков, кто согласится потратить свои время и силы на наставничество"
нужно объединяться,формировать свою позицию,своё профсообщество. Как Вы считаете?

16.02.2018
Крупнейшие предприятия РФ поделятся опытом на конференции "Импортозамещение в нефтегазовой промышленности"

17.02.2018 Лебедев Владислав Анатольевич, 25 лет

Считаю в первую очередь необходимо обратить внимание на предприятия оказывающие сервисное обслуживание, продажу и аренду бурового оборудования. Много иностранных предприятий занимаются этим. Необходимо кардинально поменять отношение в этом вопросе.

09.01.2018
E.ON продаст финскому Fortum долю в компании Uniper, связанной со строительством "Северного потока-2"

15.02.2018 Мигин Олег Алексеевич 42 года

Фортум уже заявлял, что относится с уважением к обязательствам и планам компании Uniper и не намерен их каким либо образом нарушать. Если Uniper поддерживает или участвуют в газовом проекте, то и Фортум намерен это продолжать. Компания давно и плодотворно сотрудничает с Газпромом и не политиканствует в бизнесе, делает свою работу и зарабатывает. К тому пока не ясно, какую именно долю акций в целом будут выкупать и будет ли идти речь о поглощении, ранее речь шла лишь выкупе доли, которую компания рассматривала как перспективную инвестицию. В любом случае речи о срыве строительства газопровода не идёт и заранее ясно, что компания будет выполнять взятые на себя обязательства.

08.02.2018
Ришат Вахитов: Кадровые проблемы являются основной причиной неудач в замещении импорта в России

12.02.2018 Наливайко Антон Борисович, 46 лет

Пока не поздно, уберите подальше из компаний так называемых экономистов. Оставьте одного грамотного бухгалтера. Вместо экономистов поставьте технарей. И будет вам импортозамещение. Потому что экономист не разбирается в насосе или расходомере, он не знает особенностей. Он знает нужные ему цифры. Из-за этого экономисту не нужно эффективно работающее предприятие. Его задача - экономить. Вот и покупают неподходящие запчасти или не покупают их вовсе. А за его «работу» расплачиваются премиями-выговорами-увольнениями технари.

06.02.2018
Наталья Филина: Моя задача - создавать комфортные условия для работы нефтегазовых компаний

09.02.2018 Филина Наталья

Добрый день, Ришат!
По оценке разных источников, износ основных фондов в нефтегазодобывающей промышленности составляет 50-60%. Влияние износа основных фондов на безопасность производства сопоставимо с проблемами нарушения требований охраны труда и промышленной безопасности работниками ОПО.

22.12.2017
Минэнерго присвоило УСТЭК статус единой теплоснабжающей организации Тюмени

08.02.2018 Мигин Олег Алексеевич 15 июня 76года

Городу нужна единая компания отвечающая по всем вопросам теплоснабжения. С ней и обновление сетей и улучшение теплоснабжения будет продвигаться быстрее. Уже сейчас администрация говорит о снижении аварийности на 25%, а ведь компания только месяц работает, но сам факт объединения компаний и всех городских теплосетей заранее дал ясные цели и хорошие результаты.

Индекс цитирования