Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Главное, что можно сделать для прадедов – хранить память об их подвигах

05 мая 2017/ 09:08

Нижневартовск. Почти не осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны, которые боролись за мирное небо над нашими головами. Но есть их дети, внуки и правнуки, они хранят память о родных, об их подвиге.

Яркий тому пример – акция «Бессмертный полк». Каждый год в его колоннах идут все больше и больше благодарных потомков, в том числе и сотрудников дочернего предприятия  НК «Роснефть» АО «Самотлорнефтегаз». Вот уже несколько лет нефтяники ведут свою летопись, которая к  каждому Дню Победы пополняется новыми историями героических предков. В числе постоянных участников акции «Бессмертный полк» 

Андрей Итпеков, начальник цеха подготовки и перекачки нефти-5 АО «Самотлорнефтегаз». В его семье война навсегда оставила свой след…

Андрей Николаевич, никогда не видел своего деда, но знает о нем самое главное – ему он обязан жизнью, он и все его поколение, потому что дед – часть трагической, но великой истории Родины. Участник Великой Отечественной войны Степан Егорович Зенкин ушел на фронт двадцатилетним парнем. Он умер за 16 лет до рождения своего внука.

В 1943 году лейтенант, заместитель командира роты стрелкового полка I стрелковой дивизии Степан Зенкин был тяжело ранен на Западном фронте при наступлении на Брянском направлении, долго лечился в военном госпитале, но так и не встал на ноги настолько, чтобы идти воевать. Однако Степан Егорович быть комиссованным наотрез отказался и стал командиром взвода запасного стрелкового полка, где до окончания войны готовил кадровый состав для фронта. Всю свою короткую жизнь после войны он носил в теле множество осколков. Раны не хотели заживать и отняли у него жизнь, когда ему было всего 32 года.

Степан Егорович был награжден медалью «За боевые заслуги», двумя орденами «Отечественной войны» второй степени. Об этом Андрею Итпекову поведала бабушка, Нина Семеновна. Она же рассказала внуку о своем отце и его прадеде, Семене Сергеевиче Лозовом. В семье прадеда было семеро детей, пятеро из них – мальчики. Трое из пятерых сыновей ушли на фронт воевать с фашистами. Но первым ушел сам прадед.

«Было ему сорок шесть в 41-ом, - рассказывает Андрей Николаевич. - И от бабушки я знаю немногое. Бойцы, вернувшиеся с войны, не любили о ней вспоминать. Бабушка рассказывала только, за что прадед получил медаль «За боевые заслуги»: во время передышки между боями он целому подразделению отремонтировал солдатские сапоги. Ведь он был квалифицированным сапожником, обувщиком: и маленькая скамеечка, и инструменты всю войну были у него за спиной».

Мастерство Семена Сергеевича, на фронте, конечно, было бесценно. Как и храбрость рядового Лозового. Медаль «За отвагу» он получил за подвиг, совершенный в боях под Берлином. Отряд попал в окружение, и связист Семен Лозовой семь раз, рискуя жизнью, восстанавливал связь с командованием. Он также был награжден медалью «За взятие Будапешта».

Не так много знала бабушка о подвигах и заслугах своего отца и братьев. Основную информацию Андрей Итпеков раздобыл на сайтах «Мемориал», «Память народа», «Память», запрашивал информацию в военных архивах. Историю семьи, истории участников Великой Отечественной ему помогал восстанавливать старший сын. Интересовался результатами поисков и младший, которому пока только шесть лет.

Итпековы нашли множество интересных фактов о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Например, двоюродный дед Андрея Итпекова, Иван Сергеевич Лозовой в 1945 году был назначен военным комендантом немецкого города Бреслау. Именно там он познакомился со своей будущей женой Зинаидой Кузьминичной, которая была военврачом в госпитале.

«Это моя история, я должен ее знать, чтобы передать детям, внукам, - Андрей Николаевич объясняет, почему для него это так важно. - Кто не знает своих истоков, корней своих, тот, по сути, не знает, кто он и куда идет. Кроме того, прадеды, отстоявшие для нас мир, теперь живут в нашей памяти. Ведь именно им мы благодарны за совершенный подвиг и за победу. Мы уже ничего не можем сделать для них, только это – хранить память».

Еще несколько родственников пропали без вести. Нет даже информации, на каком фронте воевали, где предположительно погибли.

«И все-таки надежда моя жива, - говорит Андрей Итпеков. - Во-первых, сейчас рассекречивают военные архивы. Во-вторых, надеюсь и на поисковые отряды, которые ведут поиски в местах ожесточенных боев, где Красная Армия несла большие потери».

Андрей Итпеков и сам был участником такого поискового отряда. Так случилось, что тогда он оказался в стройотряде под Волгоградом, решили поучаствовать в раскопках – самостоятельно, по своей инициативе. Медальонов студенты не нашли, но подняли и похоронили нескольких бойцов.

«К тому времени прошло 43 года после Сталинградской битвы, а ощущение было такое, будто последний бой окончился вчера: на этой земле ничего не выросло, и не мудрено. Вся земля там густо перемешана со свинцом и железом: осколки снарядов, каски, гильзы, оружие, фляжки, колеса, гусеницы, дула...В каждом метре лопата утыкалась в металл или человеческие останки. Жутко...», - вспоминает Итпеков.

На Аллее памяти 9 мая всегда можно увидеть фотографии всех ветеранов ВОВ из семьи Андрея Итпекова. Так, вместе с ними, он отмечает День Победы – светлый день, наполненный  мирными планами, мечтами его детей. День, во имя которого его предки шли на смерть, не раздумывая.

Автор: Гуля Бессонова.

На фото:

1. "Бессмертный полк" в Нижневартовске (источник: vk.com/press_nv)

2. Семён Сергеевич Лозовой.

3. Иван Сергеевич Лозовой.

 

Просмотров 7878
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

Индекс цитирования