Ученые открыли уникальную культуру бактерий, ускоряющую очистку нефтезагрязненных территорий

17 июня 2015/ 14:10
Казань. Ученые Казанского федерального университета обнаружили уникальную культуру бактерий, ускоряющую очистку загрязненных территорий. Открытие было сделано после анализа накопленных твердых отходов завода «Казаньоргсинтез».
Обнаруженная в отходах культура бактерий (штамм Pseudomonas stutzeri KOS6) уникальна и способна повысить эффективность очистки и восстановления загрязненной нефтью и продуктами ее переработки территории благодаря своей устойчивости к токсичным соединениям и тяжелым металлам. Кроме того, штамм восстанавливает молекулу атмосферного азота до формы, необходимой для жизни растений и других организмов. «В этом заключается конкурентное преимущество штамма по сравнению с другими запантентованными культурами, - рассказала научный сотрудник междисциплинарного центра протеомных исследований Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Татьяна Григорьева. - Ранее выделяли штаммы из морской воды после загрязнения нефтью, а также из загрязненных нефтью почв. Найденная нами культура получена из концентрата химических отходов, более того, она способна выживать в этих условиях, и этим уникальна».
Надо сказать, что это не единственное преимущество данной культуры. По словам младшего научного сотрудника КФУ Александра Лайкова, она уже сочетает в себе весь необходимый для очистки территории комплекс свойств, в том числе способность стимулировать рост растений в неблагоприятных для них условиях. Следовательно, вмешательство человека в процесс, в частности, применение методов генетической инженерии, внедрения генов в организм, не требуется. Природа самостоятельно создала устойчивую, самовоспроизводящуюся и адаптированную к среде конструкцию, представляющую для человека биотехнологический интерес.
В данный момент проект находится на стадии апробации и более глубокого фундаментального исследования. Ученые пытаются выявить причину появления у штамма бактерий способности адаптироваться к абсолютно непригодной для жизни среде. Для этого был расшифрован полный геном бактерии, а по итогам исследования опубликована статья в «GenomeAnnouncements» (ответвление журнала «Bacteriology»). Кроме того, в 2014 году на данное открытие был получен патент, а еще одна статья, посвященная геномным и протеомным особенностям штамма, находится на стадии подготовки для публикации в высокорейтинговом журнале. Также в настоящее время осуществляется поиск заказчиков для коммерческой реализации проекта, сообщает пресс-служба КФУ.