Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Налог на добавленный доход опасен для нефтяной отрасли

28 сентября 2016/ 07:24

Переход на налог на добавленный доход (НДД) несет громадные риски для бюджета и понизит эффективность отрасли, написал в отчете «ВТБ капитал».

По последней версии Минфина, согласованной с Минэнерго, с нефтяников будет взиматься 50% доходов от продажи нефти (НДД) за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 руб. с тонны. НДПИ и экспортная пошлина остаются: при цене $50 за баррель на старом месторождении они вместе составят $17,5 (35% цены), на новом – $7 (14% цены) первые пять лет с увеличением до обычной ставки к восьмому году. Сейчас при $50 за баррель НДПИ и экспортная пошлина – 57% цены, на новых проектах – 13,2%.

Проблема не в ставках, а в самом принципе НДД – он развратит отрасль, стимулируя к росту издержек, пишет «ВТБ капитал» и в доказательство моделирует увеличение издержек на $30 при разных налоговых системах. Сейчас издержки в нефтяной отрасли в среднем $9,5 на барреле, увеличение их на 30% снизит прибыль компании на $2 за баррель и сделает проект нежизнеспособным, при НДД такое увеличение издержек почти не отразится на прибыли (см. график).

Очень велика вероятность искусственного раздувания издержек, беспокоится «ВТБ капитал»: могут вернуться налоговые схемы, изжитые еще в начале 2000-х гг.

К примеру, оператор месторождения отдает на аутсорсинг «дочке» какую-то услугу, и вместо 50% НДД и 20% налога на прибыль от оператора государство получит только 20% прибыли его «дочки».

Минфин не ответил на запрос «Ведомостей». Минфин считает, что может рискнуть, говорит чиновник финансового блока, нынешний уровень администрирования позволит контролировать завышение расходов.

В мировой практике эта проблема известна – она носит название gold plating, с ней борются ставками, премией к амортизации, ограничителями затрат, администрированием и т. п., говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Возврата в 1990-е гг. не будет, солидарен главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: тогда нефтяники использовали трансфертные цены и платежи за добычу. Сейчас введен контроль за трансфертным ценообразованием, напоминает Борисов.

Заплатят люди
«ВТБ капитал» критикует и другую идею Минфина – завершение налогового маневра (повышение НДПИ и соразмерное снижение пошлин) вплоть до обнуления пошлин. Маржа нефтепереработки окажется под ударом, отрицательные акцизы на нефть смогут компенсировать их, но для баланса нужно, чтобы часть повышения цены была переложена на потребителей. Однако политическая ситуация такова, что часто такое повышение невозможно, считает «ВТБ капитал». Он высчитывает падение маржи нефтепереработки российских компаний при обнулении пошлин и введении акцизов, но при условии, что эту нагрузку нельзя будет никак разделить с потребителями (см. таблицу).

НДД в других странах сопровождается множеством регулирующих актов, предупреждает «ВТБ капитал» и приводит пример: в налоговой службе Великобритании несколько сотен человек следят за применением НДД на 300 месторождениях. В России 3500 месторождений и у государства просто нет шансов справиться с потоком документов, пишет «ВТБ капитал».

НДД придуман в Англии и Норвегии, когда были перекрыты поставки нефти с Ближнего Востока. Им надо было срочно обеспечить энергобезопасность, напоминает «ВТБ капитал», и государства, по сути, взяли капитальные затраты компаний на себя, чтобы стимулировать разведку и рост добычи. В России проблемы энергетической необеспеченности нет, а увеличение добычи нефти нужно только для увеличения налогов – баррель, добытый без налогов, не имеет смысла.

Минфин и не собирается пока вводить НДД для всей отрасли, будет эксперимент, спорит чиновник финансового блока. Для нескольких пилотных старых месторождений и всех новых, где НДД заменит текущую непрозрачную систему льгот, успокаивает другой чиновник.
Льготы кажутся лучше НДД – компания будет беречь полученные доходы, а не раздувать издержки, не согласны в «ВТБ капитале».

Риски есть, признает федеральный чиновник, это видно и по опыту Норвегии (там ставка гораздо выше 50%) – постоянно возникает вопрос, как распределены издержки по группе, и понятно, что компаниям выгодно надувать издержками того субъекта, который платит НДД. Трансфертное ценообразование снижает риски, но налоговых споров будет много, уверен он.

Ведомости

Просмотров 2578
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования