Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Иностранные партнеры Газпрома просят льгот по НДПИ

Коммерсант
26 октября 2017/ 09:37

Читать также
Как выяснил “Ъ”, правительство готово снизить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для совместных добычных проектов «Газпрома» и иностранцев. В первую очередь речь может идти об СП с немецкой Wintershall и австрийской OMV. Точный механизм и масштабы льготы пока неизвестны. Минфин хочет остаться в рамках параметров, уже заложенных в Налоговом кодексе, но компании могут преследовать более амбициозные цели. По мнению аналитиков, применение повышенного НДПИ для «Газпрома» и его партнеров уже действительно не оправдывается более высокой доходностью экспорта газа.

Премьер Дмитрий Медведев на этой неделе подписал поручение Минфину, Минэнерго и Минэкономики проработать вопрос снижения НДПИ для проектов «Газпрома» с участием иностранных инвесторов, рассказали источники “Ъ”. Поручение дано по итогам заседания консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), прошедшего 16 октября. По данным “Ъ”, на заседании с соответствующей просьбой к премьеру обратился глава немецкого концерна BASF Курт Бок, и снижение НДПИ должно коснуться добычных проектов в России его дочерней структуры Wintershall.

У Wintershall в России два действующих проекта — разработка первого блока ачимовских залежей Уренгойского месторождения (у «Газпрома» и Wintershall по 50% экономического участия), а также разработка Южно-Русского месторождения (35% у Wintershall, 25% у австрийской OMV, остальное у «Газпрома»). В 2016 году на первом блоке было добыто 6,5 млрд кубометров газа и 2,8 млн тонн газового конденсата, добыча на Южно-Русском составила 25 млрд кубометров газа. Кроме того, у Wintershall есть 25% в проекте освоения четвертого и пятого блоков ачимовских залежей Уренгойского месторождения, начало добычи сейчас планируется на 2020–2021 годы, выход на «полку» 15,5 млрд кубометров газа в год — в 2024–2027 годах. Аналогичную долю в проекте должна получить OMV после закрытия сделки по обмену активами с «Газпромом» (ожидается в течение 2018 года). Таким образом, помимо самой Wintershall и «Газпрома» существенную выгоду от возможного снижения НДПИ получит OMV, в последние годы активно увеличивающая присутствие в России.

В «Газпроме» и Минэкономики отказались от комментариев, в OMV и Минэнерго не ответили на запрос. В Wintershall подтвердили, что Курт Бок принимал участие в заседании КСИИ 16 октября и участвовал «в различных переговорах», содержание которых комментировать отказались. Руководство Wintershall уже не раз выражало недовольство резким повышением НДПИ для «Газпрома» в 2016–2017 годах, из-за которого налоговая нагрузка на проекты компании в России выросла по крайней мере в полтора раза. Поскольку Wintershall и OMV владеют миноритарными долями в СП с «Газпромом», они подпадают под налогообложение для монополии.

«Увеличение налогов полностью отразилось на нас как на компании, которая постоянно ежегодно инвестирует в Россию сотни миллионов евро. Это была болезненная мера, и мы надеемся, что ситуация в России позволит правительству быстро вернуться на путь стабильной налоговой политики»,— говорил глава Wintershall Марио Мерен в интервью “Ъ” в апреле 2016 года.

«Газпром» традиционно платит более высокий НДПИ, чем независимые производители (НОВАТЭК и крупные нефтекомпании). Обоснованием было то, что «Газпром», в отличие от независимых, имеет доступ к экспорту газа, а его статус владельца системы газоснабжения усиливает позиции монополии на внутреннем рынке.

Как отмечает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, средняя ставка НДПИ на газ Южно-Русского месторождения в 2016 году составила 807 руб. за тысячу кубометров.

Если бы месторождение разрабатывал независимый производитель, ставка была бы 610 руб. В 2017 году дифференциация выросла, особенно после одобрения дополнительного роста НДПИ для «Газпрома» в четвертом квартале. В результате в октябре средняя ставка НДПИ для Южно-Русского месторождения достигла 1530 руб. (для независимых она осталась бы на уровне 630 руб.). Для ачимовских пластов Уренгойского месторождения ставка НДПИ в октябре составит 1070 руб. (для независимых была бы 460 руб.).

В Минфине “Ъ” подтвердили, что «поручение есть, вопрос прорабатывается». При этом в министерстве подчеркнули: «Исключений для иностранцев не предполагается, у нас действует принцип равенства налогообложения». По версии чиновников, «обсуждается только снижение НДПИ в части надбавки для “Газпрома”, которая действует с этого года», но не до уровня независимых, «так как у указанных компаний как дочерних структур “Газпрома” есть право на экспорт газа».

Если исходить из логики Минфина, то выигрыш компаний от снижения НДПИ будет невелик. Действующая редакция Налогового кодекса уже предусматривает, что с 2018 года повышающий коэффициент для «Газпрома» по уплате НДПИ снизится до 1,4 против 2,27 сейчас, 1,79 — на начало года и 1,336 — в 2016 году. Если компании, разрабатывающие Южно-Русское месторождение и первый блок ачимовских залежей Уренгойского месторождения, будут в 2018 году платить НДПИ по правилам 2016 года, их экономия составит всего около 1 млрд руб. Однако собеседники “Ъ” на рынке уверены, что вопрос остается открытым и возможны более серьезные льготы — как, например, для «Газпром нефти», которая платит НДПИ на газ как независимый производитель.

Эксперты считают эти претензии вполне справедливыми.

«Исходно повышающий коэффициент для “Газпрома” был обусловлен разницей в доходности поставок газа на внутренний рынок и экспорт, но с весны 2016 года доходность поставок почти сравнялась»,— говорит Сергей Ежов. По его мнению, повышающий коэффициент для «Газпрома» не выглядит обоснованным и определяется «фискальными потребностями бюджета, а не экономикой поставок газа».

Просмотров 1622
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования