$87.11 -3.34%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

Регионы России столкнулись с дефицитом топлива в 2011 году

Ведомости
30 декабря 2011/ 13:16
Россия — крупнейший в мире производитель нефти — в этом году столкнулась с дефицитом топлива на внутреннем рынке. Первым в апреле тревогу забил Алтайский край, а к концу месяца об острой нехватке топлива заявили уже 10 регионов. Сообщения информагентств напоминали сводки с фронта: на АЗС многочасовые очереди, половина заправок закрыта, а на тех, что продолжают работать, в продаже только Аи-92, но топливо отпускается с ограничениями — по 10-20 л в один бак, ведь запасов осталось всего на несколько дней.
Одна из причин разразившегося коллапса — рост потребления внутри страны, считает президент «Лукойла» Вагит Алекперов: за год к декабрю оно выросло на 30%. «Мы не были готовы к тому, что такое количество машин в такие сроки приобретут наши граждане», — признает нефтяник.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша весенний кризис объясняет ручным управлением со стороны властей: с 1 января правительство повысило акцизы на топливо (на 4,8 руб. в пересчете на литр), из-за чего стоимость поползла вверх, а уже в феврале чиновники потребовали от нефтяников переписать ценники на заправках. Компании подчинились: буквально за неделю, с 14 по 20 февраля, потребительские цены на бензин снизились на 3%, на дизтопливо — на 3,6%. В среднем по России бензин подешевел с 24,23 до 23,5 руб. за литр, свидетельствуют данные Росстата.
Эффект бумеранга не заставил себя долго ждать: в поисках прибылей нефтяники развернули потоки топлива за рубеж. Никто не любит торговать себе в убыток, объяснял директор Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко: «Соответственно, когда ценам в России было сказано “стоп, раз-два” или даже “кругом”, как это произошло в феврале, а цены мирового рынка продолжали расти, доходность торговли бензином на российском рынке стала уменьшаться. И примерно к апрелю стала отрицательной, после чего люди правдами и неправдами стали искать способы бензин на российский рынок не поставлять». Рост экспорта заметили и чиновники: показатель вырос на 67%, признавал замглавы Минэнерго Сергей Кудряшов. «Бензин уходит за рубеж, так как экспортные поставки выгоднее внутренних на 2000-3000 руб. за 1 т в зависимости от региона», — пояснял он.
Ситуацию усугубил запрет на реализацию внутри страны топлива класса «Евро-2» (регламент вступил в силу с 1 января 2011 г.), добавляет директор по развитию «Кортеса» Павел Строков. Нефтяники предупреждали, что не все производители успеют наладить выпуск бензина высокого класса в требуемых объемах, но правительство не прислушалось, отмечает он. Зато весной властям пришлось срочно решать проблему в ручном режиме: уже с 1 мая экспортная пошлина на бензин была повышена на 44% до $408,3 за тонну (90% от ставки пошлины на нефть). Алекперов считает принятые меры логичными: «Первая реакция при дефиците у любого чиновника — закрыть рынок. Другой реакции не может быть. Я считаю, другого выхода не было». Но только закрытие рынка проблему не решило, и в сентябре чиновникам все же пришлось править техрегламент и вновь разрешать оборот бензинов и дизтоплива стандарта «Евро-2» до конца 2012 г. «Баланс спроса и предложения топлива в стране восстановлен», — отрапортовало в октябре Минэнерго.
Но осталась еще одна проблема. По сути, по поручению власти крупные нефтяные компании весь год держали цены на АЗС, при этом оптовая стоимость топлива росла. Это сделало фактически нерентабельным бизнес АЗС (в первом полугодии «Башнефть» и «Лукойл», к примеру, получили убытки от сбытового сегмента). И если вертикально-интегрированные компании могли покрыть эти убытки за счет других бизнесов, независимые торговцы стали закрывать заправки. «Сегодня у нас предложений по покупке АЗС огромное количество. И если раньше чаще выгоднее было построить станции, чем купить, то сегодня предложение огромно. Потому что розничные цены, т. е. маржа конечного продавца, крайне низки», — рассказывает Алекперов.
Топливная лихорадка уходящего года может оказаться не последней для российского рынка, считают эксперты. Уже через месяц рост цен на бензин может возобновиться, предупреждает Аркуша, ведь с 1 января топливный акциз повышается на 1,5 руб. в пересчете на литр.
Просмотров 799
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^