Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

ENI может стать новым партнером Роснефти

Коммерсант
27 сентября 2011/ 09:46
Один из главных европейских партнеров "Газпрома", итальянская ENI, может заняться нефтяным бизнесом в России. Как стало известно "Ъ", компания ведет переговоры с "Роснефтью" о вхождении в проект по добыче на Вале Шатского в Черном море, от которого в начале года отказалась американская Chevron. "Роснефти" это необходимо, чтобы через ENI начать работать в Ливии, где у компании есть целый ряд активов.
"Роснефть" и ENI обсуждают возможность совместного освоения Вала Шатского, рассказали "Ъ" источники, близкие к переговорам. В СП ENI может получить 33%, а также будет обязана осуществить финансирование геологоразведочных работ на первоначальном этапе, которые оцениваются примерно в $1 млрд,— по той же схеме "Роснефть" реализует аналогичный проект со своим новым стратегическим партнером ExxonMobil (на Туапсинском прогибе в Черном море). От нее госкомпания рассчитывает взамен получить доступ к активам в Северной Америке. От ENI, по данным источников "Ъ",— к проектам в Ливии, заплатив за них лишь исторические затраты. Конкретный список ливийских проектов пока не определен, уточняет один из собеседников "Ъ". По словам другого источника "Ъ", переговоры могут быть завершены до конца года. В "Роснефти" и ENI возможность совместной работы комментировать "Ъ" вчера отказались.
ООО "Вал Шатского" — бывший актив ЮКОСа, полученный "Роснефтью" в 2007 году. Оно владеет лицензиями на Западно-Черноморский лицензионный участок. Его перспективные ресурсы оцениваются в 860 млн тонн, но свежих данных о ресурсах нет. Ранее запасы месторождения оценивались в 97 млн тонн. В середине 2010 года о совместном освоении месторождения "Роснефть" договорилась с Chevron. Но последняя, сделав сейсмику, сочла проект бесперспективным и не стала подписывать с "Роснефтью" юридически обязывающий договор.
В разрыве c Chevron "Роснефть" официально призналась только в июне. О том, что компания ведет переговоры с альтернативными партнерами, глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов сообщил в середине сентября. Он упоминал ExxonMobil, с которой к тому времени уже было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве, а также "еще две компании". Источник "Ъ" в "Роснефти" считает, что участие в проекте ExxonMobil было бы логичным, "ведь они уже работают на Туапсинском прогибе, а это, по сути, одна структура". Но источник "Ъ", близкий к ExxonMobil, говорит, что у нее планов по работе на Вале Шатского нет. "Компании пока достаточно Туапсинского прогиба",— поясняет собеседник "Ъ".
У ENI уже есть опыт работы в России и с российскими госкомпаниями, она является одним из ключевых европейских партнеров "Газпрома". Именно ENI в партнерстве с итальянской же Enel купила в 2007 году газовые активы ЮКОСа и его долю в "Газпром нефти". Потом контроль над газовыми компаниями (объединены в рамках "Северэнергии") и бумаги "Газпром нефти" были перепроданы "Газпрому". Долю в "Северэнергии" газовая монополия затем поделила между "Газпром нефтью" и НОВАТЭКом. Кроме того, ENI является крупным потребителем "Газпрома" в Европе и вместе с монополией реализует один из самых громких российских энергополитических проектов — по строительству газопровода South Stream из России в Европу по дну Черного моря.
Отношения ENI и "Газпрома" нельзя называть простыми, между ними регулярно возникали конфликты — и в рамках South Stream, и в поставках газа. Но в последнее время ситуация стабилизировалась. ENI пошла на существенные уступки России в рамках проекта. Именно она уступила значительную часть своей доли новым партнерам, французской EdF и немецкой Wintershall, тогда как "Газпром" сохранил 50%. Доля же ENI снизилась с 50% до всего 20%. Монополия же еще раньше установила для ENI самый низкий в Европе уровень обязательств по минимальному отбору газа в рамках текущих контрактов — 65%, тогда как нормой являются 80-85%.
Партнер по нефтяному бизнесу среди российских компаний у ENI пока только один — "Газпром нефть". В феврале компании договорились, что "Газпром нефть" получит 33% (половину доли ENI) в консорциуме, ведущем разработку месторождения Elephant в Ливии (по 33% у корейской KNOC и государственной NOC), за $163 млн. Реализации опциона помешала революция в стране, но в середине сентября "Газпром" и ENI подписали соглашение, "подтверждающее прошлые договоренности". Теперь "Газпром нефть" имеет право в течение двух лет приобрести долю и проверить состояние актива.
Источники "Ъ" уверяют, что "Роснефть" не будет пытаться перейти дорогу "Газпрому" и претендовать на Elephant. У ENI достаточно других активов в Ливии. Компания работает в стране с 1950-х годов прошлого века, являясь для нее крупнейшим иностранным инвестором. К концу 2010 года ENI владела 13 разрешениями на ведение разведки или добычи в нефтегазовой отрасли Ливии. В прошлом году компания добывала в Ливии 270 тыс. баррелей в день (нефти и газа в нефтяном эквиваленте). Помимо Elephant среди крупнейших проектов компании в стране — Бу-Аттифель, Вафа и Бахр-Эс-Салам (газовые месторождения) и шельфовый Бури.
Вал Шатского, перспективы которого многие участники рынка оценивают скептически, выглядит на этом фоне довольно скромно. Месторождение может быть лишь "входным билетом для ENI в российскую нефтяную отрасль", считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Но в любом случае, добавляет он, это явно венчурный проект, перспективы которого пока не определены, поэтому "Роснефти" "вряд ли стоит рассчитывать на реально работающий большой актив в Ливии". Однако для госкомпании Африка может оказаться очень важным новым рынком, полагает Валерий Нестеров из "Тройки Диалог",— перед "Роснефтью" стоит задача международной экспансии, а ресурсы Ливии хорошо изучены.
Просмотров 545
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования