РЖД констатирует снижение перевозок нефти по железной дороге
РЖД теряет выручку от перевозки нефтеналивных грузов. За 2014–2016 годы их перевозка сократилась на 8%.
Третий год подряд РЖД констатирует снижение перевозок нефти по железной дороге. В 2016 году цистернами было перевезено 235,8 тонн нефти и нефтепродуктов – это на 8% меньше, чем в 2014 году. В 2016 году РЖД получила 2,1 трлн рублей выручки. За перевозку грузов (пробег вагонов в груженом состоянии) по железной дороге грузоотправители в 2016 году суммарно заплатили РЖД 949,6 млрд рублей без учета стоимости порожнего пробега, в том числе за перевозку нефтеналивных грузов (с учетом сжиженных газов) – 301,3 млрд рублей, или 14,3%, подсчитал директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это показывает, что доля от платы за провоз нефтеналивных грузов в выручке РЖД начала снижаться: в 2014 и 2015 годы она была около 15%.
Нефть – самый дорогой груз для РЖД. Перевозка 1 тонны нефти и нефтепродуктов приносит компании в несколько раз больше, чем перевозка 1 тонны угля. Но ценный груз с железной дороги уходит. Одна из причин – рост тарифов. РЖД индексирует тарифы каждый год. За последние три года компания подняла цены на транспортировку нефти и нефтепродуктов сначала на 5,3% в 2014 года, затем на 18,4% в 2015 году (с учетом экспортной надбавки) и в 2016 году еще на 9%, говорится в материалах «Лукойла». Например, «Роснефть» в 2016 году за транспортировку 1 тонны нефти с Ангарской НХК в порт Находка платила 5950 рублей, что на 18% выше тарифа 2014 года.
«Транснефть» проиндексировала тарифы лишь дважды: на 6,8% в 2015 году и на 5,8% в 2016 году. При этом прокачка «Транснефти» растет – за три года на 1% до 483 млн тонн, говорится в отчетности «Транснефти». Тарифы РЖД будут проиндексированы и в 2017 году, говорит представитель компании: «Для всех грузов индексация будет 4%, плюс 2% – целевая надбавка на капитальный ремонт инфраструктуры, итого 6%».
«Нефть все в больших объемах уходит в трубу», – жалуется один из транспортных операторов с высокой долей цистерн в парке. Это подтверждает и Бурмистров: «Тенденция переориентации нефти и светлых нефтепродуктов с железной дороги на трубопроводы будет продолжаться». За прошлый год 10 крупнейших операторов цистерн сократили перевозку нефтеналивных грузов на 9% до 202 млн тонн, следует из данных «Infoline-аналитики».
«Сокращение перевозок нефти и нефтепродуктов по сети РЖД связано с увеличением производства светлых нефтепродуктов и сокращением производства темных нефтепродуктов, традиционно перевозившихся по железной дороге», – говорит представитель железнодорожной монополии. Структура перевозок ухудшилась, признавала в конце прошлого года РЖД: уменьшилась доля перевозок высокодоходных грузов (нефть, черные металлы). Доля высокодоходных грузов сократилась на 6,2% из-за налогового маневра. Изменения правил налогообложения привели к росту выпуска светлых нефтепродуктов и сокращению производства темных. Налоговый маневр изменил экономику НПЗ: маржинальность снизилась с 6,3% в 2014 году до 1,8% в 2015 году, подсчитывало аналитическое агентство Vygon Consulting. В итоге в январе – июле 2016 года НПЗ снизили производство мазута на 23,5%, подсчитала РЖД, это снизило его перевозки на 25,5%, или на 8,3 млн тонн, к уровню 2015 года. А ведь доля мазута в перевозке нефтяных грузов почти 29%, отмечала железнодорожная монополия.
Например, крупнейший российский производитель нефти – «Роснефть» из 210 млн тонн, добытых в 2016 году, продала в страны дальнего и ближнего зарубежья 120 млн тонн. Переработка нефти в России и за рубежом с учетом текущей загрузки собственных мощностей составила в 2016 году 92,67 млн тонн. Продажа мазута за рубеж снизилась на 7,4% до 24,9 млн тонн, говорится в отчетности «Роснефти». Так что налоговый маневр сильно повлиял на перевозки нефтеналивных грузов, жалуется собеседник в компании-операторе.
В 2017 году разные НПЗ получили понижающие коэффициенты на перевозку нефтепродуктов, это сильно повлияло на сбытовую политику НПЗ. С 1 февраля по 30 ноября действует 25%-ная скидка на экспортные перевозки дизтоплива и мазута со станций Нефтяная и Князевка Приволжской железной дороги, рассказывает представитель РЖД. Там расположен Саратовский НПЗ «Роснефти». 11,6%-ную скидку РЖД дает для перевозки нефтепродуктов с Ангарской НХК «Роснефти» в Иркутской области на ее же Комсомольский НПЗ в Хабаровском крае. Скидку в 9,7% получил «Лукойл» на перевозку нефтепродуктов с Ухтинского НПЗ на экспорт в Выборг и 13,2%-ную скидку на перевозку нефтепродуктов с Ухтинского НПЗ по России. Но скидка действует при отгрузке не менее 2,6 млн тонн, в том числе 0,9 млн тонн на экспорт и 1,77 млн тонн на внутренний рынок, уточняет представитель железнодорожной монополии.
Непрозрачность системы понижающих коэффициентов создает абсурдные ситуации: производители нефтепродуктов одного региона (равноудаленные от грузополучателя) оказываются в неравном положении за счет разницы в скидке. Это, в свою очередь, влияет на сбытовую политику НПЗ, признает один из операторов.
В 2016 г.оду крупнейший оператор нефтеналивных грузов «Трансойл» сократил перевозки на 3% до 62 млн тонн, говорит представитель оператора. Globaltrans в 2016 году сократил перевозки нефти и нефтеналивных грузов на 6% до 20,8 млн тонн, причем чистая выручка от этих операций снизилась на 12% до 18,7 млрд рублей. В результате доля нефти и нефтеналивных грузов в выручке Globaltrans уменьшилась на 10 п. п. до 45%. Представитель «СГ-транса» на вопросы «Ведомостей» не ответил.
В плане РЖД на 2017 год отражено, что снижение перевозок нефтеналивных грузов продолжится: с нынешних 235,3 млн до 224,8 млн тонн. «В сегменте нефтеналивных грузов потери могут составить более 10 млрд рублей», – полагает Бурмистров. Источник еще в одном грузоотправителе считает, что одна из проблем – в несовершенной тарифной политике РЖД, а также в дефиците локомотивной тяги и низком уровне пропускной способности сети. Это все, считает собеседник «Ведомостей», способствует оттоку грузовой базы с железнодорожной сети.
К примеру, «Русснефть» (добыча в 2016 году составила 7 млн тонн) предпочитает сдавать нефть в трубу «Транснефти», рассказывает представитель компании. По системе «Транснефти» проходит 93,9% добытой «Русснефтью» нефти, по сети РЖД – 5,6%, автотранспортом компания возит лишь 0,5%. При этом на внутренний рынок приходится 60% поставок, на экспорт – 40%. Компания оказалась невосприимчива ни к экспортной надбавке в 13,4%, которую платили все нефтяники с августа 2014 года до января 2017 года, ни к нынешним изменениям, «они не оказали существенного влияния», говорит представитель «Русснефти».
Перспективы у перевозчиков нефти по железной дороге не радужные. «Транснефть» планирует построить два нефтепродуктопровода – реализует проекты «Юг» (для перекачки дизельного топлива из Воскресенска в Новороссийск) и «Север» (увеличение экспорта дизельного топлива через Приморск), а также реконструирует и расшивает узкие места на трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий океан, говорится в материалах «Транснефти». Основное давление на операторский бизнес оказывает снижение перевозок мазута в связи с завершением модернизации НПЗ и увеличением выхода светлых нефтепродуктов, уход на трубопроводный транспорт высококачественного дизельного топлива в результате расширения проектов «Север» и «Юг», отмечает Бурмистров. Поэтому участники рынка перевозок нефти стремятся консолидировать парк, чтобы выиграть на масштабе бизнеса. Так, «Нефтетранссервис» получил контроль над перевозками продукции с НПЗ «Башнефти», «Трансойл» взял в аренду парк нефтеналивных цистерн «СГ-транса». Первая грузовая компания, долгое время бывшая лидером рынка по величине парка цистерн, теряет долю рынка, так как ей приходится списывать вагоны, говорит Бурмистров.
Ведомости
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.
20.07.2023
События отрасли - 20 июля
А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык