Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

ФАС предлагает законодателям разделить вертикально интегрированные нефтяные компании

Коммерсант
29 сентября 2011/ 09:36
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предложил законодателям разделить вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) на добывающее, нефтеперерабатывающее и розничное звено. По мнению ФАС, это позволит защитить независимые розничные сети от поглощения монополистами. О негативных эффектах подобной меры господин Артемьев законодателям не рассказал, как и о том, что процесс уничтожения независимой розницы был инициирован самой антимонопольной службой, потребовавшей в начале года от ВИНК снизить цены на своих АЗС.
"Я сторонник расчленить ВИНК на розницу, оптовое звено и добычу",— заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, выступая в среду в Совете федерации. Тем самым глава ФАС дал понять, что служба не намерена останавливаться на праве принудительного разделения нефтяных компаний с последующей продажей розничных сетей. Право инициировать подобную процедуру, если доля компании на розничном рынке превысит 35%, закреплено в подготовленном ФАС и внесенном в правительство законопроекте "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ".
Глава ФАС отметил, что служба уже возбудила в регионах 79 дел против ВИНК, обвиняя их в дискриминации независимых АЗС: своим сетям АЗС ВИНК продают нефтепродукты существенно дешевле, чем независимым, или вообще отказывают в поставках, объясняя это нехваткой нефтепродуктов. "Фактически это уничтожение независимой розницы, которое мы наблюдаем сегодня повсеместно. Это заговор нефтяных компаний по вытеснению независимой розницы",— заявил господин Артемьев, добавив, что разделение могло бы решить эту проблему.
При этом господин Артемьев не стал рассказывать членам Совета федерации, что процесс уничтожения независимой розницы в регионах был запущен предпринятой в феврале попыткой ФАС заставить ВИНК снизить розничные цены под угрозой оборотных штрафов. Нефтяные компании подчинились и снизили цены на своих АЗС, однако увеличили более выгодный экспорт нефтепродуктов. Сокращение предложения на внутреннем рынке вызвало скачок цен на бирже, где должны покупать нефтепродукты независимые АЗС. В результате к апрелю 2011 года разразился бензиновый кризис, а АЗС в регионах или остались без топлива, или вынуждены были продавать его по более высоким ценам, теряя рынок.
"Для ФАС это вещь интересная, так как они получают минимум три базиса, чтобы мониторить цены и воздействовать на те или иные рынки",— поясняет директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков. При этом он обращает внимание на существующее в отрасли перекрестное субсидирование: ВИНК субсидируют убыточную нефтедобычу за счет высокой рентабельности розничной торговли. "Нефтяная компания ведет бизнес не так, как независимая АЗС: купили по одной цене и продают с маржой. У нефтяников на розничной марже висит модернизация, геологоразведка, эффективная добыча и тому подобное. На каком базисе это останется?" — спрашивает эксперт, отмечая, что если "повесить" эти расходы на добывающий сегмент, то это приведет к снижению добычи. По мнению господина Строкова, в РФ разделение ВИНК возможно лишь при условии, что добыча и переработка останутся в одном сегменте: "необходимо сохранить в оптовом звене возможности для развития нефтедобычи". Выделение добычи в отдельный сегмент, по его мнению, приведет и к росту внутренних цен на нефть. "Ниже netback (экспортная альтернатива) цены не опустятся, при этом разделение ВИНК усилит влияние факторов внутреннего рынка, которые в абсолютном большинстве случаев работают на повышение цен, на премию. Это приведет к росту волатильности внутренних цен, которая будет обуславливаться не фундаментальными, а спекулятивными факторами",— считает господин Строков.
Управляющий директор CERA Сергей Вакуленко полагает, что в принципе подобное разделение ВИНК "не невозможный вариант". Он напоминает, что запущенная правительством налоговая реформа в отрасли (режим "60-66") призвана повысить рентабельность нефтедобычи и, если не исключить, существенно сократить объемы перекрестного субсидирования в отрасли. В этом случае разделение ВИНК не приведет к негативным эффектам в нефтедобыче. Эксперт также сослался на мировой опыт: изначально целью интеграции нефтяных компаний являлось хеджирование рисков от колебаний нефтяных цен (при росте цен растет маржа добычи, при падении — переработки). Однако современные финансовые инструменты позволяют эффективно хеджировать риски в каждом сегменте. В результате многие ВИНК в мире сами принимают решения о разделе компании на добывающую и перерабатывающую. Однако это возможно только при наличии развитого рынка нефти, на котором добывающее и перерабатывающее подразделения ВИНК могут продавать и покупать нефть независимо друг от друга. На рынке РФ, попытка насаждения на котором биржевой торговли нефтью пока не привела к успеху, это пока вряд ли возможно. При этом эксперт также полагает, что выделение добычи в отдельный сегмент может повысить волатильность внутренних цен на топливо, что вряд ли является целью антимонопольной службы.
Просмотров 472
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования