Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Эксперт: Интеллектуальная маркировка вытесняет кабель-спутник с газового рынка

25 сентября 2017/ 16:40

Тюмень. Для ремонта или замены газопровода его сначала необходимо обнаружить в земле. Однако стандартные методы поиска, рассчитанные на металл, не подходят для пластиковых труб, а метод кабеля-спутника поднимает стоимость земельного участка. О современном методе обнаружения газопроводов, интеллектуальных маркерах рассказал старший технический эксперт компании «3М» Александр Жемулючкин.

"Газ – национальное достояние Российской Федерации. Это важнейший элемент экспорта нашей страны и основной энергетический компонент для внутреннего потребления. На конец 2015 года уровень газификации в России составил 70,4% для городов и 56,1% для сельской местности, и этот показатель продолжает расти. Газораспределительная сеть России составляет 697,6 тысячи километров труб, транспортирующих 213,9 млрд куб. м газа.

Основной материал, из которого изготовлены трубы – сталь – уступает по качеству высокотехнологичным пластикам и полимерам, обладающим значительно более высоким сроком службы и практически не требующим по сравнению со сталью расходов на эксплуатацию. Однако без наличия металла обнаружить такие трубопроводы привычными методами невозможно. Стандартные трассопоисковые методы – гальванический (метод непосредственного подключения) и индукционный (наведение сигнала при помощи электромагнитной индукции) – основаны на распространении электрического тока определенной частоты в металле и не подходят для работы с пластиковыми трубами.

Найти пластиковую трубу стандартными средствами трассопоиска возможно с помощью металлического провода, закопанного рядом с пластиковой трубой на протяжении всей трассы. Однако в этом случае имеет место несоответствие сроков службы пластиковой трубы и металлического провода в земле. Хотя отраслевые стандарты не имеют четких указаний по поводу срока службы кабеля, подразумевается, что он будет эксплуатироваться, закладываться вновь и ремонтироваться на протяжении 50 лет. Вместо распространённого ПВ-1 может использоваться действительно надёжный кабель, но, как правило, используется самое дешёвое решение, которое на практике таковым не является.

Для правильной укладки провода-спутника необходимо раскопать траншею рядом с трубопроводом, предусмотреть входы-выходы и коверы. Помимо этого, стоит учитывать ещё один немаловажный аспект – охранная зона трубопровода. По законам Российской Федерации, охранная зона подземной трассы газопровода при использовании провода для обозначения трассы составляет 3 метра от оси газопровода со стороны спутника и 2 метра с противоположной стороны. Использование провода-спутника увеличивает охранную зону на метр.

Цифра кажется не очень большой, но это составляет 20% от стоимости земли для газопровода. Как бы то ни было, возможные повреждения изоляции (механические повреждения, естественное старение), воздействие агрессивной среды и не всегда качественные соединения приводят к тому, что сейчас большую часть полипропиленовых труб нельзя найти. Поэтому вопрос обнаружения трассы газопровода сегодня стоит остро.

На протяжении последних пяти лет в России уверенно внедряется новая технология – обнаружение трубопровода приборным способом с использованием электромагнитных маркеров. Суть технологии заключается в том, что в земле, над осью коммуникации, устанавливается электромагнитный контур, который при наведении на него электромагнитного сигнала определенной частоты откликается и тем самым обнаруживает себя. Такой способ позволяет обнаруживать коммуникации на глубине до 2,5 метра.

Существуют маркеры, имеющие чип с памятью и позволяющие записывать и считывать информацию. Такое решение является надёжным дополнением к информационным столбам, содержащим всю необходимую информацию о газопроводе, или их заменой. Сроки службы пассивных и интеллектуальных маркеров и пластиковых труб составляют около 50 лет. Процесс маркировки газопровода предельно прост. После прокладки коммуникации маркер устанавливается поверх трубы и, если необходимо, фиксируется на ней стяжками. Фиксирование необходимо в случаях, когда почва подвижна, и существует риск перемещения коммуникации или маркера с течением времени. Пассивные маркеры устанавливаются на прямолинейных участках трубопровода с интервалом до 50 метров. Интеллектуальные маркеры обозначают технологически важные участки трассы: изгибы, колодцы, люки, врезки, переходники, пересечение с другими коммуникациями и т.д. Каждый интеллектуальный маркер содержит уникальный идентификационный номер и пользовательскую информацию, например, информацию о владельце, трассе, месте маркировки и об основных параметрах трубы. Чип в структуре маркера является, по сути, компьютером, не требующим постоянного активного питания и содержащим, в большинстве случаев, 132 символа для пользовательской информации. После закапывания трубопровода производится проверка считывания и привязка маркера к системе координат с последующим внесением информации в специализированное программное обеспечение. Это может быть сделано непосредственно на трассе или позднее в любом удобном месте. Приборы, маркероискатели, хранят информацию с двух сотен интеллектуальных маркеров и имеют возможность связи с дополнительными приборами, например, GPS-трекерами.

Процесс обнаружения маркера и, соответственно, трубопровода гораздо проще и быстрее процесса установки. При помощи сохраненных GPS-координат оператор с прибором выходит на точку. Поскольку погрешность большинства трекеров составляет до десяти метров, процесс поиска маркера может занять до двух минут. Основное время занимает процесс поиска с поверхности области обнаружения маркера, достигающей полутора метров. Прибор во включенном состоянии постоянно отправляет сигнал на частоте обнаружения маркера, и при вхождении оператора в искомую область на экране прибора возникает резкое увеличение уровня сигнала. После локализации области можно за считанные секунды обнаружить максимальный уровень сигнала. Строго под точкой максимума и будет расположен маркер.

Преимуществом использования интеллектуальной и пассивной электромагнитной маркировки является то, что с поверхности земли можно точно измерить глубину залегания маркера и, следовательно, спрогнозировать необходимый объем земляных работ при помощи спецтехники.

Сама по себе данная технология не нова. В отраслевых и национальных стандартах она упоминается с 2010 года, но и на сегодняшний день она не столь широко распространена. Изменить ситуацию способен любой орган, занимающийся строительством и эксплуатацией газопроводов, поскольку именно они ответственны за трубы и могут вносить свои требования в проектную документацию. И выбор технологии маркировки становится очевиден.

Не стоит также забывать и об ответственности, которую несут юридические лица за необнаруженные трубопроводы. Газораспределительные коммуникации среднего давления относятся к третьему классу опасности, и если до сентября 2016 года в отношении них не проводились проверки Ростехнадзора, то сейчас ситуация изменилась. Проверки на соответствие технических регламентов будут проводиться раз в три года, а при среднем сроке службы пластиковых труб в 30-50 лет количество проверок может доходить до 10-15. Если газопровод невозможно идентифицировать, юридические лица ждут высокие штрафы.

Кабель-спутник уходит в прошлое как неэффективное решение, стоимость владения которым на порядок выше конкурентных решений. Интеллектуальная маркировка, в свою очередь, шаг за шагом завоёвывает газовый рынок".

Просмотров 2337
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

Индекс цитирования