$87.11 -3.34%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

В ООО "РН-Уватнефтегаз" успешно провели командно-штабные учения по ликвидации аварийных ситуаций

Екатерина Крючкова
09 октября 2014/ 10:52
Тюмень.  Знаменитая суворовская фраза о том, что тяжело в учении – легко в бою, на этот раз не сработала. Показательные учения по ликвидации аварийной ситуации на нефтепроводе, которые провели в РН-Уватнефтегазе оказались на порядок сложнее, чем первые тренировочные учения. И в программном исполнении, и по погодным условиям.
Утро на месторождении началось с сурового северного ветра вперемешку с дождём и градом. Как говорится, в такую погоду добрый хозяин и собаку на улицу не выпустит… А тем отважным ребятам из аварийно спасательной бригады пришлось не просто на свежем воздухе отрабатывать программу, а идти по болоту к поставленной цели, невзирая на то, что вода теперь не только под ногами хлюпает, но ещё и сверху сыплет.
Но, обо всём по порядку.

Здравствуй, Усть-Тегусское месторождение!
Через 2,5 часа полёта на вертолёте над красотами Тюменской области мы оказались практически в эпицентре предстоящих событий – на Усть-Тегусском месторождении, крупнейшем из числа тех, что сегодня разрабатывает РН-Уватнефтегаз.
Можно бесконечно долго описывать яркие краски осенней природы, но по-настоящему зачаровывает взгляд сам нефтяной промысел. Когда вдруг словно по волшебству среди перелесков появляется цивилизация: трубы, факелы, дороги, машины, здания… Вертолёт плавно идёт на посадку, и казавшийся игрушечным индустриальный «островок» превращается в большой центр, где даже вертолет выглядит, как легковая машина на городской улице. Вот шасси вертолёта поймали твёрдую землю. Мы, одев каски и жилеты, выходим на площадку. Здравствуй, Усть-Тегусс!

Предупреждён, значит, вооружён
О том, что опасность на производстве легче и экономней предупредить, чем ликвидировать, знает каждый сотрудник предприятия. Личная и производственная безопасность – первый шаг в работе всех сотрудников без исключения, в том числе и приглашённых гостей. Поэтому в дополнение к каскам и жилетам мы получаем защитные очки.
Защитив организм от переохлаждения горячим чаем, мы выходим на знакомство с техническим парком. Прежде чем, начались командно-штабные учения, мы смогли увидеть и оценить мощность реальных машин, способных выручить в любой трудной ситуации, и на земле, и на воде.
«Немногие компании владеют подобным набором техники. Это специализированные машины для устранения аварий и локализации их последствий. Они способны ходить по болотам 3-й категории, работать при любых непогодных условиях», - рассказывают нам специалисты.
Но это только на словах звучит гладко и складно. Ведь в стандартном представлении для обычного человека болото – это кочки в вязкой тине, которые встречаются в низинах леса, когда собираешь грибы… Поэтому изначально к определению «болото 3-й категории» относишься не так серьёзно. Ну, что там может быть? Кочки больше или лужа глубже?! На самом деле это торф с болотной водой, по консистенции напоминающий рисовую кашу, в котором шагаешь и проваливаешься по пояс…В лучшем случае по колено.
«У нас есть интересные, достаточно уникальные образцы техники, которые работают с минимальным ущербом для наружной поверхности столь ценной тюменской земли…при движении транспорт не повреждает почвенный слой. Работать на нем можно в любой сезон календарного года», - продолжают рассказывать специалисты, и мы можем буквально дотронуться руками до этих исполинов.
Вот они «Витязи», ТД-30, ТРИММЕРы, транспортёры… Именно на этих машинах происходит транспортировка специализированной техники в труднодоступные места. Например, «Витязь» перевозит и экскаваторы, и погрузчики, и трубоукладчики…
Весь комплекс оборудования для перекачки разлившейся нефти и сбора её для дальнейшей транспортировки базируется на одной машине. Предназначенный для ликвидации аварийного розлива нефти локального значения может собрать с поверхности до 100 тонн «чёрного золота».
Есть и совсем уникальные приспособления, такие как световая башня. Она применяется в тёмное время суток. Освещает пространство в радиусе 20-30 метров.
Из отечественной техники парк уникальных машин дополняет ТРЕТОН – один из примеров экологического профессионального транспорта, где установлены шины низкого давления. Если такая машина поедет по траве – она не будет истоптана. Машина оставляет ровный, аккуратный след… К слову, есть в арсенале РН-Уватнефтегаза и тюменские наработки.
Показали нам и мотоагрегаты для перекачки технической воды, и дизельную электростанции на 3,3 киловатта, и многофункциональный ручной ствол под названием МРТ 50, который способен подавать и пену и воду…
Наряду с машинным парком свою технику представила и МСЧ «Нефтяник». Медсанчасть на месторождении может оказать как обычную неотложную помощь при возникновении обычных травм (порезы, ушибы и так далее), так и более сложных… есть в наличии и кардиограф, и пульсометр, и дефебрилятор для завода остановившегося сердца. Также медики могут на месте оперативно провести манипуляции по осуществлению искусственного дыхания. Для этого есть и ручной аппарат и электрический, и кислородный баллон. В случае необходимости, возможно подключение к системе искусственной вентиляции лёгких, как в полевых, так и в стационарных условиях.
Довелось журналистам не только посмотреть, но и своими руками совершить мини-спасательные операции.
Во-первых, нам «доверили» комбинированные ручные ножницы. Они используются для аварийно-спасательных работ, перерезания арматуры. Металлический стержень толщиной в палец эти ножницы перекусывают, как говорится, на раз-два… Первым ножницы в работе опробовал главный инженер предприятия Павел Желонин. Перекусывать арматуру попробовали и журналисты.
Затем нам было дозволено испытать новшества пожаротушения. Облитые бензином деревянные ящики сначала не хотели разгораться, но когда вспыхнули, не только мне одной показалось, что на тушение уйдёт весь запас воды пожарной машины. Но нет! Благодаря современному оборудованию, организованный пожар локализовали и потушили за полторы минуты… И это при минимальном расходе воды, за счёт сберегающего, но очень эффективного распыления.
Пройдя ряд специализированной техники и за полчаса узнав больше, чем за всю прошлую жизнь, мы отправляемся на место проведения учений. И, кстати, едем в нашем «маршрутном такси» все поголовно пристёгнутые ремнями безопасности.
«Это промысел, здесь безопасность превыше всего», - говорит водитель. Он трогает машину с места только после того, как убеждается, что все до единого пристегнулись.
- Вот это дисциплина, - удивляются одни.
- Вот это забота о нашей безопасности! – с восхищением говорят другие.
Собственно говоря, другого варианта развития событий никто не ждал. Мы находимся на промысле предприятия, где приоритет экологической безопасности и безопасности работников на производстве стоит едва ли не выше объёмов добычи нефти.

Только смелым покоряются месторождения и стихия!
Перед началом учений нас ждёт «минутка безопасности»: обязательный инструктаж о том, куда можно, а куда нельзя… Весь ход учений транслируется в Москву, а у нас в специально установленном шатре отображается на экранах мониторов. За ходом учений наблюдают специально приглашенные представители регионального МЧС.
«Установлены 4 камеры. Работают спутниковый и радиоканал связи. Для стабилизации сигналов используется оптоволокно. Качество связи должно быть высоким, мы особенно тщательно подходим к оснащению наших месторождений и линий трубопроводов средствами связи», - поясняют технические специалисты.
Тем временем из динамиков раздаётся долгожданное:
- Добрый день уважаемые коллеги и гости. Сегодня, 18 сентября 2014 года вашему вниманию будут представлены комплексные учения по действию органов управления сил и средств ООО «РН-Уватнефгаз» при ликвидации чрезвычайных ситуаций на межпромысловом нефтепроводе…
Вот она, минутная боевая готовность. Видеокамеры операторов настроены на запись, фотографы напряжённо сживают в руках камеры и готовятся нажать пуск… Все замерли в ожидании начала боевой тревоги.
Казалось, все мы были предупреждены о небольшом пиротехническом шоу, имитирующем взрыв. Но, при умелом подходе и заявленное событие может оказаться весьма неожиданным. Весь вопрос во времени, когда именно оно произойдет.
И в тот момент, когда шла перекличка об обнаружении падения давления на участке трубопровода между 1 и 2 крановым узлом, а на месте учебной аварии уже полторы минуты била тонким фонтаном в метр высотой вода, раздался оглушающий взрыв. В небо взметнулся огонь. На мгновение показалось, что шелковое пламя приморского заката перекрыло унылое серое уватское небо… Настолько ярким и трепещущим оно было на осеннем, северном ветру. Но уже через пару секунд алый шёлк превратился в клубы чёрного рассеивающегося дыма.
- Начальник смены РИТС патрульной группе, обнаружено возгорание на участке порыва, доносится голос из динамиков.
- Диспетчер пожарной части начальнику смены РИТС на участке трубопровода между 1 и 2 крановым узлом трубопровода обнаружено возгорание, направить пожарные расчеты.
- Принято, направляю пожарные расчеты…
Меня к жизни возвращает только звук пожарной сирены и гул подъезжающих машин. Я, со специальным предупреждением, что сейчас будет взрыв, еще не могу прийти в себя и восстановить дыхание от увиденного, а они уже и распоряжение дали, и машины пожарные направили… Вот это выдержка и концентрация внимания!
…Первые пожарные расчеты разворачивают брандспойты и начинают продвигаться к месту аварии, где ровным стойким пламенем горит нефть и торф. Смелые и сильные мужчины в спецодежде двигаются слаженно и аккуратно. Словно солдаты на плацу, они стараются даже шагать в такт. Подойдя ближе, я начинаю понимать, почему они идут ровной цепочкой. Это болото той самой третьей категории. Опираясь друг на друга, они медленно, но верно продвигаются к цели, проваливаясь в вязкий торф почти по пояс.
Из лесного участка выдвигается огромный ТРИММЕР. Он ползёт как гигантская черепаха и… не тонет в болоте! Это та самая машина на гусеницах, которую мы видели на выставке. И она действительно не тонет там, где спасатели шли и проваливались. А ведь машина весит в сотни раз больше. К слову, это было не последнее чудо техники, удивившее нас в этот день во время учений.
Над головой раздаётся треск: это шумят лопасти вертолёта. Минуточку внимания, вертолёт, аналогичный тому, что привёз нас на месторождение, летает над нами, как стрекоза над цветком и … практически приземляется. Он сбрасывает на место аварии ЛАРН, в котором находятся защитные боновые заграждения и сорбент, необходимый для того, чтобы переработать и расщепить нефтепродукты, которые невозможно откачать. При положительной температуре воздуха грунт, покрытый слоем такого сорбента самоочищается в течение 100 дней.
Мы стоим на укрепленной и защищенной от погружения в торф площадке и наблюдаем за происходящим на расстоянии если не вытянутой руки, то полной досягаемости объективов фото и видеокамер, видим, как раскладывают специальные сборные плиты красного цвета и как монтируют площадку для большого вертолёта. Он уже показался в небе. Но только при его приближении мы понимаем, что российский МИ-26 это не просто вертолёт. Летательный аппарат несёт на место аварии экскаватор весом в 16 тонн. А в пропорциях это выглядит как кошка, поймавшая мышь. Огромный воздушный транспорт Вертолёт аккуратно ставит на площадку экскаватор и снова врывается с треском в небо.
Вслед за ним ещё два вертолёта, но уже МИ-8 привозят дополнительно груз и транспортируют с места аварии «пострадавшего». Это тоже часть программы учений. В салон вертолёта загружают мужской манекен, одетый в униформу. У него есть даже имя – Гоша, и это, скажу вам, не просто изделие из пластмассы. Вес Гоши 60 килограммов. Так что транспортировать его пришлось с вполне человеческими усилиями: носилки, врач, вертолёт… Добавьте к этому ветер, град, балансирующую на торфяной подушке плиту, и вы поймёте, скольких усилий стоило участникам показательных учений поднять его, положить на носилки и аккуратно погрузить на борт вертолёта.
Но вот и долгожданный финал:
- Товарищ, генеральный директор РН-Уватнефтегаза. Условная авария на межпромысловом нефтепроводе диаметром устья пятьсот тридцать миллиметров на участке центральный пункт сбора Усть-Тегусского месторождения – нефтеперекачивающая станция Кальчинского месторождения ликвидирована. Нефтепровод работает в штатном режиме…
Я поднимаю глаза в небо. Дождь с градом, которые шли во время учений, уже закончились. Выглянуло солнце. Мне кажется, что это вертолёты разогнали тучи и дали в награду команде спасателей кусочек синего неба и яркие солнечные лучи.
Учения успешно закончены.
Герои дня, (по-другому назвать этих сильных и смелых мужчин не получается!)? уставшие, но довольные проделанной работой стали на парадное построение.
Я вглядываюсь в эти мужественные лица, в эти сияющие доблестью и отвагой глаза. Они сегодня сумели не только в рамках командно-штабных учений ликвидировать разлив нефти, но побороть и укротить стихию. Даже погода сдала свои хмурые позиции, восхищаясь их стойкостью и мужеством.
«Всех благодарю за грамотную организацию работы. Мы видели, что вы не пользовались какими-то специальными средствами, шли по болоту, зная, что от вашей оперативности и профессионального мастерства зависит и срок ликвидации аварии, и масштабы её последствий. По вашим глазам я вижу, что вы внутренне удовлетворены. Наверное, это самое важное – иметь удовлетворение от того, что ты сделал. Поэтому благодарю вас от лица руководства и желаю всем безаварийной работы. И чтобы такие трудности вас ждали только на учениях. Спасибо!» - поблагодарил команду за работу генеральный директор ООО «РН-Уватнефтегаз» Евгений Задорожный.

Для кого-то эти учения стали ярким и зрелищным мероприятием (правда, не каждый день оказываешься в десятке метров от пиротехнического шоу!), для кого-то демонстрацией силы и мощи современной техники (когда ещё над твоей головой МИ-26 будет с лёгкостью картонной коробки носить 16-тонный экскаватор). Возможно, кто-то взглянул на нефть не под финансовым углом, а через призму производственных алгоритмов, включающих в себя готовность к работе в экстремальных ситуациях. Лично для меня этот мастер-класс от аварийно-спасательного подразделения ООО «РН-Уватнефтегаз» стал примером мастерства и мужества. Согласитесь, далеко не каждый из нас готов вот так проверять на себе глубину болота, проваливаясь по пояс, идти на огонь и дым, вести за собой команду и оперативно решать поставленные задачи. И что-то подсказывает мне: пока в команде предприятия есть такое подразделение, скованное из мужества и профессионализма, РН-Уватнефтегаз всегда будет на шаг впереди.
Просмотров 2732
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^