$90.02 -0.09%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

CNPC получила скидку от "Роснефти" и "Транснефти"

коммерсант
28 февраля 2012/ 07:16
Как стало известно "Ъ", Россия и Китай урегулировали нефтяной конфликт, который длился больше года. Стороны согласовали изменения в контракте, который раньше российские власти называли "железобетонным". Теперь "Роснефть" и "Транснефть" предоставят CNPC скидку — $1,5 за баррель, а китайская компания полностью погасит долг — $134 млн. Сегодня изменения в контракте, из-за которых "Роснефть" недополучит около $3 млрд, будут одобрены ее советом директоров. В самой компании соглашение считают выгодным, так как китайцы хотели в 10 раз большей скидки.
"Роснефть", "Транснефть" и CNPC наконец согласовали новые условия поставок российской нефти в Китай, рассказали "Ъ" источники, близкие к переговорам. В контракт сторон будут внесены изменения, по которым "Роснефть" и "Транснефть" предоставят "страновую" скидку CNPC в размере $1,5 с барреля. "Она будет одобрена задним числом, скидка действует с начала ноября прошлого года",— рассказал один из источников "Ъ". CNPC, в свою очередь, должна полностью погасить задолженность за поставки нефти с начала 2011 года — в целом $134 млн. "Вся сумма была переведена "Транснефти" еще в середине января",— рассказал один из собеседников "Ъ". В "Роснефти", "Транснефти" и CNPC информацию "Ъ" не комментируют.
По словам собеседников "Ъ", изменения в контракте уже были одобрены на совете директоров "Транснефти" 22 февраля. Сегодня этот вопрос также будет рассматриваться и на совете директоров "Роснефти". При этом для окончательного одобрения новых условий контракта ей придется проводить внеочередное собрание акционеров. По словам одного из источников "Ъ", оно состоится в заочной форме 9 апреля.
Спорное соглашение было заключено еще в 2009 году. В обмен на кредиты от Банка развития Китая для "Роснефти" и "Транснефти" в размере $15 млрд и $10 млрд соответственно госкомпании обязались в 2011-2030 годах поставлять в Китай 15 млн тонн нефти ежегодно по трубопроводу Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО). Для этого "Транснефть" заключила договор о покупке 6 млн тонн нефти у "Роснефти" по цене, привязанной к стоимости экспорта в Китай. Цена определялась по специальной формуле на базе котировок Argus и Platts FOB в конечной точке ВСТО — порту Козьмино.
Но как только поставки начались, в январе 2011 года, с контрактом возникли проблемы. Стороны по-разному оценили коэффициент Т, который определял логистические расходы "Транснефти" на доставку нефти. CNPC стала недоплачивать по $13 с барреля, так как получала нефть по отводу от ВСТО — маршруту, который вдвое короче. В "Транснефти" на это заявляли, что на протяжении всей трубы действует единый сетевой тариф, равный 1815 руб. за тонну (около $65). Для российских компаний потери от позиции CNPC на период всего действия контракта могли составить почти $30 млрд.
Договориться на корпоративном уровне у сторон не получалось, к началу лета долг CNPC достиг почти $200 млн. Полностью урегулировать ситуацию не удалось и на уровне правительств двух стран. В ходе очередного раунда энергодиалога в июне CNPC согласилась погасить большую часть долга и снизить размер коэффициента T до $3 за баррель. Это дало вице-премьеру Игорю Сечину повод заявить, что "все противоречия устранены и достигнуто взаимопонимание". Но в "Транснефти" предупредили, что, если CNPC не выплатит долг полностью, российская компания досрочно рассчитается с Банком развития Китая и обратится в международные суды. Источник "Ъ" в самом банке говорил, что "платежеспособность российских компаний вызывает сомнение". При этом в случае остановки поставок, отмечали источники в Минэнерго, "Роснефть" и "Транснефть" "попадали на серьезные проценты".
В октябре стороны снова провели переговоры в рамках энергодиалога. Игорь Сечин и на этот раз уверенно заявил, что "рыночное решение, отражающее параметры рынка, найдено и достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии". Вице-премьер заверил, что на корпоративном уровне все будет закреплено в течение нескольких недель. Но переговоры компаний затянулись. По словам источников "Ъ", изменения в контракте были согласованы "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC только в конце декабря. Один из источников "Ъ" отмечает, что "формально T будет равным нулю, а $1,5 — это именно скидка". Детали договоренностей стороны решили не разглашать.
В целом мирное урегулирование спора с китайцами обойдется "Роснефти" примерно в $3 млрд. "Это нормальная сумма, мы на нее готовы",— говорит один из собеседников "Ъ". Источник "Ъ" с китайской стороны, близкий к межправительственной комиссии двух стран, называет новую цену справедливой.
Собеседник "Ъ", близкий к "Роснефти", считает изменения в контракте "победой российской стороны". "Они вообще изначально хотели от нас скидку по $13,5 с барреля, а мы сумели договориться только о $1,5",— говорит он. При этом источник "Ъ" в "Роснефти" уверяет, что поставки нефти в Китай для компании на данный момент являются самыми выгодными. "По сравнению с западным направлением в течение 2012 года поставки в Китай с учетом новых поправок выгоднее примерно на $600 млн",— говорит он.
Но эксперты по-разному оценивают новые договоренности. Михаил Перфилов из Argus полагает, что условия поставок должны остаться выгодными для российских компаний, так как Китай сейчас более заинтересован в получении ресурсов, нежели в извлечении "незначительной прибыли". В частности, если до недавнего времени китайские компании не покупали нефть в Козьмино, чтобы не поднимать там цены, к которым привязана цена прямых поставок по ВСТО, то в последние месяцы они стали одними из самых активных покупателей ВСТО, предлагающими достаточно высокие цены.
В то же время управляющий партнер гонконгской Eurasia Capital Сергей Мэн считает, что спор решен в пользу CNPC и это было "предрешено" еще в момент заключения контракта. "Труба была построена на китайский кредит под залог поставок нефти и упирается в единственного потребителя — Китай,— поясняет эксперт.— Было ясно с самого начала, что именно CNPC будет диктовать условия". Обращение в лондонский суд и разрыв контракта, которыми грозила Россия, подчеркивает Сергей Мэн, привели бы к необходимости досрочно вернуть $25 млрд и уплачивать штрафы за досрочное расторжение кредитного соглашения.

Просмотров 821
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^