Сургутнефтегаз не выдержал противостояния с акционерами MOL
Когда в апреле 2009 года стало известно о том, что австрийская OMV продаст одному из российских нефтяных мейджоров блокпакет в венгерской MOL, к сделке немедленно был приклеен ярлык политической. Из всех выдвигавшихся в то время предположений относительно истинных целей покупки наиболее правдоподобной выглядела версия о желании российского руководства получить доступ к проектной документации газопровода Nabucco — основного конкурента отечественного проекта «Южный поток». В пользу этой версии говорило, в частности, то, что «Сургутнефтегаз», до того не особенно интересовавшийся приобретением зарубежных активов, отдал за бумаги регионального игрока вдвое больше их рыночной стоимости.
Впрочем, заплатив 1,4 млрд евро, компания Владимира Богданова вовсе не обеспечила себе вхождение в состав акционеров MOL. Напротив, с момента покупки и до вчерашнего дня тянулась бесконечная череда судебных разбирательств. Несмотря на все заверения «Сургутнефтегаза» в желании лишь продуктивно сотрудничать, руководство венгерской корпорации сочло приобретение 21,2% акций россиянами попыткой недружественного поглощения, а официальный Будапешт — покушением на национальное достояние.
В результате представители «Сургута» не были допущены на заседания совета директоров MOL, хотя контролируемый пакет вполне позволял им участвовать в управлении. Российская сторона попыталась оспорить такие действия в суде, не переставая искать пути к примирению. Так, Владимир Богданов даже направлял менеджменту MOL письмо, в котором подтверждал решимость строить долгосрочное стратегическое партнерство. Ответом на это послание было внесение изменений в устав MOL, согласно которому акционеры, не раскрывающие своих конечных бенефициаров, право голоса в компании не имеют. «Сургутнефтегаз» подавал несколько исков в суд, которые проиграл.
Параллельно с судебными разбирательствами начались и переговоры на правительственном уровне, в результате которых уже в конце 2009 года появилась информация о возможной продаже доли «Сургутнефтегаза». Даже назывался возможный покупатель — государственная энергокомпания Magyar Villamos Muvek.
Итогом же двухлетних баталий станет выкуп венгерским правительством доли «Сургутнефтегаза». Об этом вчера объявил премьер-министр страны Виктор Орбан. «Это была не просто сделка, это была война. Но мы сумели отстоять стратегические интересы нации», — заявил глава кабмина. В российском же правительстве РБК daily комментировать сделку не стали, оговорившись лишь, что кабинет будет защищать интересы отечественных акционеров, в случае если поступит соответствующий «сигнал».
До 1 сентября сделка по выкупу акций должна быть согласована в парламенте. По словам министра экономики Венгрии Тамаша Феллеги, ее цена составит 1,88 млрд евро. Причем Будапешт готов даже залезть в долги и привлечь на эти цели кредиты МВФ.
Как полагают эксперты, соглашение по акциям MOL выгодно для обеих сторон. Так, по словам ведущего специалиста департамента рыночных исследований ИФД «КапиталЪ» Виталия Крюкова, несмотря на то что изначально экономической составляющей в покупке доли в MOL было мало, для «Сургутнефтегаза» сделка оказалась удачным вложением. «То, что перспектив сотрудничества нет, стало понятно давно, поскольку оппозиция со стороны Венгрии не ослабевала. Стратегическим инвестором стать не удалось, зато получилась хорошая финансовая инвестиция», — отметил аналитик.
Однако, по мнению его коллеги, начальника отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, основная цель покупки доли в MOL так и осталась недостигнутой. «Без введения своего человека в совет директоров доступ к проектной документации по проектам, в которых участвует венгерская компания, можно было получить лишь в общем виде. Впоследствии же, видимо, поняв несостоятельность Nabucco, было решено уйти без потерь», — предположил Дмитрий Александров.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



РБК daily