$60.47 +1.07%
$ 80.72
€ 94.51
               

Ветку Обская—Бованенково могут передать в ОАО "Ямальская железнодорожная компания"

Коммерсант
26 ноября 2010/ 07:58
Минэкономики придумало, как избавить "Газпром" от 500 км непрофильных железных дорог стоимостью 130 млрд руб., не продавая их ОАО РЖД. Ветку Обская—Бованенково планируется внести в капитал ОАО "Ямальская железнодорожная компания" (ЯЖДК). Однако это будет лишь формальным решением проблемы, потому что в результате "Газпром" станет основным акционером непрофильной для него ЯЖДК. Продать этот актив будет так же сложно, как и саму железнодорожную ветку.

Как сообщили "Ъ" в Минэкономики, министерство нашло новую схему решения проблемы по избавлению "Газпрома" от железной дороги Обская—Бованенково. Эта ветка протяженностью 525 км в Ямало-Ненецком автономном округе из района Салехарда на север, на Ямал, к месторождениям монополии. В сентябре 2009 года премьер Владимир Путин на выездном совещании на Ямале предложил избавить "Газпром" от непрофильного бизнеса путем продажи железной дороги ОАО РЖД. Тогда глава "Газпрома" Алексей Миллер уточнял, что сумма сделки должна покрыть затраты на ветку — 130 млрд руб.,— но президент ОАО РЖД Владимир Якунин сразу назвал эту цифру "нереалистичной".

В среду господин Якунин заявил, что Минэкономики и Минтранс признали приобретение ветки у "Газпрома" экономически нецелесообразым. Вчера в министерствах "Ъ" подтвердили, что такой вывод сделан по итогам предварительного анализа, поскольку сделка приведет к дополнительной тарифной нагрузке на грузоотправителей. "В рамках действующего тарифного прейскуранта, который распространится на Обскую—Бованенково в случае ее выкупа, она не будет окупаемой для ОАО РЖД — слишком мал грузооборот",— поясняют в Минэкономики. Альтернативой могло бы быть установление исключительного тарифа на данном участке, но и тогда многократно увеличится тарифная нагрузка на "Газпром".

Поэтому сейчас Минэкономики считает, что "Газпром" может передать ветку Обская—Бованенково в уставный капитал ЯЖДК. Именно эта компания является единым эксплуатантом железных дорог на Ямале, в том числе других участков, принадлежащих "Газпрому" (за исключением Обской—Бованенково). По мнению Минэкономики, передача ветки в ЯЖДК к увеличению тарифов не приведет. "ЯЖДК не является субъектом естественной монополии, поэтому система тарифообразования естественной монополии будет формироваться исходя из рыночной конъюнктуры",— поясняют в министерстве. Однако формирование рынка на данном направлении выглядит сомнительным — основным грузоотправителем все равно останется "Газпром".

Он же станет и основным акционером ЯЖДК. Сейчас владельцами компании являются ОАО РЖД и корпорация "Урал промышленный — Урал полярный" (УПУП; по 45% акций), а также предприниматель Яков Крафт, контролирующий 10% акций. Однако у ЯЖДК практически нет активов, и если "Газпром" внесет в компанию ветку стоимостью 130 млрд руб., то сможет претендовать на полный контроль над ЯЖДК, говорит аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. В ОАО РЖД и УПУП от комментариев по возможному приходу нового акционера в ЯЖДК отказались.

Источник "Ъ" в "Газпроме" добавляет, что вариант Минэкономики монополии неинтересен. "Передача ветки в ЯЖДК ничего не меняет для "Газпрома",— поясняет собеседник "Ъ".— Монополии интересна продажа непрофильных активов". С этим соглашается Светлана Гризан из "ВТБ Капитала". Она отмечает, что "Газпрому" нужны средства, а "в данной схеме никакого экономического смысла нет". Андрей Рожков уточняет, что даже если "Газпром" консолидирует свои железнодорожные ветки на базе профильной ЯЖДК, шансы на капитализацию этого бизнеса крайне малы. "Это слишком длинные инвестиции, ни один инвестор не будет вкладывать в этот актив таких денег",— поясняет аналитик.

Сейчас в связи со строительными работами по ветке перевозится 200 тыс. тонн грузов в год, говорит источник "Ъ" в "Газпромтрансе" (перевозит грузы по Обской—Бованенково). В 2011 году грузопоток может сократиться вдвое — закончится перевозка труб для трубопровода Бованенково—Ухта. "Максимально возможный объем перевозимых грузов планировался на уровне 2-2,5 млн тонн в год, в основном это строительные грузы, трубы, оборудование, а также частично углеводороды",— говорит источник "Ъ". Но, уточняет он, инвестиции даже при таком грузопотоке будут окупаться очень долго.

Просмотров 1257
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^