Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

АЛЕКСАНДР ХУРШУДОВ: Налоговый маневр – целенаправленная попытка ускорить распродажу нефтяных запасов в ущерб стране

26 августа 2014/ 08:52

Москва. Минфин опубликовал для общественного обсуждения проект поправок в Налоговый кодекс и в Закон "О таможенном тарифе". Главные изменения касаются ставок акцизов на топливо, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Налоговый маневр растянут на 3 года (2015-2017), он должен завершиться к началу формирования общих с Белоруссией и Казахстаном рынков нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза. Сейчас пошлины на нефть в России впятеро превышают казахстанские, в Белоруссии они такие же, как у нас, но там хотели бы вернуться к низкому уровню. Россия пошла навстречу партнерам. Основной коэффициент в формуле расчета пошлины на нефть в 2015-2017 годах упадет вдвое: с нынешних 59 до 30 процентов, коэффициент по бензину - втрое (также до 30 процентов).

Мы решили побеседовать о проекте закона с постоянным экспертом Агентства нефтегазовой информации "Самотлор-экспресс" Александром Хуршудовым:

- Первый раз вижу закон, который убивает целую отрасль. Нефтехимию. Производство каучука и сложных пластмасс, всевозможных ингибиторов, эмульгаторов, депрессантов и прочей хитрой органики. Уровень производства этих продуктов на душу населения в России и без того в десяток раз ниже, чем в США или Японии. Но сейчас отрасль ПОЛНОСТЬЮ обанкротится.
Согласно проекту закона через три года нефть, основное сырье для нефтехимии, подорожает с нынешних 13 до 18 тыс. руб./т или почти на 40 %. Отрасль и без того с трудом выдерживает конкуренцию с импортом, а тут ей придется на 15-20 % поднять отпускные цены… Такого никто не выдержит.

- Неужели об этом никто не подумал?
- Не знаю. Формально в стране имеется Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков, но на ее сайте «последние новости» двухлетней давности. К тому же подобные прецеденты уже были. Несколько лет назад, когда начали поднимать цены на природный газ и электроэнергию, это чуть не обанкротило алюминиевую отрасль. Потом пришлось на ходу латать дыры в законе.

- В чем же состоят преимущества нового закона?
- Я вижу только один плюс. Россия поставляет в Белоруссию 5 млн. т нефти по внутренним ценам, теряя на этом экспортную пошлину, примерно 65 млрд. руб. ежегодно. После введения нового закона эти потери сократятся на 33 млрд. руб. Все остальные последствия будут для России отрицательными.

- Минфин ожидает уже в будущем году сокращения нефтегазовых доходов бюджета на 272 млрд. руб…
- Да, такая цифра в СМИ действительно приводилась. Но это еще цветочки. А вот лет через 5-7 положение станет совсем скверным. Поясню почему.
В последние годы мы ввели очень много льгот по НДПИ. Для малых или сильно выработанных месторождений скидка по налогу составляет до 50-60 %. За Полярным кругом и на шельфе НДПИ обнуляется на первые 10-15 лет, в Восточной Сибири – тоже. Есть скидки для трудноизвлекаемых запасов и для высоковязких нефтей. Нетрудно понять, что доля добычи, подпадающей под льготы, будет быстро расти. И если сейчас снижение экспортных пошлин почти компенсируется увеличением НДПИ, то с каждым годом сумма поступлений НДПИ будет неуклонно сокращаться. А пошлину обратно уже не вернуть, правила ВТО не позволяют.

- В таком случае кому выгоден этот «налоговый маневр»?
- Иностранным потребителям и компаниям. Аксиома экономики: снижение экспортных пошлин стимулирует экспорт. А мы собираемся круто сократить не только вывозную пошлину на нефть, но и на бензины, дизтопливо. Все это буйным потоком потечет за границу, создавая дефицит внутри страны и провоцируя рост цен на нефтепродукты. В России останется мазут, на него пошлина увеличивается. Но внутренний спрос на мазут падает. Это станет головной болью для старых нефтеперерабатывающих заводов, которые не успеют модернизироваться.
Российские потребители и компании пострадают. В прошлом году цены на бензин выросли на 6 % при очень высоких экспортных пошлинах. Сейчас их рост ускорится в 1,5-2 раза. Это подстегнет инфляцию, увеличит издержки во всех отраслях.

- Авторы закона мотивируют его необходимостью приведения пошлин к единому уровню в рамках Таможенного союза…
- А нужно, наконец, осознать, что абсолютно свободной торговли просто НЕ БЫВАЕТ. Это только колонизаторы «свободно» выменивали у индейцев золото на цветные бусы. В остальных же случаях любое государство ограничивает внешнюю торговлю в своих интересах. В США, например, экспорт нефти вообще запрещен, и никакая «свободная торговля» на это не жалуется.
Сейчас возможностью вступления в ТС интересуется Турция. Ей там ничего не надо, кроме дешевых нефти и газа. Вся остальная торговля с Турцией и без того пошлинами не обременена. Хватает и других желающих наживаться на российских ресурсах.

- Следовательно, Вы считаете налоговый маневр ошибкой, основанной на неверных прогнозах?
- Нет. Я не считаю правительство настолько некомпетентным. На мой взгляд, это целенаправленная попытка ускорить распродажу российских нефтяных запасов в ущерб стране.
 

Просмотров 4981
Комментарии
Хуршудов Александр Григорьевич
16.08.2016

А конкретные замечания по моим доводам есть? Нет. Тогда - свободны. Не засоряйте интернет.

Елена Смирнова
12.08.2016

очень дилетантское понимание происходящего. При этом размер личного это с девятиэтажку, мол, я понимаю, лучше чем Правительство. Что ж ты такой умный, а не в Правительстве то? Полную чушь пишет.

Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

Индекс цитирования