Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

С начала апреля оптовые цены на топливо еженедельно повышаются минимум на 1 тыс. руб. за тонну

Коммерсант
27 апреля 2012/ 07:30
С начала апреля оптовые цены на топливо еженедельно повышаются минимум на 1 тыс. руб. за тонну. Впрочем, ни ВИНКам, ни властям сегодня резкий скачок не нужен. Как считают эксперты, своего пика цена на ГСМ достигнет в июле, после очередного повышения акцизов. В этой ситуации вполне возможно сокращение числа независимых участников рынка и укрупнение сети АЗС, работающих под брендами вертикально интегрированных компаний.
Начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента ИФК «Алемар» Сергей Захаров считает, что «политическая заморозка» оптовых и розничных цен на бензин завершилась. «Данные мониторинга показывают, что оптовые цены уже поднимаются, и к маю восходящий тренд стоимости моторного топлива может дойти до розничных АЗС. В резком скачке цен сейчас не заинтересованы ни государство (в преддверии формирования нового правительства, инаугурации президента и запланированных в связи с этим акций протеста оппозиции), ни нефтегазовые холдинги (так как сильное повышение ими отпускных цен может вызвать недовольство правительственных органов). Надо отметить, что пока и общемировая конъюнктура цен на «черное золото» не способствует кардинальному изменению стоимости нефтепродуктов: цены на нефтяные фьючерсы достаточно стабильны, а значит, сырье для производства ГСМ не дорожает», - подчеркнул эксперт.
По оценке управляющего фондом «Финам Нефтегаз» Романа Беседовского, с момента президентских выборов по настоящее время рост розничной стоимости топлива в России в целом и СФО в частности не превысил в среднем 0,1-0,15 руб. на литр. «Насколько нам известно, правительство договорилось с участниками рынка о продлении «заморозки» цен. Возможно, административное сдерживание даст дополнительный толчок росту цен после их отпуска в свободное плавание в мае-июле, однако я не ожидаю, что относительно текущего уровня стоимость топлива подорожает в ближайшие месяцы более чем на 10%», - говорит господин Беседовский. При этом эксперт подчеркнул, что ситуацию может изменить повышение стоимости на мировых рынках. «С начала года стоимость нефти на мировых площадках выросла более чем на 10%, до $118 за баррель нефти марки Brent. По нашему базовому прогнозу, на конец 2012 года стоимость нефти может возрасти до $130-135 за баррель, что предполагает высокий потенциал роста ее стоимости в течение года. Безусловно, это найдет свое отражение в оптовой и розничной ценах нефтепродуктов, себестоимость производства которых возрастет», - пояснил управляющий фондом «Финам Нефтегаз».
Нововведение чиновников о двухэтапной индексации акцизов – в январе и июле текущего года, по словам экспертов, вполне логично и не нанесет рынку большого урона. «Во-первых, более равномерное повышение акцизов будет менее чувствительным для потребителей, чем традиционное повышение акциза с 1 января каждого года. Во-вторых, двухэтапное повышение акциза предполагает меньшие темпы его годового прироста, чем одноэтапное, что оптимально с точки зрения контроля инфляционных процессов. Следует отметить, что разовое повышение акциза, например в июне, не превысит 2% от розничной стоимости топлива. В-третьих, двухэтапная схема оставляет регуляторам пространство для маневра при изменении рыночной конъюнктуры, позволяя оперативно реагировать на ситуацию. Исходя из слов Минфина, через несколько лет ставки будут гораздо ниже, так как на текущем этапе акцизные сборы идут на формирование дорожных фондов. После того как они будут сформированы, темпы будут невысокими», - считает Роман Беседовский. В среднем, по оценкам экспертов, с 1 января 2012 года акцизы повысились на 1,7 тыс. руб. на тонну для бензинов и 1,3 тыс. руб. на тонну для дизельного топлива.
Среди сибирских регионов наиболее устойчиво в плане обеспечения ГСМ себя чувствуют субъекты, располагающие собственными перерабатывающими мощностями: Омская область (ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ»), Иркутская область (ОАО «Роснефть-Ангарский НХК») и Красноярский край (ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании»). По словам Сергея Захарова, к этим регионам можно также добавить Новосибирскую область, исторически выполняющую функцию ключевого транспортного узла региона и всей страны, а потому обеспеченную нефтепродуктами ввиду большого объема их транзита. «Наиболее уязвимым остается Алтайский край, с которого и начался прошлогодний кризис. В главной житнице региона велик спрос на ГСМ (особенно со стороны сельского хозяйства), но нет собственных углеводородных ресурсов и нефтеперерабатывающих мощностей», - подчеркнул господин Захаров. В текущем году большие надежды на улучшение снабжения Сибири нефтепродуктами аналитики связывают с запуском первой очереди Яйского НПЗ ЗАО «НефтеХимСервис» на Кузбассе. По расчетам инвесторов, при выходе на полную мощность (три очереди) завод сможет перерабатывать 6 млн т нефти в год с глубиной переработки 93%.
В зависимости от конкретного региона на долю ВИНК может приходиться совокупно около 50-70% рынка. «Как правило, доминирующая доля принадлежит ВИНК, имеющей собственные нефтеперерабатывающие мощности в субъекте РФ. Общий тренд, характерный для рынка СФО и остальных федеральных округов России, – наращивание доли федеральных операторов на региональных рынках топлива. Темпы консолидации рынков АЗС снизились в условиях давления со стороны рыночных регуляторов, однако в целом несущественно», - отметил Роман Беседовский.
Лидерами российского топливного рынка остаются нефтяные компании «Газпром нефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Роснефть». Как рассказали в «Газпроме», в прошлом году инвестиции в перерабатывающие активы компании превысили 18 млрд руб. Одним из приоритетов для нефтяных предприятий остается повышение качества моторных топлив. Так, сейчас на Омском НПЗ заканчивается строительство комплекса гидроочистки дизельных топлив и бензина каталитического крекинга. В этом году «Газпром нефть» планирует выпускать на Омском НПЗ нефтепродукты только класса 4. До 2020 года ОАО «Газпром нефть» намерено инвестировать в развитие Омского НПЗ более 115 млрд руб. Согласно инвестпрограмме предприятия, эти деньги пойдут на улучшение экологических характеристик моторных топлив, увеличение глубины переработки нефти, расширение ассортимента высокооктановых бензинов, дизельных топлив, кокса, современных битумных материалов, продуктов нефтехимии.
Сергей Захаров из «Алемара» заметил, что на сибирском топливном рынке очевидно усиливается концентрация бизнеса. По его словам, при «замораживании» цен со стороны ВИНКов частные АЗС вынуждены делать то же самое, чтобы не уступить в конкурентной борьбе. Но поскольку оптовая покупка топлива обходится им зачастую дороже, маржа «частников» неуклонно снижается (в рознице, по разным оценкам, маржа достигает 5-7%), сокращая привлекательность их бизнеса. «В результате лидеры отрасли постепенно вытесняют «частников», которые вынуждены либо продавать свои автозаправочные станции, либо сдавать их в аренду. В более выигрышном положении находятся крупные региональные игроки, способные продолжать ведение своего бизнеса под франшизой одной из ВИНК. Ярким примером здесь является «Кузбасский деловой союз» в Кемеровской области, чьи АЗС работают под торговой маркой «*Лукойла»», - подчеркнул господин Захаров.
Владельцы региональных АЗС подтверждают, что заниматься розничной продажей ГСМ невыгодно и они терпят убытки. «Когда оптовые цены недалеки от розничных - это убивает независимых участников рынка. Многие компании стали убыточными. У нас прибыль за последний год упала очень существенно. ВИНКам же это не грозит, они выживают за счет другого источника дохода, например на оптовой продаже топлива или на реализации сырой нефти. У независимых игроков на этом рынке никаких других вариантов нет, поэтому их число на рынке Сибири стремительно уменьшается. Кроме того, это еще невысоко маржинальный бизнес», - рассказал учредитель сети АЗС «Топ-Лайн» (27 АЗС в Омске) Геннадий Фридман.
С ним соглашается директор ООО «АЗС-Сервис» Аркадий Михальков (владеет 7 АЗС «КМС-Ойл» в Омске). «Оптовые цены поднимаются, и потихоньку поднимается розница. В неделю опт растет по тысячи рублей за тонну без видимых на то причин. Монополист как диктовал, так и продолжает диктовать свои условия. Поэтому у нас рынка и нет ни в одном из регионов, половина мелких предпринимателей Омска закрылись, остальные работают в убыток. У нас прибыли нет, наша наценка 7-8%, и за счет этого надо заплатить налоги, выдать сотрудникам зарплату. Развиваться в таких условиях невозможно», - считает господин Михальков.
Собственники АЗС уверены, что урегулировать ситуацию и обеспечить конкуренцию на рынке способно только государство. «Государство должно следить за разумной конкуренцией на рынке. Должен быть разумный разрыв между оптовыми и розничными ценами, который бы обеспечивал существование рынка. Этот разрыв должен быть каким-то образом регламентирован. Например, если существенный игрок рынка имеет на своих АЗС определенные цены, то оптовая цена, по которой он реализует продукт сторонним компаниям – ритейлерам, должна отличаться от используемой им же розничной цены не менее чем на икс. Если эти иксы будут прописаны, рынок будет жить», - уверен господин Фридман.
По оценке аналитиков «Финама», до конца года цена на топливо возрастет на 15-20%, что «обусловлено внешней конъюнктурой и дисбалансом внутреннего топливного рынка». В «Алемаре» уже в мае прогнозируют постепенное повышение оптовых и розничных цен на ГСМ. Резких скачков аналитики не предвидят: они будут сдерживаться в том числе на правительственном уровне, чтобы не допустить срыва посевной кампании. «Серьезного внешнего давления на внутренний рынок ГСМ мы не ожидаем, поскольку, если обстановка на Ближнем Востоке останется спокойной, серьезного роста мировых цен на сырье быть не должно. Однако сильное влияние на предложение нефтепродуктов в регионе будут оказывать регулятивные мероприятия нового правительства», - подчеркнул Сергей Захаров.
Новый рост цен на нефтепродукты эксперты считают неизбежным в июле с учетом очередного повышения акцизов и плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов.
Просмотров 516
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.07.2020
Елена Логинова: Коронавирус нанес сильный удар по индустрии выставок и конференций

02.07.2020 Заур

Печальные перспективы у этого сектора рынка, но хорошо, что хотя бы поиск форматов идёт

17.06.2020
Наталья Филина: В отказе отменить Государственную экологическую экспертизу нет заботы об окружающей среде

29.06.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Кобылкин прав на все 100%. Даже пояснять в чём прав не нужно.

23.06.2020
Павел Сорокин: Необходимо продолжать технологическое развитие нефтегазовой отрасли России

25.06.2020 Александр Хуршудов

Очередной финансист будет управлять нефтегазом. Комиссии, советы будет создавать, щеки надувать, по заграницам ездить. Изображать видимость работы за хорошую зарплату.

11.06.2020
В Белоруссии c июля станет платной зарядка электромобилей

22.06.2020 Римша Владислава

Абсолютно спокойно отреагировала на такие новости, потому что и так столько лет был тестовый бесплатный период.

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

16.06.2020 Вахитов Ришат, 50 лет

Павел Николаевич,что надо предпринять , чтобы поднять статус нефтегазового инженера? Поднять качество подготовки инженеров в нефтегазовых вузах. Может,приблизить вузы к Минэнерго, нефтяникам, газовикам?

11.06.2020
Видеоконференция о ситуации с кадровым обеспечением нефтегазового комплекса в период кризиса

11.06.2020 Роман, Сургут, работаю в нефтяной отрасли

- Какие меры поддержки принимают компаниями. В том числе и нефтяными, для поддержки сотрудников. Насколько работа на «удаленке» показала свою эффективность, и возможен ли этот принцип работы в обычном режиме. Насколько у компаний хватает ресурсов, чтобы обеспечить сотрудникам удаленную работу?

03.06.2020
Доля России в польском импорте нефти в 2019 году сократилась до 61,5%

10.06.2020 Аноним

Похоже даже Польша сокращает свою зависимость от восточного агрессора.

25.05.2020
Станислав Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

06.06.2020 Ефимов Валерий Николаевич

Аргументом о нуждаемости Германии в геополитическом проекте СП в качестве "гарантии стабильных поставок трубопроводного газа" суть вещей перевернута с ног на голову, так как главный риск стабильности поставок прежде всего исходил от самого поставщика, что убедительным образом подтвердил оглушительный многомиллиардный проигрыш нахрапистой госмонополии в Стокгольмском арбитраже по спорам с покупателями Украины и Польши

02.06.2020
Сергей Макогон: "Турецкий поток" подорвет транзит газа через Украину в 2021 году

06.06.2020 Акиэ Като

Давно пора наращивать объёмы отечественной газохимии, газификации регионов, расширение использования газа в качестве топлива.
А то все смотрим на Европу.

Индекс цитирования