Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Владимир Лаптев: Политика нефтяников дестабилизировала рынок геофизического сервиса и ввергло его в состояние хаоса

05 марта 2011/ 08:59

Уфа. В почти 150-летней истории развития российской нефтегазовой промышленности важная роль по праву принадлежит геофизике. Усилиями выдающихся учёных и практиков нефтяников, геологов, геофизиков в стране была создана мощная высокотехнологичная геофизическая служба, обеспечивающая информационные потребности энергетических отраслей при поиске, разведке и разработке нефтегазовых месторождений, бурении и ремонте скважин. Свое мнение о современных проблемах геофизиков высказал в своей статье первый вице-президент Евро-Азиатского геофизического общества Владимир Лаптев.

В условиях плановой экономики геофизическая наука, приборостроение и сервис находились непосредственно в составе отраслевых министерств, финансировались и эффективно работали в тесном контакте с их нефтегазодобывающими и поисково-разведочными региональными подразделениями. С переходом к рыночной экономике, ликвидацией отраслевых министерств, реализацией нефтегазовыми компаниями программ освобождения от «непрофильных активов» эти установившиеся связи были нарушены и в отношениях нефтегазовых компаний с отечественным геофизическим сервисом накопились проблемы, ещё более обострившиеся в связи с мировым экономическим кризисом[1,2]. Скорейшее их разрешение - в интересах обоих участников рынка. Рассмотрим наиболее существенные среди них.

Стратегическое партнёрство. На мировом рынке геофизического сервиса ведущую роль играют американские, российские и китайские компании. Другого в ближайшей и удалённой перспективе в мире не просматривается. В советский период на долю СССР приходилось примерно 15% мирового рынка геофизического сервиса, остальной объём контролировался американскими компаниями. В настоящее время российский сервис на мировом рынке практически не представлен. Его место успешно осваивают китайские сервисные компании, позиции которых оцениваются примерно 10%. На наш взгляд, российскому нефтегазовому бизнесу и государству, как мировому лидеру по добычи нефти и газа, стратегически выгодно иметь первоклассных отечественных игроков на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичных наукоёмких геофизических услуг. Существующий в стране научный, технический и технологический потенциал позволяют это сделать. Как более мобильный, геофизический сервис может первым прокладывать дорогу нефтегазовым компаниям на новые рынки. Информационная и экономическая безопасность нефтегазовых компаний при работе с российским сервисом обеспечивается надёжнее и с меньшими затратами. Не менее важно также иметь предсказуемого по менталитету партнёра, с которым проще, быстрее можно договориться, оперативно и к взаимной выгоде решать возникающие проблемы как на внутреннем, так и на мировом рынках.

С позиций государства поддержка развития геофизической науки, приборостроения, высокотехнологического сервиса соответствует курсу на модернизацию экономики страны и обеспечению её национальной и энергетической безопасности. Кроме того, государство при взаимодействии с нефтегазодобывающими странами мира получает ещё и серьёзный инструментарий для достижения внешнеэкономических целей.

Ценовая политика . К сожалению, в реальной жизни последнего 20-летия такого стратегического партнёрства не получилось в силу целого ряда объективных и субъективных причин. Нефтегазовые компании, освободившись от непрофильных активов, сняли с себя какую-либо ответственность за состояние и развитие отечественной геофизики, пережившей стресс шоковой терапии и дезинтеграции. Вместо поддержки сервисные геофизические компании на тендерах стали испытывать со стороны нефтегазовых компаний жёсткий экономический прессинг в целях получения сиюминутной прибыли от снижения затрат на геофизические исследования. С началом мирового кризиса сложившиеся ранее крайне низкие цены были в очередной раз опущены на 10-15%. В результате на рынке установились цены ниже или близкие к себестоимости производства геофизических услуг. Добропорядочным и законопослушным геофизическим компаниям обеспечить в этих условиях качественные, эффективные и безопасные геофизические исследования стало экономически невыгодно и, практически, не возможно. Утверждённые Минэнерго РФ, МПР РФ и ОАО «Газпром» методические указания по ценообразованию МУ ГИС-98, производственно-отраслевые сметные нормы на геофизические услуги ПОСН 81-2-49 и Единые районные единичные расценки (ЕРЕР, 1990 г.) обязательные для применения на территории Российской Федерации, практически перестали действовать. Условия выполнения и финансирования работ, устанавливаемые нефтегазовыми компаниями, стали носить явно выраженный дискриминационный характер. Например, срок оплаты выполненных работ увеличен с 30-60 дней до 120 дней, договора заключаются на короткий срок, без авансирования. При проведении тендеров вопросы качества, эффективности и безопасности геофизических исследований отошли на задний план, уступив «пальму первенства» стоимостным показателям. Оценка квалификации подрядчиков по уровню технического и технологического оснащения, культуре производства, системе управления качеством услуг, безопасности работ, уровню подготовки специалистов, как правило, не проводится. Последовавший по завершению первой фазы кризиса рост мировых цен на нефть, никак не повлиял на смягчение ценовой политики заказчиков. Всё это дестабилизировало рынок геофизического сервиса и ввергло его в состояние хаоса.

Появилось большое количество недобросовестных подрядчиков, широко практикующих откровенный демпинг при низком качестве геофизических исследований и большом риске потерь, связанных с аварийностью и безопасностью. Как показывают расчёты, экономия на геофизике оценивается долей процента от суммарных ежегодных капитальных затрат нефтегазовых компаний. Риски же потерь при не эффективном использовании капитальных вложений из-за не качественной геофизической информации составляют 10-12%. Чем чревато это для нефтегазовых компаний наглядно показали аварии в Мексиканском заливе и на Саяно-Шушенской ГЭС. Крупные отечественные геофизические компании в таких условиях лишились возможности инвестирования в развитие новой техники и технологий, теряют свои конкурентные преимущества и вымываются с рынка. Далее по цепочке лишаются источников финансирования отечественные компании, занимающиеся разработкой наукоёмкой геофизической аппаратуры и программного обеспечения, а затем наступают тяжёлые времена со сбытом у высокотехнологичных компаний геофизического приборостроения. Складывающаяся на российском рынке в целом неблагоприятная для отечественного сервиса ситуация весьма выгодна иностранным сервисным компаниям. Располагая необходимыми финансовыми средствами, они готовы вложить капитал в поглощение ключевых игроков, чтобы в конечном итоге установить свой контроль над рынком. Возможность увеличения иностранного присутствия на российском сервисном рынке до 70-80% вполне реальна в свете недавно заявленных государством и нефтегазовыми компаниями очередных продаж предприятий сервиса [6]. Для сравнения доля иностранного геофизического сервиса в США и Китае ниже 5%.

Негативные экономические, технологические, социальные последствия подобного развития событий вполне предсказуемы и очевидны. Для нефтегазовых компаний неприятным сюрпризом станет рост примерно в 5-10 раз цен на геофизические услуги. По главным характеристикам своей деятельности при работе на внутреннем и, тем более, мировом рынках нефтегазовые компании попадают в информационную зависимость от американского или китайского геофизического сервиса. Отечественный геофизический сервис, наука, приборостроение понесут невосполнимые потери, а страна лишится ещё одной высокотехнологичной сферы науки и бизнеса, в которой Россия традиционно занимала ведущие в мире позиции. С точки зрения государства иностранные компании, получив информационный доступ к изучению и оценке недр, эффективностью своих работ будут влиять на формирование и прирост ресурсной минерально-сырьевой базы экономики России, что ставит под угрозу национальную и энергетическую безопасность страны.

Будем надеяться, что подобный сценарий не выгоден ни государству российскому, ни отечественным нефтегазовым компаниям, ни, тем более, национальному геофизическому сервису, науке и приборостроению. Для преодоления хаоса, стабилизации ситуации на сервисном рынке, установления цивилизованных отношений между российскими сервисными и нефтегазовыми компаниями необходимо предпринять целый ряд шагов, как со стороны регулятора, так и со стороны недропользователей и сервиса.

Регулятор рынка. В этом качестве, как следует из Положения о Министерстве, должно выступать Минэнерго РФ, которое «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса». Как отмечалось выше, утверждённые в 90-е годы нормативные документы по ценообразованию в геофизике МУ ГИС-98, ПОСН 81-2-49 и ЕРЕР в настоящее время практически не работают. Частично это оправдано тем, что в их основе многие подходы не учитывают особенностей рынка и унаследованы из плановой экономики.

Для принятия оперативных мер по стабилизации ситуации на рынке геофизического сервиса Евро-Азиатским геофизическим обществом (ЕАГО) совместно с ведущими геофизическими компаниями предлагается регулятору (Минэнерго РФ или любому другому государственному органу) ввести временно, сроком на 3 года, укрупнённые тарифы на геофизические работы, рассчитанные на основе ЕРЕР. Они дифференцированы по основным нефтегазоносным провинциям России, видам и условиям исследований. В каждой из провинций тарифы соответствуют типовой по глубине и конструкции скважине. Пересчёт тарифа к стоимости работ для реальных глубин и скважинных условий осуществляется с помощью поправочных коэффициентов. При расчёте тарифа состав применяемых комплексов методов, технология, качество и безопасность работ учитывались в соответствии с действующими нормативными документами. Тариф включает себестоимость работ и прибыль в размере 20%. Последнее связано с высоким темпом научно-технического прогресса в геофизике, быстрой сменой поколений применяемой техники и технологий, необходимостью обеспечения должного уровня конкурентоспособности отечественной геофизики. Тарифы привязаны к мировым ценам на нефть. Это сделано для того, чтобы сервисные компании предсказуемо могли развивать бизнес, разумно строить техническую политику и больше выделять средств на финансирования НИОКР для обеспечения конкурентоспособности сервиса и эффективного решения проблем нефтегазовых компаний. До утверждения тарифа предлагается образовать под эгидой Минэнерго РФ согласительную комиссию из представителей нефтегазовых и сервисных компаний. После выработки окончательной редакции, тарифы можно было бы утвердить и ввести в действие. Это позволит постепенно начать процесс оздоровления рынка и установления на нём цивилизованных отношений. Одновременно ЕАГО с участием специалистов нефтегазовых и сервисных компаний приступает к разработке нового регламента по ценообразованию в геофизике, отвечающего современным рыночным реалиям.

Режим наибольшего благоприятствования. Введение такого режима со стороны нефтегазовых компаний и государства сроком на 3-5 лет крайне необходимо для преодоления последствий кризиса и вывода российской геофизики на путь устойчивого развития. В рамках такого режима при прочих равных условиях предпочтение при получении заказа должны иметь российские компании, а договорные отношения должны строиться на долгосрочной и взаимоприемлемой финансовой основе. Тендерные комиссии должны допускать к конкурсу только предварительно квалифицированные компании с безупречной репутацией. При квалификации претендентов на участие в тендере главными критериями должны быть геолого-экономическая эффективность, качество, безопасность работ, технико-технологическая оснащённость, культура производства. Это позволит отсечь от участия в тендере недобросовестные фирмы-однодневки, пресечь попытки демпинга и в целом оздоровить отношения недропользователей с сервисом. Из тендеров должны быть убраны названия, марки геофизической аппаратуры и оборудования иностранного производства, без применения которых заказ на проведение работ не может быть получен. Кроме коррупционной составляющей такими дискриминационными мерами тормозится развитие отечественного НИОКР и приборостроения. Введение подобного режима позволит российской геофизике получить необходимую передышку от изнурительной борьбы на выживание и направить свои усилия на консолидацию разрозненных сил, техническое и технологическое развитие, укрепление конкурентоспособности и возврат утраченных позиций на внутреннем и мировом рынках.

Инновационная политика. Ведущие американские сервисные и нефтегазодобывающие компании и Минэнерго США ежегодно тратят на НИОКР в области геофизики огромные средства. Например, компания Schlumberger на обеспечение лидирующих в мире позиций своего нефтегазового сервиса вкладывает в НИОКР $ 1,5 млн.сут. Китай в 2010 г. выделил на НИОКР только в области геофизических методов исследования скважин 10 млрд. юаней сроком на 5 лет. Минэнерго РФ и отечественные нефтегазовые компании на эти цели средств не выделяют. В 2010 г. общий объём затрат со стороны сервисных и приборостроительных компаний на НИОКР в геофизической области составил по России в целом примерно $ 10-15 млн. В советское время на эти цели тратилось около $ 150 млн.год. Удручает то, что созданные даже на эти мизерные средства прорывные российские разработки по достоинству оцениваются и впервые получают путёвку в промышленность у иностранных, а не российских нефтегазовых компаний. Например, уникальная аппаратура электрического каротажа через обсадную колонну, которая во всём мире считается высшим в геофизике научным и технологическим достижением, востребована и поставляется, прежде всего, китайским нефтяникам.

Наверстать упущенное из-за 20-летнего перерыва в финансировании НИОКР не просто, но, как показывает Китай, возможно. Путь копирования достигнутого кем-то вряд ли целесообразен. Научный и производственный потенциал геофизических приборостроительных компаний, военно-промышленного комплекса, ВУЗов страны позволяет создавать технику, технологию, программное обеспечение с опережающими конкурентов характеристиками. Прежде всего, необходимо ликвидировать отставание в области каротажа в процессе бурения (MWD, LWD), геофизическом сервисе морских скважин, морской и наземной сейсморазведке, электрических имиджерах, аппаратуре и средствах доставки для исследования действующих горизонтальных скважин. Вместе с тем необходимо закрепить российский приоритет в программном обеспечении для геологического и гидродинамического моделирования на суперкомпьютерах, прорыв в исследовании скважин, оборудованных УЭЦН, интеллектуализации действующего фонда добывающих и нагнетательных скважин. Необходимо построить в ведущих научных центрах страны 3-4 установки физического моделирования, имитирующих 3-х фазный поток в действующих скважинах с регулируемым углом наклона ствола. Для обеспечения единства геофизических измерений с целью повышения точности определения начальных и текущих запасов месторождений углеводородов необходимо построить базовый для страны метрологический центр с полным набором эталонных моделей пластов. Разработка такой 5-ти летней программы НИОКР возможна силами ЕАГО с привлечением специалистов нефтегазовых, сервисных, научных и приборостроительных компаний. Для её финансирования потребуется привлечение средств государства, нефтегазовых и сервисных компаний в объёме не менее $ 500 млн.год.

В заключение хотелось бы отметить, что решение поднятых в статье вопросов требует совместных усилий как со стороны Минэнерго РФ, МПР, нефтегазовых и сервисных компаний, так и сообществ, объединяющих инженеров нефтяников, газовиков, геологов и геофизиков. Публичное и широкое обсуждение поднятых вопросов могло бы способствовать их скорейшему разрешению.

Просмотров 848
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

04.02.2020
В Казахстане, в случае вреда экологии, будут обязывать восстановить природу

28.10.2020 Алтынай 10 лет

Я считаю, что ВСЕ жители Казахстана должны уважать и защищать природу. В новостях уже писали что через 80 лет на планете Земля полностью исчезнет кислород! Это недопустимо, поэтому как можно быстрее надо принимать решения по восстановлению природы, иначе будет уже поздно.

25.10.2020
Два взрыва произошли на российском нефтяном танкере в Азовском море

26.10.2020 Курбанова Татьяна, 69 лет.

Пары нефтепродуктов очень взрывоопасны! После слива нефтепродуктов необходимо хорошо пропарить поверхности острым паром, т.е. по сути помыть их. Может быть на танкере есть свои какие-то приёмы очистки трюмов, не знаю. Я в своё время работала начальником паросилового хозяйства. В моём ведении были две огромные ёмкости для мазута. Когда пришёл срок капитального ремонта и очистки ёмкостей, я связывалась с нефтебазой, запрашивала у них всю техническую документацию на проведение данных работ. Затем мы долго пропаривали и очищали ёмкости, обеспечивая вентиляцию, а уж потом только вели ремонтные работы, связанные со сваркой внутри закрытой ёмкости.На такую подготовку требуется время. Перевозчик, он же и эксплуататор ёмкости ( танкера)обязан был знать правила безопасности, связанные с эксплуатацией ёмкости, коей, по сути, является танкер. Все правила техники безопасности пишутся кровью людей и их смертями. Здесь команда явно торопилась сделать дополнительные рейсы и пренебрегла Правилами ТБ.

13.10.2020
В Тюменской области COVID-19 заразились 130 человек, в Югре - 197, на Ямале - 158 заболевших

13.10.2020 Детей Валентина Васильевна, 46 лет

Почему наши власти решили пустить всё на самотёк? Ночные клубы работают, а там как известно собираются командировочные со всех регионов. Контакт полный!
Дети в школах без масок и температуру не измеряют. Решили, что достаточно, только масок,они не действует,ни один человек не будет менять маску каждый час.Нужна не полная изоляция, а закрытие злачных мест и полный контроль школ.

12.10.2020
Александр Хуршудов: Прогноз ВР о фатальном падении спроса на нефть является целенаправленной дезинформацией

12.10.2020 Кузьмичёв Николай Петрович.

Полностью согласен с подходом к анализу ситуации на рынке нефти, основанном на фактах. Поддерживаю и то, что западным аналитикам верить нельзя ввиду их ангажированностью.
Считаю, что «благодаря» кризису, который уже идёт, спрос на нефть будет снижаться. Вместе с тем, Россия станет ведущей энергетической державой. Это касается ядерной энергетики, гидроэнергетики, добычи и переработки угля, нефти, газа.

05.10.2020
В Нижневартовске 36 семей получили ключи от новых квартир

12.10.2020 Спиридонова Лилия Флюровна

Проживаю в городе с 1975 года, живу по адресу Мусы Джалиля 2 б с 1992. Дому 50 лет, скажите пожалуйста, когда будет и у нас снос?

01.10.2020
Александр Хуршудов: при избытке на рынке легкой нефти российская Urals стала удобной заменой Brent

12.10.2020 Александр Хуршудов

Да, при высоких температурах идет деструкция тяжелых углеводородов. При температурах более 180 градусов С нефть не обнаружена, глубже только газ и конденсат.
Подробнее я об этом писал здесь: https://www.angi.ru/news/2865738-Александр-Хуршудов-Почему-я-сторонник-органической-теории-происхождения-нефти/

30.08.2019
В Югре увековечили имя Александра Жагрина

06.10.2020 Колебина Лилия Исмагиловна, 67 лет

Я знала Александра Викторовича, как человека глубоко интеллигентного, порядочного, отзывчивого. Он был замечательным отцом и мужем! Знаю, потому, что его дети ходили в детский сад « Соловушка», которым я руководила... жаль, когда светлые люди, с чистой душой и цельным характером так рано уходят... вечная ему Память!!! А Елене Михайловне и детям мои искренние соболезнования, силы вам, мои дорогие!!!

09.08.2018
В Нягани организаторов незаконных свалок начали выслеживать с помощью видеокамер

03.10.2020 Давыдова Надежда Алексеевна

Обращалась в администрацию города 3 09 2020 года , за несанкционированную свалку , по улице майской , которую организовал житель дома номер 10. , Котов Сергей Валерьевич , меры до сегодняшнего дня не приняты , хочется понять почему . Просто та договора которую нам восстановили , силами управления городского хозяйства , опять разрушится от снега который к нам сталкивают зимой со всей улицы и мы опять останемся без дороги . Ну и жить на свалке тоже не хочется , почему в отношении Котовых не принимаются меры . Более того они считают что напротив нашего дома номер восемь общественное место где можно парковать свои машины для своих гостей , а напротив своего дома общественное место видимо только для свалки .Просим разобраться в сложившейся ситуации . 8 908 887 72 42

29.09.2020
В «РН-Няганьнефтегазе» работает династия, общий стаж которой превысил 80 лет

30.09.2020 Зимин Лев Александрович

Здравствуйте, уважаемые нефтяники! Династия Зиминых из Татарстана в ПАО "Татнефть" имеет трудовой стаж (на сегодняшний момент), более 700 лет. Кто больше?)

18.09.2020
Специалисты ООО «ТННЦ» развеивают мифы о зрелых месторождениях

27.09.2020 Волков Юрий Андреевич, 27 сентября 2020 г.

Да, всё хорошо. Молодцы. Стараются. Но скорее всего и эти результаты в наших условиях не не будут подхвачены отраслю в целом и не получат должного развития, как не получили развития и нигде, кроме как в Татарстане не исползовались (да и то далеко не волном объёме), наши резулдьтаты, о которых мы сообщали, например, здесь же на портале АНГИ в 1917 году:
1) http://angi.ru/news/2846410--ЦСМРнефть-предлагает-новые-подходы-к-подсчету-пересчету-запасов-зрелых-месторождениий/
2) http://angi.ru/news/2848379-ЦСМРнефть-предлагает-Стратегию-рациональной-и-эффективной-доразработки-месторождений-с-большой-историей/

Индекс цитирования