$90.02 -0.09%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

Газпром и Нафтогаз обсуждают условия поставок газа в Европу через Украину после 2019 года

Ведомости
11 апреля 2018/ 10:43

«Газпром» и НАК «Нафтогаз» приступили к обсуждению условий нового контракта о транзите газа через территорию Украины в Европу. Об этом «Ведомостям» сообщили два человека, близкие к сторонам переговоров. Причем речь идет не о пересмотре условий действующего до конца 2019 г. контракта, а о новом – с 2020 г., говорят собеседники «Ведомостей». Вопрос о продолжении транзита после 2019 г. поднимался несколько недель назад, во время встречи представителей обеих компаний, знает собеседник близкий к «Нафтогазу». «Контакты по периоду после 2019 г. начали», – подтверждает другой собеседник «Ведомостей». Какие условия транзита обсуждаются, собеседники уточнять не стали. Переговоры находятся в самой ранней стадии, следует из слов одного из них. «Мы задали [«Газпрому»] вопрос, что [в их понимании] значит «привлекательные коммерческие условия», - говорит собеседник близкий к НАК. Но российская сторона пока не дала четкого ответа, добавляет он.

О чем спор

Между «Газпромом» и «Нафтогазом» действуют два контракта - о поставках газа на Украину и о транзите сырья через ее территорию в Европу. Оба были подписаны 19 января 2009 г. и действуют до конца 2019 г.

2 марта «Газпром» сообщил, что намерен досрочно расторгнуть соглашение, о чем уведомил «Нафтогаз».

Дело в том, что за время действия контрактов ни «Нафтогаз», ни «Газпром» свои обязательства ни разу не выполнили. Украина не выкупала обязательные по условию «бери или плати» 41,6 млрд куб. м газа в год. «Газпром» ни разу не прокачал по такому же условию прописанные в контракте 110 млрд куб. м газа в год.

С середины 2014 г. взаимные претензии сторон по обоим контрактам были предметом разбирательств в Стокгольмском арбитраже. В декабре 2017 г. арбитры вынесли решение по прямым поставкам, снизив обязательства «Нафтогаза» более чем в 10 раз. 28 февраля был вынесен вердикт по контракту о транзите. Обязательства по транзиту газа «Газпромом» арбитры менять не стали и оставили в силе в полном объеме вплоть до конца 2019 г. По сумме решений «Газпром» обязан выплатить «Нафтогазу» компенсацию в размере $2,56 млрд за прошлые годы и оплатить стоимость транзита за 2018-2019 гг. на сумму около $4,7 млрд.

Украинская компания не демонстрировала желания что-либо менять. «Арбитраж [если дойдет до расторжения контрактов через Стокгольм] будет длиться годы, – говорил главный коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. «Ничего не произойдет, контракт будет действовать до конца 2019 г.» , – добавлял он.

О чем будут договариваться

«Газпром» был возмущен вердиктом арбитров и объявил о намерении расторгнуть оба контракта. Соответствующее уведомление было направлено «Нафтогазу» в начале марта.

Объемы транзита по «украинскому маршруту» и его стоимость – одна из основных причин конфликта между компаниями. Летом 2015 г. сомнение вызывал сам факт продления контракта после 2019 г. Новый не будет заключен ни при каких обстоятельствах, даже если Луна станет Солнцем, говорил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. «Газпром» обязательно проведет переговоры о его продлении, уточнял тогда Миллер, но проблема в том, что Украина предлагает неприемлемые условия. Среди прочего, «Нафтогаз» настаивал на увеличении транзитной платы почти в два раза (с $2,7 до $5 за 1000 куб. м на 100 км).

Однако с 2014 г. конъюнктура европейского рынка газ значительно изменилась. Падение собственной добычи в Европе позволило «Газпрому» существенно увеличить поставки. В 2017 г. экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье достиг рекорда – 194,4 млрд куб м. (почти на 50 млрд куб. м больше чем в 2014 г.). Доля российской компании на европейском рынке составила 35%. И «Газпром» считает, что это не предел.

Почти половина поставок – около 93 млрд куб. м газа пришлось на украинский маршрут. Даже строительство двух новых экспортных газопроводов – «Северный поток-2» и «Турецкий поток» не позволит столько экспортировать без продления транзитного контракта с Украиной. И не важно оперировать в этом смысле суммарной проектной мощностью «Северного потока-2» и «Турецкого потока» (86,5 млрд куб. м) или пиковыми возможностями физических суточных поставок. Кроме того, декабрьская авария на хабе в Баумгартене еще раз подтвердила необходимость иметь резервные экспортные мощности.

Без Украины не обойтись

После завершения строительства новых труб в конце 2019 г. таким резервом «Газпром» видит именно украинский транзит. Регулярные поставки по этому маршруту могут снизиться почти в 10 раз – до 10-15 млрд куб. м газа в год, говорил в начале апреля Миллер. «Российская ресурсная база смещается на север, и в центральном газотранспортном коридоре просто не будет ресурсов в прежних объемах», – заявил он 10 апреля. Кроме того, стоимость транспортировки газа через «Северный поток-2» будет как минимум на треть ниже по сравнению с украинским маршрутом, сообщал «Газпром».

Украина в свою очередь заинтересована в том, чтобы сохранить транзит газа через свою территорию в максимально возможном объеме. Целью строительства обходных газопроводов, в первую очередь «Северного потока-2», в интервью немецкому Handelsblatt президент Украины Петр Порошенко называл «введение экономической и энергетической блокады Украины». В первую очередь речь идет о потере платы за транзит. По соглашению 2009 г. она составляла $2,35 млрд за 110 млрд куб. м.

На протяжении нескольких лет позицию «Нафтогаза» в спорах с «Газпромом» активно поддерживают Польша и страны Прибалтики. О необходимости сохранения украинского транзита в «достаточном» объеме неоднократно заявляли представители Еврокомиссии. 10 апреля о необходимости сохранить транзит газа через Украину впервые публично заявила канцлер Германии Ангела Меркель. «Я четко дала понять, что проект «Северный поток-2» не может быть реализован без ясности в отношении будущей транзитной роли Украины», – сказала Меркель на совместной с Порошенко пресс-конференции в Берлине. «Ясно, что это не только экономический вопрос, но есть также политические соображения», – цитирует ее слова Reuters. Ранее позиция официальной Германии заключалась в том, что строительство нового трансбалтийского трубопровода - исключительно коммерческий проект.

«Мы никогда не ставили вопрос об отказе от украинского транзита», – парировал Миллер вчера, 11 апреля.

Просмотров 2628
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^