$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Нефтяникам установят квоту социальной ответственности

Независимая газета
28 февраля 2014/ 12:20
Нефтяные компании обяжут продавать на российском рынке фиксированную часть производимого бензина, дизтоплива и авиационного керосина. Проект соответствующего документа подготовлен Минэнерго и направлен в правительство. Этот механизм в чем-то напоминает «балансовые задания» 1990-х, которые запрещали компаниям экспорт нефти до тех пор, пока они не выполнят полностью поставки внутри страны. Как ожидается, введение ограничений на экспорт снимет риски резкого роста цен, дефицита и, как следствие, ажиотажного спроса на автомобильное топливо.

Вчера Минэнерго направило в правительство проект поручения по введению обязательства продавать на внутреннем рынке фиксированную часть топлива, производимого в стране.

«Минэнерго России считает нужным отметить, что нефтяные компании свободны в принятии решений по выбору оптимальных направлений поставок нефтепродуктов. Вместе с тем анализ ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, сложившейся в июле 2013 года, показал, что деятельность компаний не всегда является социально-ответственной. Кроме того, существует технический лаг по прекращению поставок на экспорт, связанный с наличием у компаний контрактных обязательств», – цитирует проект поручения Интерфакс.

Таким образом, решение задачи, поставленной правительственной комиссией по ТЭКу, перешло в активную фазу административных действий. Согласно проекту документа, Минэнерго планирует предложить нефтяным компаниям обеспечить поставки на внутренний рынок автомобильного бензина, дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей в процентах от производства, соответствующих доле внутреннего потребления в прогнозе социально-экономического развития страны, начиная с 2014 года. Необходимость регулирования топливного рынка авторы документа объясняют тем, что действующая редакция четырехстороннего соглашения между Минэнерго, ФАС, Росстандартом и нефтяными компаниями не устанавливает конкретных обязательств последних по поставкам топлива российским потребителям. Цифры не названы, но эксперты полагают, что объемы фиксированных продаж могут составить более 50% дизтоплива и до 95% бензина, производимых российскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ).

«Существующий механизм не является гарантией обеспечения внутреннего рынка качественными моторными топливами, что было заявлено в качестве одной из целей реализации программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, источником финансирования которой является налоговый режим 60/66 и дифференцированная ставка акцизов на моторное топливо разных экологических классов. В сложившихся условиях премия внутреннего рынка формируется только для автобензинов класса 5, доля которого высока (более 60%), но не абсолютна», – говорится в сообщении Минэнерго. В случае положительного решения правительства новые правила вступят в силу во втором квартале 2014 года.

Следует сказать, что алгоритм насыщения российского топливного рынка, предлагаемый Минэнерго, на поверку не столь уж оригинален. В 1990-х годах рост цен на бензин тоже пытались сдерживать, опираясь на административный ресурс. В частности, были введены так называемые балансовые задания. Смысл их в том, что экспорт нефти был запрещен для каждой компании до тех пор, пока компания не выполняла обязательства по поставкам внутри страны. Ограничения были сняты как нерыночные, поскольку нефтяная отрасль России рисковала погрузиться в миллиардные долги. Не исключено, что история может повториться. Аналитик по нефтегазовому сектору «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин считает, что регуляторная деятельность ничего хорошего отечественному топливному рынку не сулит. Он признался, что не понимает, зачем понадобилось вводить какие-то новые правила и запреты, когда уже есть защитные механизмы – здесь и заградительные пошлины, и неформальное соглашение правительства с нефтяными компаниями. Для автомобильного бензина определение объемов фиксированных продаж в принципе не актуально, поскольку почти все, что производят российские НПЗ, в России же и продается. С дизтопливом картина иная. У нас его производят более чем достаточно. А излишки экспортируются. Введение ограничений на зарубежные поставки, полагает Кокин, может изменить картину. Внутренние цены, возможно, и пойдут вниз, однако это чревато снижением доходности и, как следствие, сокращением объемов производства. Поэтому есть сомнения, что предложения Минэнерго будут приняты. «Думаю, все еще десять раз поменяется», – говорит Кокин.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша утверждает, что «балансовые задания» как таковые не возвращаются. Просто нефтяным компаниям, для которых экспорт выгоднее, Минэнерго хочет напомнить, что первичными для них должны быть обязательства по поставкам на внутренний рынок. «Все кризисы у нас начинались из-за нарушения баланса спроса и предложения. Как только снижались объемы поставок бензина и дизтоплива внутри страны, тут же возникал ажиотажный спрос и росли цены. В июле-августе прошлого года, например, оптовые цены на бензин повысились сразу на 30%. Ну а вслед за ними пошли вверх цены на АЗС», – подчеркнул Аркуша.

Теоретически можно обойтись без административных мер регулирования топливного рынка – создать по-настоящему конкурентную среду, но практически это осуществить очень непросто. В случае если предложение Минэнерго будет принято правительством, бензин и дизтопливо дешевле в России не станут, считает Аркуша. Выгоду он видит в другом – будет снят риск резкого повышения цен на автомобильное топливо. А значит, нет оснований и для паники у трейдеров и населения.

Между тем другие эксперты указывают, что директивное утверждение квот чиновниками создает определенный риск. Что будет, если чиновник просчитается и текущий спрос на бензин увеличится – например, из-за теплой весны и увеличения продолжительности массового автомобильного сезона? Даже небольшие ошибки в определении квот грозят либо дефицитом топлива и ростом розничных цен, либо недополученной экспортной выручкой нефтяников.
Просмотров 829
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^