$87.11 -3.34%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

У Транснефтепродукта можно воровать сотни тонн топлива ежегодно

Ведомости
26 декабря 2011/ 08:01
У «Транснефтепродукта» можно воровать сотни тонн топлива ежегодно, выяснили ревизоры «Транснефти». А все потому, что в компании практически отсутствует система контроля и учета движения нефтепродуктов.
«Транснефть» не раз жаловалась, что из-за хищений нефти из своей трубы ежегодно теряет порядка 0,01% от общего объема прокачки. Сумму ущерба монополия оценивает в десятки миллионов долларов. А вот потери от махинаций с нефтепродуктами компания никогда не раскрывала. В распоряжении «Ведомостей» оказались результаты внутреннего аудита специализированной «дочки» монополии — «Транснефтепродукта» (ТНП; подлинность документов подтвердили три источника, близких к «Транснефти»). Практически полное отсутствие системы учета и контроля за движением топлива позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн нефтепродуктов, следует из документов.

Трудности аудита
Проверка ТНП прошла в 2010 г. Заказа «сверху» на аудит не было, говорит один из источников «Ведомостей», с инициативой выступила сама ревизорская служба монополии. Проверить надлежало девять «дочек»: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт».
В сентябре 2010 г. результаты аудита были представлены президенту «Транснефти» Николаю Токареву: в общей сложности ревизоры выявили нарушений на 4,4 млрд руб., говорят источники. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд руб., следует из имеющихся у «Ведомостей» документов.
Цифра нерелевантна, говорит один из источников: получить доступ ко всем документам аудиторам не удалось, поэтому проверку нельзя считать полной. Например, на «Петербургтранснефтепродукте» все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с «ненадобностью». Именно эта формулировка значилась в едином акте об уничтожении бумаг, предъявленном аудиторам представителями компании, говорит источник. «А на “Уралтранснефтепродукте” требовать документы было не с кого — генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии», — рассказывает он. Оценить объем «выпавших» нарушений ни один из собеседников «Ведомостей» не смог.

Как украсть миллиард
Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд руб.). Основа большинства махинаций — формирование неучтенных излишков топлива, говорят источники. Сделать это нетрудно: на всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов. «Если нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло, то выявить, сколько украли, невозможно», — поясняет один из собеседников «Ведомостей».
В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. А потом, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре. «Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр — это около 5000 т нефтепродукта!» — сетует собеседник «Ведомостей».
Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Так было, например, на «Уралтранснефтепродукте», где за 2009 г. было списано 5458 т нефтепродуктов на сумму 4,7 млн руб., следует из документов. При проверке «Балттранснефтепродукта» аудиторы выявили 9950 т недостачи на сумму 165,2 млн руб. По словам сотрудников, излишки скрывались по прямому указанию руководства ТНП, пишут аудиторы. Представитель ТНП это не комментирует.
Еще одна схема — завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Аудиторы выявили, что таким образом «Мостранснефтепродукт» только в III квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. недопоставил ТЗК «Шереметьево» 231,6 т авиакеросина, следует из отчета.
Современные системы учета на предприятиях есть, говорит собеседник «Ведомостей», но часто они игнорируются. Например, при проверке Средне-Волжского ТНП выяснилось, что оборудование стоимостью 85,9 млн руб. предприятием не используется, а учет ведется на основании данных поставщика — НПЗ «ТАИФ-НК» (владелец — «Татнефть»). При сопоставлении данных обнаружилось, что только за год (с июня 2009 г. по июнь 2010 г.) с НПЗ было перекачано 8900 т неучтенного топлива на сумму 134,4 млн руб., говорится в отчете аудиторов. Это 7,5% от всего объема нефтепродуктов, находящихся в системе Средне-Волжского ТНП на момент проверки, отмечают ревизоры. Правда, инвентаризации, проводимые самой «дочкой», никаких излишков топлива в трубе не зафиксировали. «Слить неучтенное топливо несложно, — говорит один из источников “Ведомостей”. — На ГПС “Альметьевск” есть не оборудованный средствами учета отвод и 12 технологических разрывов на отводах к нефтебазам».

Засекреченные нарушения
Токарев потребовал провести служебные расследования, наказать виновных, возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения уголовных дел, следует из резолюций на документах. «Нужно привести ОАО в адекватное состояние, — писал Токарев президенту ТНП Владимиру Шимановичу. — Не сделаете это сами — будем делать мы».
Проконтролировать устранение нарушений должны были ревизоры «Транснефти». Но работа шла со скрипом, говорит один из источников «Ведомостей». «Пример одного из нарушений — около 0,5 млн руб. было передано за услуги организации, гендиректор которой числился в местном дурдоме. Налицо схема с фирмой-однодневкой. Отчет ТНП: данное нарушение устранению не подлежит», — рассказывает он. А через месяц все документы о проверке были изъяты и засекречены службой безопасности «Транснефти», а ревизорская служба упразднена. Причины произошедшего представитель «Транснефти» не комментирует, но отмечает, что работа по устранению нарушений в ТНП ведется.

Просмотров 787
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^