$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Газпром готовит «Газфлот» к продаже

Московские новости
30 января 2012/ 10:04
Попытка создания собственного флота для освоения месторождений на шельфе признана «Газпромом» неудачной. Как стало известно «Московским новостям», в конце осени департаменту по управлению имуществом и корпоративным отношениям было поручено начать подготовку к продаже ООО «Газфлот», которое занимается геологоразведочными работами на шельфе и выступает заказчиком судов для нужд концерна.
«Газфлот» даже не стали переименовывать в рамках кампании по ребрендингу дочерних структур, и теперь это единственная 100-процентная «дочка» газовой монополии, которая не содержит в названии слово «Газпром». В компании объясняют, что процедура переименования намечена на середину 2012 года. Но вполне вероятно, что к этому времени концерн уже избавится от ставшего ненужным актива.
Основным претендентом на «Газфлот» считается бизнесмен Аркадий Роттенберг, структуры которого около года назад приобрели у газового концерна за 4 млрд руб. компанию «Газпром бурение». Новая покупка позволит Роттенбергу значительно увеличить возможности по предоставлению сервисных услуг, что в условиях стоящих перед российскими госкомпаниями задач в сфере разработки месторождений в Арктике обещает неплохой синергетический эффект.
Для «Газпрома» это шанс отказаться от затрат, связанных со строительством и содержанием собственного флота. В соответствии с принятой концерном прошлой весной программой работ по освоению ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года в ближайшие десять лет «Газпрому» требуется четыре плавучие буровые установки, пять платформ, более 18 судов снабжения и 16 судов обеспечения в порту Териберка (для «Штокмана»), а также 13 танкеров для перевозки сжиженного природного газа.
Стоимость создания такого флота превышает $10 млрд. Это с учетом того, что часть дорогостоящих объектов — платформу для Приразломного месторождения, две полупогружные буровые для «Штокмана» и самопогружная буровая «Арктическая» для разведки на Приямальском шельфе — уже построена. До последнего времени в распоряжении «Газфлота» была одна буровая, два судна-снабженца ледового класса, три буксира, одно пассажирское судно и один танкер-заправщик.
Задача собрать всю инфраструктуру, обеспечивающую морскую деятельность «Газпрома» под одной крышей, оказалась непосильной. Проблемы со строительством собственного флота не только вина, но и беда «Газпрома» и «Газфлота», которые были вынуждены обеспечивать заказами полулежачие российские судостроительные заводы в рамках программы поддержки отечественного производителя в ущерб эффективности и качеству задолго до возникновения идеи о продаже «Газфлота».
Еще в начале 90-х для того, чтобы помочь «Севмашу», «Газпром» вместе с «Роснефтью» начал финансировать строительство платформы для разработки Приразломного месторождения. В общей сложности ее готовили к эксплуатации более 15 лет. В 2007 году «Газфлот» заказал на Выборгском судостроительном заводе, который перешел под контроль акционеров банка «Россия», в том числе Николая Шамалова, близкого знакомого Владимира Путина, две первые полупогружные буровые платформы для Штокмановского месторождения. Стоимость заказа «под ключ» составила 59 млрд руб., хотя было известно, что завод не в состоянии выполнить эту работу самостоятельно. В итоге в Выборге сварили только плавучие понтоны для платформ, монтаж палубного оборудования проводили на корейской верфи. На выполнение заказа потребовалось четыре года. К тому же «Газпрому» пришлось в 2011 году доплатить 2,8 млрд руб. для завершения работ в связи с курсовыми колебаниями.
Для сравнения: в начале 2011 года Seadrill купила две глубоководные буровые, аналогичные штокмановским, всего за $1,2 млрд. Срок строительства каждой из них составил два года.
Более того, в процессе выяснилось, что из-за привлечения иностранных субподрядчиков ввоз готовых платформ обратно в Россию облагается таможенной пошлиной.
По информации «МН», Выборгский судостроительный завод просил «Газпром» доплатить 12 млрд руб. на растаможку, однако концерн отказался, сославшись на то, что заказывал платформу у российского производителя.
В мае прошлого года Владимир Путин подписал распоряжение, которое освободило Выборгский судостроительный завод от уплаты пошлины на ввоз в Россию. Но владельцам завода не повезло. К тому времени уже функционировал Таможенный союз, и добиться такой же льготы от правительств Казахстана и Белоруссии не удалось. Чтобы сдать «Газфлоту» первую из платформ в сентябре 2011 года, заводу пришлось привлечь кредит Газпромбанка объемом 4,7 млрд руб. Однако вернуть он смог только 1 млрд руб. После этого банк обратился в суд, а акционеры завода сейчас близки к тому, чтобы продать его государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая сформировала монополию на заказы российских госкомпаний.
С ОСК у «Газфлота» тоже имеется печальный опыт сотрудничества. Для поддержания на плаву Амурского судостроительного завода, перешедшего под контроль госкорпорации, «Газпром» передал ему в конце 2009 года заказы на строительство двух судов-снабженцев стоимостью 6,4 млрд руб. и перечислил аванс в 2 млрд руб. Сегодня на заводе введено внешнее управление (ОСК инициировала процесс банкротства), а график работ над судами не выполняется даже на 50%.
Однако корпорация рассчитывает получить заказы на все суда, которые потребуются для реализации новых проектов в сфере сжиженного природного газа (СПГ) стране. «В целях максимального обеспечения участия Российской Федерации строительство и интеграцию всех газовозов для «Штокмана» и «Ямал СПГ» планируется осуществить на новых верфях ОСК», — сообщили «МН» в компании.
Правда, работать теперь придется не с «Газпромом», а с «Совкомфлотом». Концерн отказался от идеи создания собственного флота газовозов. В середине 2010 года концерн подписал с другой госкомпанией — «Совкомфлот» — соглашение о сотрудничестве по вопросам организации морской транспортировки СПГ со Штокмановского месторождения. На базе этого документа «Совкомфлот» заказал на корейской верфи два газовоза на сумму около $400 млн и имеет опцион еще на два таких же судна.
Процесс предпродажной подготовки «Газфлота» несколько замедлился из-за кадровой зачистки, которая случилась в «Газпроме» 30 декабря. В частности, была уволена начальник департамента по управлению имуществом Ольга Павлова. Однако с ее преемницы, Елены Михайловой, задачу по «Газфлоту» никто не снимал.
Просмотров 1046
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^