Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

В РФ создадут роботизированную буровую платформу для добычи нефти в Арктике

Известия
10 октября 2017/ 07:25

В России будет создан прототип подводной роботизированной буровой платформы. Ее предполагается использовать для разработки месторождений углеводородов на шельфе Северного Ледовитого океана. Платформе не понадобится постоянный обслуживающий персонал, она сможет самостоятельно устранять нештатные ситуации. Заказчик проекта — Фонд перспективных исследований (ФПИ).

Проект ФПИ выполнен в 2015–2017 годах при участии заинтересованных органов исполнительной власти, производителей морской техники и нефтегазовых компаний. Следующий шаг — создание прототипов и их испытание в реальных условиях.

— Завершен один из инициированных фондом проектов по исследованию возможностей создания технологий подводной и подледной добычи полезных ископаемых. Основные его результаты связаны с техническим проектированием и математическим моделированием. С потенциальными заказчиками и исполнителями согласованы дальнейшие шаги по созданию демонстраторов, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора ФПИ Игорь Денисов.

Необходимый для создания демонстраторов объем финансирования и сроки реализации проекта не разглашаются.

— Цена скважины, которую мы ожидаем получить, будет на уровне разработки скважины обычной буровой платформой, — заявил главный конструктор ЦКБ морской техники «Рубин», начальник лаборатории ФПИ Евгений Торопов. — В эту сумму входят издержки, связанные с изготовлением платформы, ее эксплуатацией. В нашем варианте более дорогое буровое оборудование, зато сокращается стоимость эксплуатации и обслуживания, — рассказал Евгений Торопов.

По оценке «Роснефти», стоимость бурения одной поисково-разведочной скважины в Арктике составляет около $1 млрд.

Особенность будущей платформы — компактные размеры (высота — 30 м, ширина — 25 м) и возможность работать на дне Северного Ледовитого океана подо льдом. Она предназначена для бурения вертикальных, наклонных и горизонтальных разведочных нефтяных и газовых скважин.

Разработчики рассчитывают, что создание прототипа позволит привлечь инвесторов и заказчиков. На первом этапе предполагается, что созданный демонстратор будет способен бурить на глубину нескольких сотен метров. В итоговом варианте она должна обеспечить создание скважин длиной до 3,5 км на морских глубинах от 50 до 400 м.

Предполагается, что специальная подводная лодка доставит платформу к разведанному роботами-разведчиками месторождению. Затем автоматизированный комплекс закрепят на фундаментной плите.

Буровая платформа будет полностью автономной как с точки зрения техобслуживания (в систему управления заложат алгоритмы прогнозирования нештатных ситуаций и действий в подобных случаях), так и в электропитании (от ядерного источника энергии со сроком службы 30 лет). Разработчики уверяют, что предусмотрят парирование любых возможных аварийных ситуаций силами самой платформы. Ее работу будут контролировать дистанционно с берега. После освоения месторождения платформу перевезут на новое место бурения.

— Мы всецело поддерживаем этот проект. Сейчас он стал осязаем, и мы с фондом решили продолжить его разработку. Роботизированный буровой комплекс — это перспективная и очень интересная задача, — заявил руководитель направления Объединенной судостроительной корпорации Андрей Доброхотов.

По мнению разработчиков, в первую очередь будущая платформа может найти применение на шельфе Баренцева моря. Здесь ледяной покров значительную часть года отсутствует, что позволит освоить новые технологии бурения. Позднее платформу можно использовать на месторождениях Новоземельской впадины в Карском море. Рассматривается также возможность подводного бурения на глубинах от 1 до 3 км в море Лаптевых и Восточно-Сибирском.

На российском шельфе открыто 20 крупных морских нефтегазоносных провинций и бассейнов. По оценкам специалистов Института проблем нефти и газа РАН, начальные геологические ресурсы углеводородов на шельфе России составляют 136 млрд т. При этом на газ приходится 78%, а на нефть — 22% общего объема.

Просмотров 1942
Комментарии
Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель
10.10.2017

Когда я по приглашению того же Е.Е.Торопова 4 года назад читал свой доклад про свою автоматизированную донную буровую установку (АДБУ) у них на Рубине, то сразу предупредил "рубиновцев", что с существующими технологиями бурения под воду лучше не соваться. Эти технологии, которые реализуются новым же, уникальным оборудованием, я им не открыл, хоть очень и просили (под договор-пустышку о конфиденциальности!). Без моих технологий/оборудования ничего у них не получится, как и у норвегов и прочих "шельфовиков". Для роботизированного бурения надо менять ВСЕ: и бурильные трубы, и КНБК в виде ВЗД с долотом и телесистемой, и привод, и многое другое. А здесь вырисовывается явный "попил" бюджетных средств, т.к. для доставки "буровой установки" нужна СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПЛ - которой нет, а ее стоимость - 9млрд руб. Ну и демонстрация бурения "на несколько сот метров" - равнозначна попытке убедить возможности допрыгнуть до Луны, получив прирост в высоте подпрыгивания за месяц на 1м (в смысле, типа тренируясь и наращивая высоту по 1м в месяц - через пару-тройку лет и до Луны допрыгнем!). Кто и вправду хочет овладеть уникальными технологиями роботизированного (донного) бурения - обращайтесь: сотни непатентованных идей ждут своего Стратегического партнера!

Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

24.09.2019
Западно-Сибирская нефтегазовая провинция еще долгое время будет локомотивом нефтегазовой отрасли

30.09.2019 савиных михаил ильич

Как быстро переобулся Канторович! В 1993 году он провалил мне канд. диссер по забытому нефтепоисковому признаку - аквабитум мумие. См. в сети Сухоложские записки.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

20.09.2019 Профессор К(П)ФУ Кемалов А.Ф.

Должен отметить о том, что в новом подходе к строительству автомобильных дорог нуждаются не только северные районы. Каждый регион страны имеет свои особенности. К решению задачи (высокая колейность, адгезия, старение и др.) надо подходить шире с учетом объективных факторов.

24.11.2017
Андрей Шушаков назначен новым генеральным директором "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза"

18.09.2019 Крюков Паша

Да если бы не я, не был бы он ген диром. Спасибо мне

05.09.2019
На Ямале временно закрыли понтонную переправу через реку Пур

09.09.2019 Анжела

Такое ощущение, что не временно, она всегда находится в состоянии покоя. Давайте уже один раз ее приведем в порядок и закроем, чтобы как в музее стояла. Выставка достопримечательностей. Потому что она скоро в книгу рекордов попадет, по числу дней, когда переправа закрыта

Индекс цитирования