Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Производители оборудования для ТЭК пока не готовы выходить на внешний рынок

Российская газета
19 октября 2017/ 07:37

Объем экспорта из регионов Уральского федерального округа в первом полугодии 2017 года составил 17,1 миллиарда долларов, это на 3 миллиарда больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди главных экспортных товаров - традиционно минеральное сырье, металлы и изделия из них. Сложная продукция - машины, оборудование и аппаратура - занимает лишь 1,6 процента общего объема.

Независимость для трубы

Тем временем именно экспортная привлекательность должна стать одним из главных показателей успешности импортозамещения, уверены эксперты, поскольку сам по себе выпуск аналогов заграничной продукции еще не говорит о конкурентоспособности предприятий. Взглянув на промышленность УФО под этим углом, больших успехов пока не видно. Уральские производители, традиционно работающие на внутренний рынок, на внешний не замахиваются. В ближайшее время перед ними стоит задача заместить импортную продукцию в ряде приоритетных отраслей внутри страны. В их числе - топливно-энергетический комплекс. По словам первого замминистра энергетики РФ Алексея Текслера, доля закупок отечественного оборудования предприятиями отрасли составляет в среднем от 70 до 80 процентов.

- Этот процесс начался не в 2014 году, когда ввели секторальные санкции, а гораздо раньше. И сегодня зависимость уже переломлена, причем не только по процентам, но и по количеству технологий, - отмечает он.

Так, доля отечественного оборудования и комплектующих, используемых при транспортировке углеводородов, превысила 90 процентов. Например, в прошлом году нефтетранспортная компания достроила в Челябинске завод нефтяных насосов, вложив в проект почти пять миллиардов рублей. Разработанные по собственной технологии аппараты уже перекачивают углеводороды. Уникальное оборудование для эксплуатации и ремонта магистральных трубопроводов в скором времени начнут выпускать в Тюмени.

Перевести бумаги в цифру

По оценке федерального минпромторга, ежегодный объем рынка продукции для российского ТЭК - не менее 500 миллиардов рублей, и присутствие на нем отечественных игроков увеличивается. Например, по словам замминистра Василия Осьмакова, за последние два года доля российской продукции в сегменте нефтегазового оборудования выросла на восемь процентов. Это происходит во многом благодаря господдержке, подчеркивают сами производственники. Только в УФО в прошлом году федеральный Фонд развития промышленности (ФРП) профинансировал десяток проектов в этой сфере. Например, 480 миллионов рублей в виде пятипроцентного займа получило екатеринбургское предприятие, производящее комплексное оборудование для повышения нефтеотдачи, эффективности эксплуатации скважин и утилизации попутного газа. 300 миллионов досталось компании из Челябинска, которая внедряет технологию безостановочных ремонтов на предприятиях ТЭК, еще 600 миллионов рублей - разработчику высокопроизводительного проходческого комбайна фронтального действия для угледобычи.

- Только за последние два месяца ФРП получил порядка 30 новых заявок на сумму более восьми миллиардов рублей, - отмечает Осьмаков.

Но на практике процесс получения господдержки забюрокрачен до предела, рассказывают на предприятиях: многие институты развития, региональные и федеральные органы власти по-прежнему используют бумажные носители, и заявка на поддержку в каждую инстанцию - это внушительная стопа бумаг с уникальным набором документов.

- Мы вынуждены сначала идти в минобрнауки за псевдофундаментальными первыми частями заявки на поддержку, потом - в минпромторг за более продвинутыми, потом думать о ФРП. И у всех абсолютно разные условия, что в принципе странно, потому что государство как один игрок выступает с четким, понятным набором требований к проекту. Почему их просто не отзеркалить и не сделать унифицированными для всех федеральных органов исполнительной власти и внутри них, для разных инструментов поддержки? - предлагает начальник департамента технологических партнерств и импортозамещения добывающей компании Сергей Архипов.

Поэтому бизнес уповает на "цифровизацию".

- Необходимо наладить электронное бесконтактное взаимодействие с чиновниками на всех стадиях прохождения заявок и реализации проектов, адекватный объем и частоту отчетности. Важно перейти на одно окно подачи заявки на господдержку, - перечисляет Александр Шохин, президент РСПП. - В этом случае у предприятия появится возможность выбирать инструмент в зависимости от своих параметров, не переписывая заявку по-новому каждый раз. У нас есть ГИС Промышленности, на нее можно было бы возложить эти функции.

Набор инструментов

Но действующих мер поддержки для создания по-настоящему конкурентоспособной продукции не хватает, особенно если в перспективе речь пойдет об экспорте, уверены эксперты. Здесь и так называемая "проблема 303", когда государство готово помочь рублем проектам стоимостью 300-500 миллионов и более трех миллиардов рублей, но не имеет программ поддержки для тех, кто посередине, и непреодолимый барьер банковских ставок.

- Если к нашим нефтяникам придет зарубежный поставщик с турбиной в рассрочку под два процента на пять лет и я со своей, под 11 процентов от Сбербанка, кого они выберут? Какой может быть разговор о конкурентоспособности? - задает риторические вопросы Михаил Лифшиц, председатель совета директоров промышленного холдинга, куда входит уральский турбинный завод.

Однако, по мнению промышленников, главная проблема импортозамещающих проектов не столько в объемах финансирования, сколько в непредсказуемости условий его предоставления.

- Нет ясности ни по перечню мер поддержки, ни по срокам жизни тех или иных инструментов, - считает Александр Шохин. - Например, недавно была дискуссия между министерствами экономики и финансов о так называемом налоге на модернизацию. Обсуждался вопрос о передаче льготы по налогообложению движимого имущества с федерального на региональные уровни. К счастью, решили, что в ближайший год льгота отменяться не будет, спасибо за это от бизнеса.

- Мы считаем, что такой инструмент востребован и часть проектов реализуется только благодаря ему, - возражает Шохин. - Дело не только в налоговых преференциях, а в том, что в СПИК воплощено то, что мы хотели бы получить для экономики в целом - распространение условий госрегулирования на весь период реализации проекта.

- Прозрачность поведения потребителя, коим часто является государство, для нас крайне важна, чтобы просчитать свои программы развития, - поддерживает коллегу Лифшиц. - Сколько мы будем жить с ценовым критерием закупки, столько у нас не будет конкурентоспособной продукции?! Ведь если дешево, значит плохо, поэтому надо руководствоваться критерием жизненного цикла.

По мнению чиновников, загрузить производителей долгими и "понятными" заказами внутри страны сможет программа ДПМ-штрих, которая в окончательном виде должна появиться к концу этого года. В отличие от предыдущей программы ДПМ (договоры о предоставлении мощности), которая подразумевала возведение генерирующих объектов в формате государственно-частного партнерства, новая нацелена на модернизацию и техническое перевооружение имеющихся станций. Например, в Свердловской области в нее может быть включена Верхнетагильская ГРЭС, которую собственник переводит с угля на газ.

Просмотров 1412
Комментарии
Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель
19.10.2017

Основная проблема импортозамещения и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке - это отсталость конструкций, предлагаемых отечественными предприятиями. Какой смысл рекламировать свои "каменные топоры", если все давно уже работают на "бензопилах". Только новая продукция, с масштабным превалированием преимуществ, может подвинуть протекционистскую политику за рубежом - потому что при равных характеристиках иностранные покупатели все равно будут вынуждены брать "свое родное" - рыночные отношения только в книжках наших псевдоэкономистов...

Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования