Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Дефицит авиакеросина: перейдет ли Казахстан на топливо джедаев

Sputnik
26 сентября/ 11:56

Дефицит авиакеросина: перейдет ли Казахстан на "топливо джедаев"

© Sputnik / Виталий Белоусов

Министерство энергетики Казахстана не исключает перехода республики на альтернативный вид авиатоплива JET A-1 ввиду существующего дефицита авиакеросина. Этот вид топлива родился на родине "Звездных войн" — США, а затем перекочевал сначала в Европу, а потом и в Китай.

Теперь же он может наполнить казахстанский рынок: нынешняя ситуация с авиакеросином, дефицит которого Казахстан вынужден восполнять только в одной стране — России, заставил министерство энергетики республики всерьез рассматривать перевод авиапарка страны на это "звездное питание". Благо, "Боинги" и "Аэробусы", на которых летает основной авиаперевозчик страны — Air Astana, изначально под него заточены.

"На прошлой неделе мы проводили совещание с участием наших аэропортов, с участием комитета гражданской авиации о переходе на альтернативный вид топлива — JET A-1, — сказал вице-министр ведомства Асет Магауов. — С точки зрения стандартов нам позволяет производить и потреблять это топливо в Казахстане, и вопрос стоял о том, что, может, нам частично некоторые аэропорты перевести на JET A-1".

Специалисты утверждают, что чистотой — за счет использования присадок и большего очищения от серы при производстве топливо джедаев позволяет продлевать ресурс двигателей самолетов. Одновременно эта чистота является и его слабостью в сравнении с привычным авиакеросином: температура использования JET A-1 выше, чем у постсоветского топлива.

То есть при минус 60 наш авиакеросин еще горит, JET A-1 перестает давать искру еще при минус 45. Ну и цена — до недавних пор джедайный керосин стоил на 10% дороже авиакеросина, однако нынешний сезон отпусков в России, из-за которого грянул дефицит на казахстанском рынке, изменил это соотношение.

"Цены на авиакеросин уже повысились, когда дефицит пошел, в июле-августе Air Astana отмечала, что идет быстрый рост цен на рынке России на авиакеросин: на данный момент — до 670-680 долларов за тонну. В начале лета цена была долларов на 50 дешевле", — свидетельствует Магауов.

Долларов 50 роста в цене — это почти те самые 10% разницы в стоимости авикеросина и JET A-1. То есть сейчас разница в стоимости тонны того и другого топлива не настолько существенна, чтобы не рассматривать "Джет А-1" в качестве альтернативы.

Самое же главное преимущество JET A-1, по мнению Минэнерго, что его можно импортировать сразу из нескольких стран, а не из одной, то есть в большей степени обезопасить себя от возможного форс-мажора у поставщиков.

"В средне- и краткосрочной перспективе, когда поставки срываются из России, нам можно будет дополнительно импортировать объемы "Джет А-1" из Китая. Тогда, с точки зрения ресурсов, не будет зависимости только от одной страны — для нас открывается большая часть мирового рынка, откуда мы сможем импортировать авиатопливо. То есть вопрос перехода к "Джет А-1" для нас становится стратегическим", — заявил Магауов.

Таким образом, вице-министр дал понять, что в течение еще как минимум трех лет (понятие "среднесрочная перспектива" охватывает обычно именно этот промежуток времени) Казахстан будет имортозависим по авиакеросину. Его в количестве около 20 тыс. тонн в год производит Атырауский НПЗ и в количестве около 240 тыс. тонн в год — Шымкентский — при среднегодовой потребности отечественных авиакомпаний в 600 тыс. тонн в год.

Минэнерго в вопросе самообеспечения внутреннего рынка больше уповает на модернизацию Павлодарского НПЗ: по заверениям Магауова, в рамках этого проекта "больший акцент ставится на возобновление выпуска авиакеросина".

"Понятно, что какое-то время уйдет дополнительную на сертификацию, но по авиакеросину наши оценки такие: порядка 900 тысяч-миллиона тонн мы будем производить при потребности текущей — порядка 600 тысяч тонн в год, то есть появится излишек", — сказал он на пресс-конференции.

Только вот, как говорилось выше, на излишек этот уповать стоит в долгосрочной перспективе. К октябрю же 2017 года сальдо следующее: в стране есть остаток в 25 тыс. тонн ранее импортированного из России авиакеросина; перед Шымкентским НПЗ, который, вопреки крикам души авиаперевозчиков, ни на какой ремонт не встает, поставлена задача — напыжиться и произвести в октябре 30 тыс. тонн авиатоплива.

Суммарно по октябрю это даст 55 тыс. тонн авиатоплива при среднемесячном потреблении в предыдущие восемь месяцев — 47,5 тыс. тонн. То есть октябрь закрывается с лихвой, и этот месяц казахстанские авиакомпании, по мнению вице-министра, могли бы потратить на то, чтобы законтрактовать в России хоть какое-то дополнительное количество авиатоплива, поскольку Минэнерго может содействовать их переговорам с россиянами, но само за них за этот стол переговоров не сядет.

Просмотров 514
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

19.10.2017
"Газпром нефть" приглашает на работу главного специалиста по капремонту скважин

15.11.2017 Фазлеев Руслан Раисович 40лет

Желаю работать специалистом по КРС

14.11.2017
Александр Хуршудов: Россия готова работать вместе с Ираном в нефтегазовой энергетике

14.11.2017 Riter, 37

Да, единственный путь найти друга – быть им. Надеюсь отношения России и Ирана будут и дальше развиваться в этом позитивном ключе.

19.10.2006
В Нижневартовске пенсионеры начали получать овощные деньги

14.11.2017 Куртова Полина Петровна 64 года.

Где можно оформить документы?

10.11.2017
Сотрудник Газпрома госпитализирован после нападения в Петербурге

11.11.2017 Железняков Иван Валериевич, 57 лет

Очередное подтверждение полезности видеонаблюдения. А сейчас еще и устанавливают прям в транспорте. Думаю, это очень дельное решение.

21.08.2007
702 сотрудника Сургутнефтегаза получат награды к празднику

09.11.2017 Семенов Вячеслав Романович 49 лет .

Отработал в Сургутском Вышкомонтажном Управлении ОАО"Сургутнефтегаз" двадцать один год непрерывного стажа машинистом ДВС на дизель электростанциях в вышкомонтажных бригадах ,последнии два года электромонтером в ЦПО . Работал безаварийно и качественно. Какие документы на получение "Ветерана труда ОАО "Сургутнефтегаз" куда и как подавать .

07.11.2017
Александр Хуршудов: Brent основательно закрепился выше $60

07.11.2017 Александр Хуршудов

P.S. Пока готовилась эта статья Брент успел убежать на $64. Его толкнула вверх энергичный покос принцев в Саудовской Аравии.
Ожидаемый мной отскок пока не состоялся. Он обязательно будет, но теперь уже вряд ли ниже $60....

14.08.2012
В ООО "РН-Юганскнефтегаз" стартовал смотр-конкурс на присвоение звания "Объект (цех, бригада) высокой культуры производства"

03.11.2017 Иванский Дмитрий

работал в Мамонтовском КРС там и вышел на пенсию..остались друзья..скучно без них и работы. спасибо за сайт..

Индекс цитирования