$88.42 +1.28%
$ 92.51 -0.78
€ 98.91 -0.65
               

Арктические амбиции уперлись в инфраструктуру

Независимая газета
26 декабря 2013/ 11:59
Континентальный шельф, который в будущем может стать для РФ серьезной сырьевой базой, пока остается лишь источником больших надежд. В правительстве опасаются, что в то время, когда Россия будет проводить геологоразведку и разработку, другие мировые поставщики топлива уведут у нее из-под носа перспективные рынки сбыта. Поэтому компании, разрабатывающие шельф, должны поторопиться. Но в условиях нулевой инфраструктуры это нелегко.
В Минприроды вчера прошло расширенное совещание, посвященное эффективному изучению и освоению континентального шельфа РФ. На этой территории сосредоточено до трети мировых неоткрытых ресурсов углеводородов, сообщил глава Минприроды Сергей Донской.

Поэтому главное сейчас – объединив усилия бизнеса и государства, как можно скорее начать использовать эти преимущества, считают чиновники.
Роли распределяются так. Государство выдает компаниям лицензии на разработку месторождений (сейчас их действует 130, в этом году было залицензировано 30 участков арктических и дальневосточных морей общей площадью более 1 млн кв. км), обеспечивает компании налоговыми льготами, чтобы повысить рентабельность работ, создает инфраструктуру общего пользования, запускает мощные морские суда, обеспечивает мониторинг и поддержание экологической безопасности. Бизнес же – а чаще всего это крупнейшие нефтегазовые компании страны, многие из которых, по сути, являются госкорпорациями, – берет на себя обязательства выполнять запланированные объемы геологоразведки. Что, как выясняется, гораздо проще пообещать, чем сделать.
«Масштаб деятельности поражает воображение, – говорит замминистра природных ресурсов Денис Храмов. – В кратчайшие сроки необходимо выполнить огромное количество работ. В пиковые годы – 2015-м, 2016-м, 2020-м – нужно будет бурить на шельфе по 15 скважин одновременно, чтобы компании могли выполнить свои лицензионные обязательства». Это бросает вызов и отечественной судостроительной промышленности. До 2030 года для работы на шельфе необходимо будет построить более 500 судов разного назначения общей стоимостью 6,5 трлн руб., чтобы выполнить все объемы работ, уверен Храмов.
В министерстве отмечают, что добыча топлива должна начаться уже через 10–12 лет. Отсрочка работ даже на начальном этапе может сделать все усилия чуть ли не бессмысленными. «Перенос сроков приведет к тому, что мы не сможем воспользоваться теми преимуществами, которые нам дают запасы континентального шельфа. Наиболее серьезными потенциальными рынками для экспорта газа являются растущие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но если мы не начнем как можно скорее контрактовать наш будущий добытый газ, то это окно может резко захлопнуться благодаря США или Австралии. А мы получим проблемы и сложности с распределением и использованием наших ресурсов», – подчеркивает замминистра. При этом представители других ведомств, присутствовавшие на совещании, отметили, что компании уже не успевают выполнять поставленные задачи.
Начальник управления геологии нефти и газа агентства Роснедра Павел Хлебников также подчеркнул, что многое зависит от усилий государства. «Успешное исследование возможно лишь при ускоренном развитии отечественной техники и технологии, создании необходимой инфраструктуры. Что касается компаний, бурить к 2015 году по 15 скважин они не будут», – замечает Хлебников.
Представитель Росприроднадзора Владимир Смолин также подтвердил, что компании просят отодвигать сроки сдачи работ. При этом было отмечено, что если «Газпром» уже в самое ближайшее время не ликвидирует свои даже незначительные отставания, то после 2017 года выполнить обязательства по лицензиям будет уже невозможно.
Сырьевые компании объяснили вчера, почему некоторые проекты провисают по срокам. В частности, вице-президент «Роснефти» Андрей Лазеев заявил, что сегодняшней инфраструктуры, прежде всего транспортной, но не только ее, недостаточно. Многое нужно создавать с нуля. Есть проблемы и с необходимым оборудованием, с технологиями. Поэтому сырьевые компании, и «Роснефть» в частности, нередко вынуждены обращаться к иностранным партнерам и производителям. Однако правительство не торопится жалеть нефтегазовые компании. Наоборот, Сергей Донской пожурил «Роснефть» за чрезмерную любовь к западным производителям.
Со стороны бизнеса звучали претензии, что государство фактически открестилось от развития инфраструктуры, а отечественный производитель при всем своем желании не может предложить компаниям необходимое оборудование, потому что у него тоже нет ни финансовых возможностей, ни современных технологий, чтобы его выпустить.
Между тем некоторые независимые эксперты обращают внимание на то, что глобальные проекты по разработке шельфовых месторождений довольно рискованны с точки зрения инвестиций. Так, старший аналитик компании Arbat Capital Виталий Громадин ссылается на опыт Казахстана, который разрабатывал свое гигантское нефтегазовое месторождение Кашаган. С начала разработки в 2001 году до запуска добычи осенью этого года на месторождение было потрачено 40 млрд долл., что автоматически вывело Кашаган в ранг самого дорого нефтяного проекта в мире. Но у наблюдателей большие сомнения в его окупаемости.
Громадин напоминает: «В феврале IHS CERA оценила необходимую стоимость нефти для достижения 15% внутренней доходности проекта в 150 долларов за баррель». То есть при текущем уровне, который вряд ли повысится, проект не окупится.
Возможно, именно поэтому российские компании не торопятся реализовывать свои проекты, но при каждом удобном случае просят от правительства льгот.
Просмотров 903
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^