Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Александр Романихин: Выделение госденег на импортозамещение должны курировать потребители, а не чиновники и функционеры

05 августа 2016/ 08:01

Москва. В России создано Агентство по технологическому развитию. Как заявлено, новая структура поможет в решении проблем импортозамещения, в том числе в нефтегазовом комплексе. Последнее время об импортозамещении в сфере нефтегазового оборудования говорят все меньше. Какова же ситуация на самом деле?
О технике и технологиях для нефтегазового комплекса, перспективах развития отраслевого машиностроения в России Агентству нефтегазовой информации рассказал вице-президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин.

— Александр Владимирович, прежде чем мы начнем разговор о ситуации в отрасли, хотелось бы спросить о причинах Вашего ухода с поста президента Союза. Вы же создали эту организацию в непростые 90-е годы. Почему было принято такое решение?

— В нашей сфере должна быть ротация. Ненормально, когда один человек занимает пост руководителя долгое время. Например, в аналогичной американской структуре PESA (Petroleum Equipment & Services Association — прим. редакции) руководители регулярно меняются. На мой взгляд, так должно быть и в российских ассоциациях. Это не пожизненная должность. С возрастом утрачивается необходимая свежесть мышления, притупляется восприятие, и надо уступать дорогу новым, более молодым людям. Кроме того, я редактирую ряд изданий, занимаюсь информационными технологиями, а на это нужно время. Имитировать бурную деятельность, заниматься самопиаром, бегая по мероприятиям, не буду, а вот свой опыт готов передавать.

— Понятно. Скажите, а как Вы относитесь к созданию Агентства по технологическому развитию? Поможет ли оно появлению и внедрению новых отечественных технологий в нефтегазовом комплексе?

— Что делают в России при возникновении проблемы? Правильно, создают структуру. За счет чего она будет существовать? На  средства госбюджета опять будут ремонтировать офисы, закупать мебель, оргтехнику, автомобили,…
Был Российский фонд технологического развития. Теперь он называется Фондом развития промышленности. Зачем понадобилось создавать Агентство по технологическому развитию, если честно, не очень понимаю.

— Как Вы оцениваете работу Фонда развития промышленности, который превратился в основной источник господдержки импортозамещения в нефтегазе?

— Идея правильная. Но без минусов не обходится. Так, определяет, кому выделить деньги, экспертный совет. В составе которого нет ни одного специалиста нефтегазового комплекса!  
На мой взгляд, решать, какому предприятию давать средства на производство нефтегазового оборудования, должны потребители — нефтяники и газовики. Им ведь потом использовать эти технологии и технику, а не представителям «Деловой России» или РСПП.

— В чем, на Ваш взгляд, должна быть роль государства в поддержке нефтегазового машиностроения?

— Целесообразно субсидировать закупку нефтяниками и газовиками нового передового отечественного оборудования. На первом этапе, до запуска серийного производства, российское оборудование может быть дороже иностранного. Госбюджет должен также помогать создавать и совершенствовать испытательные полигоны для их использования разными предприятиями.

— А что скажете о финансировании автоматизированной информационной системы «Технологии и проекты импортозамещения», которую разработало и ввело в эксплуатацию ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России?

— О финансировании говорить не могу, кто и сколько за это заплатил, просто не знаю. Вернее, понимаю кто: российский народ. Конечно, фактически средства были перечислены из госбюджета, но через кого конкретно: Минэнерго, Минпромторг, Фонд развития промышленности — не скажу. Что там «ввели в эксплуатацию», тоже не совсем понятно. На мой взгляд, сначала надо было досконально разобраться с ГИС «ТЭК», куда ушло немало государственных денег.
Как известно, вопросом импортозамещения нефтегазового оборудования в ФГБУ «РЭА» занимается некая госпожа Ершова (Татьяна Ершова, главный советник генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» — прим. редакции

Читать также
), которая, по-моему, весьма далека от нефтегазового комплекса.

— Ходит шутка о тандеме Ершовой с сотрудником Минпромторга Муратовым и примкнувшим к ним Хайковым, который ни дня не проработал ни в геофизике, ни в бурении, но возглавляет Национальную Ассоциацию нефтегазового сервиса. Дайте, пожалуйста, оценку работе Минпромторга в сфере импортозамещения в нефтегазовом комплексе?

— Не готов оценивать деятельность федерального органа исполнительной власти, тем более что руководитель Минпромторга России Денис Мантуров возглавляет наблюдательный совет нашего Союза. Могу сказать только, что в целом, по моим ощущениям, в сфере импортозамещения в нефтегазовом комплексе пиара и  разговоров значительно больше, чем дела. Причем делают что-то конкретное нефтегазовые компании и заводы, которым от «координатора», смутно представляющего отраслевые технологии и технику, пользы мало. Есть ощущение, что из  импортозамещения пытаются сделать кормушку. К сожалению, вокруг этой темы крутится много случайных людей.

— Но рабочие группы Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования возглавляют представители нефтегазовых компаний…

— Да, я был активным сторонником того, чтобы их модераторами выступали потребители. Проблема только в том, что обсуждения проводятся, но решения, принимаемые этими группами, не имеют должной силы. Я на них не хожу, чиновники перестали приглашать. Видно слышать правду не всем чиновникам комфортно. Говорят, что интерес к таким собраниям, которые не кончаются ничем, падает. Потому они и проводятся все реже. Так что эта работа, на мой взгляд, заходит в тупик.

А разрекламированные специнвестконтракты?

— Их можно разрабатывать сколько угодно, но если Минфин России говорит, что денег нет (а их действительно не хватает), то, так или иначе, все проекты лягут под сукно.

— Так как же оценивать работу по импортозамещению в нефтегазовом комплексе?

— Все просто. Надо брать крупнейшие инвестиционные проекты, например, «Ямал СПГ» или «Амурский ГПЗ», и анализировать, сколько технологического оборудования из России используется для их реализации. Вот это нужно делать, а не вкладывать бюджетные деньги во всякие АИС «Импортозамещение».
Значительная часть того, что замещено, сделано на деньги и по инициативе самих нефтегазовых компаний, как это было и в 90-е годы. Тогда  нам надо было восполнить потребность в нефтегазовом оборудовании, которое до этого производилось в Азербайджане и на Украине.
Не надо обюрокрачивать процессы. Порядок выделения государственных денег на импортозамещение должны курировать потребители, а не чиновники и функционеры. В конце концов, работать на этом оборудовании нефтяникам и газовикам, а не чиновникам, которые в большинстве своем весьма слабо во всем этом разбираются.

— Немного о пропаганде достижений российских предприятий. Вы уже высказывали сомнение в эффективности АИС. Сегодня проводится масса всяких форумов по нефтегазовому комплексу. Как Вы относитесь к ним?

Если они организуются на рыночных условиях, то почему бы и нет. Выживет сильнейший. Но когда на «Оказание услуг по организации мероприятий и обеспечению участия» министерства в выставке перечисляют  ООО из бюджета около ста миллионов рублей, то это удивляет. Когда  на территории выставки в «Экспоцентре» проходит заседание межведомственной рабочей группы по снижению зависимости от импорта российского ТЭК под председательством министра, то и это вызывает вопросы. Так ведь скоро министерство и коллегию будет проводить на выставке!

— Какие пути защиты российского рынка от экспансии иностранного нефтегазового оборудования, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?

— Самые масштабные закупки — в сфере нефтегазопереработки. Почему? Да потому, что закупаются иностранные лицензии и уже лицензиар начинает диктовать условия. Так что пока в России не начнут использовать собственные технологии, не будет своих UOP, CB&I, KBR, Amec, нам остается наблюдать масштабные закупки технологического оборудования…

— А если повысить таможенные пошлины?

— Бессмысленно. Это просто повысит стоимость проектов. Все равно лицензия будет иностранной, поэтому проект  обойдется дороже. Кстати, американцы защищают свой рынок не с помощью таможни, а путем введения стандартов. Они касаются и технологии изготовления, и комплектующих, и материалов… Разработкой и продажей стандартов занимается Американский нефтяной институт — обычная ассоциация, но весьма авторитетная.

— Кстати, именно API и собирает статистическую информацию о нефтяной промышленности…  

— Конечно. Публикует отраслевую статистику, финансирует и организует проведение необходимых исследований, осуществляет обучение. Не государство все это делает, не ФГБУ «РЭА» или кто-то еще,  а сами нефтяники. Несмотря на то, что бюджет США на порядок больше российского, там делает многое бизнес, а у нас пытаются вопросы решать расширением  бюрократических структур, занятых освоением бюджетных средств. Попытки создать Российский нефтяной институт, по аналогии с API,  пока не увенчались успехом.  Да, создаются многочисленные  «национальные» институты, палаты, ассоциации, форумы, объединения, но национальные они по названию, а не по сути. Одни пытаются банально «хапнуть» из госбюджета, а другие пытаются сразу получить властные полномочия, чтобы чем-то «рулить», что-то разрешать, согласовывать, кого-то допускать, аккредитовывать, сертифицировать, контролировать… Все же авторитетные ассоциации в большинстве стран мира идут по другому пути.

— У вас нет ощущения, что ажиотаж по поводу импортозамещения в нефтегазовом комплексе как-то поутих?

— Согласен, наши нефтяники, газовики и заводы понемногу приспособились к ситуации. Кроме того, полагаю, пришло понимание, что от всевозможных агентств, фондов и прочих структур, так же как и от многочисленных чиновников и функционеров пользы мало, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, т.е. тех, кто занимается делом.

Просмотров 26886
Комментарии
Ольга Милова
26.10.2017

Актуально и сегодня, особенно после разбирательств с ГИС ТЭК

Павел Тимофеевич Ильин
14.08.2016

Что можно сказать... Риторические вопросы подняты...
О России еще Салтыков-Щедрин писал

Эльдар
14.08.2016

Опозорили чиновников и бездельников ))))

Моисей Гельман
10.08.2016

Все справедливо сказано. Но, как отметил когда-то Салтыков-Щедрин, "газеты пописывают, читатель почитывает. а чиновник поплевывает.

Анатолий, 42
10.08.2016

Абсолютно прав Романихин. Нужно к импортозамещению реальный сектор привлекать, а не непонятные ассоциации

Ольга Николаевна
10.08.2016

Почему Ершова этим занимается в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России. Она крупный специалист?
Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Текслер Алексей Леонидович в курсе кто ведет тему?

Максим Друнов
10.08.2016

АИС "Импортозамещение", ГИС "ТЭК" ... сотни миллионов на это уходят

АРТУР
09.08.2016

СМЕЛЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. ИМЕНА НАЗВАНЫ, СТРУКТУРЫ. КРУТО!

Артем Борисович Камов
09.08.2016

Мне понравилась мысль о том, что министерство промышленности и торговли много пиарит импортозамещение в нефтегазе, а по существу все делает бизнес, нефтегазовые компании, производство, наука. И зачем такая армия чиновников? При этом они еще и огромные бюджеты осваивают, а не только свои зарплаты. И понравилось, что деньги народные, а народ живет тяжело.

Мардухаев Ширин Аркадьевич
08.08.2016

Спасибо Агентству нефтегазовой информации за независимые мнения. Хорошо, что в нефтянке есть такой сайт, которые не боится публиковать острые и честные материалы. В наше время это большая редкость.

Кузнецов Владимир Александрович
06.08.2016

Полностью согласен с автором. Больно и обидно, что наши, российские, разработки так и не доходят до внедрения. Всю жизнь работал на нефтянку, знаю о чём говорю.

ПАВЕЛ
05.08.2016

ХОРОШЕЕ ИНТЕРВЬЮ!!!

Курбанов Рамиз Алиевич, 62
05.08.2016

Знал отца Александра. Работал с ним на крупном машиностроительном заводе, где он был главным конструктором. Честный и достойный человек. Пользовался уважением коллег. Рад, что и Александр в этой области.

Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования