Как банки влияют на производство буровых установок в России
Член Редсовета Агентства нефтегазовой информации, президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин уделяет много внимания проблеме производства бурового оборудования в России, поэтому мы попросили его прокомментировать сложившуюся на рынке ситуацию.
Корр.: Александр Владимирович, что Вы можете сказать о деятельности компании "Интегра"?
А. Романихин: Компания купила три машиностроительных актива - в Екатеринбурге, Тюмени и Костроме. Все три актива были частными и приобретались по договорной цене. Прежние собственники довели заводы "до ручки" и они практически простаивали.
Компании, практически одновременно с "Роснефтью", удалось выйти на IPO и привлечь средства для восстановления и развития предприятий. Ни привлекая ни копейки из бюджета "Интегре" удалось с честью выполнить эту задачу. Инфраструктура заводов была восстановлена, а ушедшие в коммерцию, из-за невыплат зарплат, квалифицированные рабочие, конструкторы, технологи, вернулись на предприятий.
Руководители "Интегры", ранее работавшие в нефтегазовом комплексе, наладили взаимодействие с заказчиками и обеспечили загрузку машиностроительных производств. Так, был подписан самый крупный в истории российского нефтегазового машиностроения контракт на поставку тяжелых буровых установок для освоения полуострова Ямал. И этот контракт был успешно выполнен. Благодаря "Интегре", на "Уралмаш" началась жизнь, заработало производство. В Екатеринбурге было создано мощное конструкторское бюро, которое спроектировало и запустило в производство новые тяжелые буровые установки "Екатерина", а также мобильные буровые установки. Они оказались такими удачными, что их даже немцы приобрели. Европейские и американские компании и в советское время не приобретали российские буровые установки, поэтому подобные сделки наглядно свидетельствуют о конкурентоспособности буровых "Интегры".
В Костроме "Интегра" освоила изготовление современного отечественного цементировочного комплекса. На Тюменском судостроительном заводе впервые была налажена сборка буровых установок. Предприятия компании до кризиса лидировали в своих регионах по росту объемов производства, заработной плате, темпам внедрения новой техники и многим другим показателям...
Корр.: Что же произошло с "Интегрой" во время кризиса?
А. Романихин: Произошло не только с "Интегрой", но и с другими предприятиями по выпуску буровых установок. Группе "Кунгур", Волгоградскому заводу буровой техники и многим другим предприятиям (по кооперации на производству буровых установок задействованы сотни заводов) был нанесен сокрушительный удар. Июнь 2009 года, самое тяжелое время, наши заводы задыхаются от резкого снижения заказов, а Газпромбанк подписывает соглашение о связанном китайском кредите на ввоз в Россию китайских буровых установок. Без всяких конкурсов китайским импортом на $300 млн оснащается малопонятное ООО "Эриэлл Нефтегазсервис".
Корр.: Что же это за ООО, кто за ним стоит, кто собственник?
А. Романихин: Не знаю. Но это, к сожалению, не единственная сделка банкиров по буровым установкам из Китая. Аналогичное соглашение подписывает и ВТБ. Государственный банк, между прочим...
Корр.: Вокруг этой сделки был большой скандал, Агентство нефтегазовой информации освещало эту проблему.
А. Романихин: Меня не интересует криминальный аспект. Завышение цен, подставные фирмы, распил кредита - пусть с этим разбираются те, кому положено. Как и с тем, ржавеют ли тайге китайские буровые установки. Меня интересует больше другое - почему в тяжелейший кризисный год, ВТБ и Газпромбанку позволили заключить эти сделки? Они нанесли тяжелейший удар российскому нефтегазовому машиностроению.
Корр.: Вернемся к "Интегре". С чем Вы связываете наезд на компанию?
А. Романихин: Я хорошо помню, когда компания "Интегра" несколько лет назад приобретала хозяйство Кахи Бендукидзе, то было много криков в духе того, что «пришли, чтобы развалить». В результате производство отечественных тяжелых буровых установок не умерло лишь благодаря деятельности этой компании. Все знают, что из себя представлял Тюменский судостроительный завод и завод "Стромнефтемаш". Руины это были, а не заводы. Так уж собственники работали. "Интегра" купила заводы не на залоговых аукционах и не за ваучеры пенсионеров, а у частных собственников за живые деньги. Купив, вложила туда средства и обеспечила предприятия заказами. Хочется особо подчеркнуть, что ни копейки у государства компания не брала. Все средства привлекались с фондового рынка и за счет заказов нефтяников и газовиков. Бесспорно, что Интегра, ГМС, Кунгур, Борец, ОЗНА, Уралтехнострой - наиболее эффективные компании, которые являются гордостью нашего нефтегазового машиностроения.
Сегодня, когда обвинять "Интегру" в "развале производства" смешно, вспомнили сделку пятилетней давности и пытаются ее оспорить. Позвольте, "Интегра" у государства приобретала эти активы? Нет. Она приобретала их у частной, коммерческой структуры.
Совершенно другой вопрос, каким образом вообще государственная собственность превратилась в частную. Только "Интегра" здесь уж точно не при чем. Надо вспомнить ваучерную приватизацию, когда "Уралмашзавод" купил за ваучеры господин Бендукидзе. Все упирается в пересмотр итогов приватизации, чего правительство делать не собирается.
Корр.: Получается, что Уралмашзавод - частная структура с "патриотичным" названием и ничем от "Интегры" не отличается?
А. Романихин: Отличается. "Интегра" уже несколько лет успешно изготавливает и отгружает нефтяникам и газовикам буровые установки, а Уралмашзавод говорит о том, что собирается приступить к их производству. Ну и поддержкой Газпромбанка отличается.
Какая-то политика странная для такого солидного учреждения. Банк способствует масштабному импорту буровых установок в Россию и наносит тем самым удар по нефтегазовому машиностроению. Потребители оборудования "Интегры" получают какие-то странные письма с "предупреждением", а их рассылку сотрудник Газпромбанка объясняет принципом "разумной предусмотрительности". Такие действия подрывают репутацию добросовестной компании, которая, насколько мне известно, всегда выполняла свои обязательства перед нефтяниками и газовиками. Это эффективный собственник, создавший успешное производство.
Корр.: Мы имеем дело с попыткой рейдерского захвата успешного производства?
А. Романихин: Не хочу употреблять резких выражений, но случай вопиющий. Именно такие компании как "Интегра" могут конкурировать с китайскими и западными фирмами, только они могут реально противостоять экспансии иностранных буровых установок. Компания доказала свою состоятельность в части развития российского производства. Под предлогом проверки сделки пятилетней давности, идет попытка перевести активы от эффективного собственника фирме, которая последние пять лет отличалась в нефтегазовом машиностроении только большим числом пресс-релизов о масштабных "намерениях".
Корр.: Говорят, что на "Уралмашзаводе" платят сейчас больше денег, чем в "Интегре", квартиры дают специалистам. За счет чего, каких средств, если они не производят буровые установки?
А. Романихин: Не знаю. У Газпромбанка большие возможности. Самые разные возможности. Хотелось бы, чтобы он использовал их не для вбивания клина между отечественными предприятиями, а для консолидации и противодействия зарубежной экспансии. Внутренняя конкуренция сегодня, как я уже отмечал ранее, подобна выяснению отношений на палубе тонущего корабля. Скорейшему погружению российского нефтегазового машиностроения под воду способствует политика банков в сфере связанного кредитования, о котором уже много говорилось и подобное отношение к эффективным собственникам.
Корр.: Почему о сделке пятилетней давности вспомнили сейчас?
А. Романихин: Кому нужны были цеха с дырявой крышей, долги и социальные обязательства. Когда вложены средства, налажено производство, отношения с нефтяниками и газовиками, станки работают, осваивается новая техника - вот тогда компания интересна. Суть претензий-то в чем - "вернуть" активы, как я понимаю.
Корр.: Могут ли эти две компании сосуществовать на рынке вместе?
А. Романихин: Конечно, могут. Посмотрите, что происходит с буровыми установками для континентального шельфа. Мы их 100% закупаем за рубежом. Причем на деньги Газпрома. И это наиболее масштабные инфраструктурные проекты в нефтегазовом комплексе. Вот где Газпромбанку и ОМЗ необходимо усилия приложить! При производстве оборудования для континентального шельфа могут быть задействованы и другие предприятия весьма профильного для этого холдинга ОМЗ.
Корр.: Почему же ОМЗ при поддержке Газпромбанка не идет на континентальный шельф?
А. Романихин: Думаю, что из-за недооценки важности и перспективности вопроса. Предполагаю, что некоторые руководители производство обычных буровых считают "синицей в руке", тем более, что пример успешной "Интегры" перед глазами. Возможно, что отобрав это производство у "Интегры", им больше ничего не надо. Наверное, с позиции ряда частных лиц и так, но уж точно - не с позиции государства. Мы обязательно должны играть на рынке оборудования для освоения собственного шельфа, а не перекачивать миллиарды долларов иностранцам за ввоз буровых установок.
Корр.: Интегра не занимается производством оборудования для шельфа. В чем причина?
А. Романихин: Могу высказать только свои предположения. Во-первых, "Интегра" уже заняла и довольно успешно расширяет производство отечественных буровых установок нового поколения. Самые ответственные и перспективные нефтегазовые месторождения: Бованенковское, Ванкорское и пр. - осваиваются с помощью техники группы "Интегра". Это очень серьезная ниша, которая требует большой концентрации сил. Во-вторых, поставки на континентальный шельф довольно сильно "политизированы", поэтому "Интегре", которая не имеет за спиной лоббистскую мощь Газпромбанка, довольно сложно в эти игры играть.
А вот Газпромбанк-ОМЗ со своими связями и заводами прекрасно вписываются в тематику континентального шельфа. И не нужно будит "кошмарить" эффективного собственника...
Корр.: Лоббисткую мощь да в мирное русло.
А. Романихин: Конечно! Прошляпили Сахалин, Приразломное. Уже две буровые для Штокмана закупили в США, а здесь идут "военные действия" по добиванию островков успешного отечественного производства. Встречаться надо, объединять усилия, координировать действия, а не воевать.
Корр.: А позиция государства какая?
А. Романихин: Правительству, руководству Уральского Федерального Округа, Администрации Свердловской области предстоит объективно и непредвзято взглянуть на ситуацию. Под лозунгом "объединим флагман отечественного машиностроения - Уралмашзавод" может быть проведено уничтожение самого успешного в стране производства буровых установок.
Прекрасно понимаю, что слово "Уралмашзавод" для многих государственных ушей более благозвучное и привычное, чем "Интегра". Но пять последних лет именно "Интегра", а не "Уралмашзавод" разрабатывала и производила буровые установки. Эффективных промышленников надо поддерживать, что и делают в тех странах мира, которые лидируют по производству нефтегазового оборудования. Как сказал великий Дэн Сяопин "Не важно, какого цвета кошка - белого или черного. Важно как она ловит мышей".
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.
20.07.2023
События отрасли - 20 июля
А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык