$63.13 +0.00%
$ 78.23
€ 90.82
               

В Алтайском крае около 100 независимых АЗС оказались в процедуре банкротства

Ведомости
15 декабря 2015/ 08:45
Владельцы более 100 АЗС в Алтайском крае проходят процедуру банкротства из-за того, что несвоевременно выплачивают кредиты, рассказал руководитель Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. Часть из них уже закрылась, всего за последние три года прекратило работу около 50 АЗС. Сейчас в крае работает примерно 500 АЗС (около 150 заправок принадлежат нефтяным компаниям). 2016 год будет не менее тяжелым, чем текущий, считает он. С рынка уйдет не один десяток независимых операторов.

Стоимость кредитов для независимых АЗС резко выросла, согласен директор Small Letters Виталий Крюков. При том что независимые операторы испытывают давление со стороны вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Последние готовы снижать цены на топливо в убыток себе, чтобы вытеснить независимые АЗС, уверен Матвейко. При этом нефтекомпании поднимают оптовые цены, но сдерживают цены в собственных розничных сетях. В 2015 г. оптовая цена Аи-92 в Алтайском крае для независимых АЗС превышала розничную на заправках ВИНК на 30–50 коп. за литр. По словам Матвейко, похожие проблемы есть у независимых АЗС Новосибирска, Кузбасса. И такая тенденция наблюдается в последние шесть лет, добавил он.

У пяти крупнейших нефтяных компаний около 6885 заправок. Независимых АЗС в России примерно 13 000–14 000, по данным Российской топливной ассоциации. В кризис под удар первыми попадают заправщики Сибири и Дальнего Востока – регионов, где конкуренция ниже и НПЗ меньше, говорит Крюков.

В июле союз обращался в краевое управление ФАС и региональную прокуратуру с просьбой разобраться с ценовой политикой «Газпром нефти», сообщал «Интерфакс». Организация считала, что компания необоснованно и значительно увеличила оптовые цены. Независимые АЗС вынуждены были поднимать розничную цену выше, чем у «Газпром нефти», теряя объемы реализации или продавая в убыток. «Компания проводит сдержанную ценовую политику и традиционно формирует цены в среднем ценовом сегменте рынка», – объяснял тогда представитель «Газпром нефти». Представитель «Газпром нефти» в понедельник от комментариев отказался. Представители «Роснефти» и «Лукойла» не ответили.

ФАС в июне фиксировала рост оптовых цен на топливо и снижение объемов поставок бензина независимым операторам в Алтайском крае со стороны «Газпром нефти» и «Роснефти», сообщала служба.

Владельцы АЗС Алтайского края испытывают проблемы не первый раз. Топливный кризис 2011 г. начался как раз с этого региона. Тогда из-за нехватки топлива нефтяные компании ограничили его продажу на своих АЗС, а многим независимым пришлось закрыться. Для решения топливного кризиса чиновники предлагали развивать независимую нефтепереработку: рассматривалась передача «Роснефтегазу» одного из НПЗ. Идея так и не была реализована. В ноябре 2014 г. независимые операторы в некоторых сибирских регионах прекращали продажи топлива, так как нефтяные компании снизили оптовые поставки (см. врез). «После аварии на Ачинском НПЗ [июнь 2014 г.] бензин просто пропал», – объяснял тогда Матвейко.

С начала 2015 г. бензин подорожал на 5,5%, что ниже ожидаемой инфляции (около 13%, прогноз ЦБ). «И это полностью соответствует нашим ожиданиям <...> Это умеренный рост, причем большая его часть объясняется ростом налогообложения бензина, и эти умеренные налоги идут на ремонт и реконструкцию автодорог», – говорил вице-премьер правительства Аркадий Дворкович. По его словам, от повышения цен на топливо прибыль нефтяных компаний не растет, наоборот, она снижена до предела. Но нефтяные компании могут зарабатывать в оптовом сегменте, в отличие от независимых заправщиков. В 2016 г. цены на бензин тоже вырастут ниже инфляции, прогнозирует ФАС. Нефтяники формируют цены на АЗС с оглядкой на ФАС, иначе служба может возбудить дела, говорил сотрудник нефтяной компании. С одной стороны, нефтяным компаниям приходится снижать собственную розничную маржу, но, с другой стороны, они «отжимают» независимые АЗС, которые разоряются и уходят с рынка, заключает аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин: «Это тоже способ подавлять конкуренцию». Представитель ФАС не ответил на запрос.
Просмотров 874
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену

31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились

31.10.2025 Черных Евгений Борисович, 60

А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"

27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ

31.10.2025 Русских Виталий Викторович

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?


^