Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Павел Завальный: Экологической эффективности ТЭК в РФ мешают ненужные согласовательные процедуры

11 мая 2018/ 11:18

Москва. Экологическая безопасность является одной из важнейших задач в условиях активного развития и внедрения новых технологий в промышленности. Топливно-энергетический комплекс стал основным источником загрязнения окружающей среды. Компании совместно с органами власти стараются эффективно решать вопросы по улучшению экологической ситуации и модернизации нефтегазодобывающих предприятий.

О том, какая работа проделана в сфере экологической безопасности, и какие улучшения в этой области необходимы России, Агентству нефтегазовой информации рассказал председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике Павел Завальный.

 

- Павел Николаевич, как, по вашему мнению, в России ведется работа по поиску оптимальных методов борьбы с экологическими рисками в нефтегазовой сфере?

- На протяжении более 15 лет в России проводится системная работа по повышению экологической эффективности нашей экономики в целом, в том числе в топливно-энергетическом комплексе. Началась она с принятия основополагающих документов. Прежде всего это экологическая доктрина РФ, которая была утверждена распоряжением правительства 31 августа 2002 года, и «Основы государственной политики в области экологического развития», которые утвердил президент РФ 13 апреля 2012 года. В апреле 2017 года был принят указ «О Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года». Вот эти три основополагающих документа определяют всю нашу работу для повышения экологической безопасности экономики.

Для реализации стратегических документов были приняты два базовых закона: первый, №7-ФЗ «Об охране окружающей среды РФ» в 2002 году, и в его развитие в июле 2014 года - №219-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и ряд подзаконных актов. Эти два базовых закона систематизируют всю работу в области экологической безопасности.

Что касается топливно-энергетического комплекса, основное направление  повышения экологической безопасности это, прежде всего, повышение эффективности его работы. Дело в том, что при общем потреблении первичных видов энергоресурсов в стране более 1 миллиарда тонн условного топлива, сам ТЭК потребляет треть. При этом энергоемкость нашего ВВП в целом в два и более раз превышает показатели развитых стран мира. Это много! И говорит о том, что он недостаточно эффективен и экологичен. Фактически ТЭК является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды в стране. Для решения проблемы было решено использовать европейский подход – через переход на наилучшие доступные технологии, проведение работ по строительству, модернизации и реконструкций действующих и новых объектов.

Разработано шесть основных информационно-технических справочников (ИТС) по наилучшим доступным технологиям в отраслях ТЭК и один общий ИТС, который касается действия предприятий по вопросам энергосбережения и энергоэффективности. Согласно 219-ФЗ, все отрасли ТЭК отнесены к первой категории экологической безопасности, то есть к ним выставляются самые жесткие требования. Начиная с 1 января 2019 года, все проекты в сфере ТЭК, в том числе и в нефтегазовой отрасли, все применяемое техническое оборудование должно соответствовать требованиям этих справочников, которые отражают доступные технологии, в том числе в части экономических и экологических показателей.

Помимо самого 219-ФЗ принято много документов, которые его дополняют: по ужесточению требований к выбросам, сбросам и другим вредным последствиям деятельности объектов ТЭК, а также повышению уровня ответственности за превышение выбросов, в том числе и в результате разного рода аварий.

Что касается ПНГ и его утилизации, здесь принята отдельная норма, которая подразумевает штрафные санкции за выбросы сверх нормативов. Компании должны утилизировать 95% добываемого попутного нефтяного газа. Нефтегазовым компаниям дали время на достижение данного коэффициента. К 2018 году достигнут уровень утилизации ПНГ около 90%, при этом у  предприятий Западной Сибири показатели значительно выше: у Сургутнефтегаза - 99,5%, ЛУКОЙЛа – 95% и т. д. Такие компании как Роснефть тоже над этим работают, думаю, что в скором времени добьются результата.

Это говорит о системной работе, которую проводит государство и бизнес в части повышения экологической безопасности, в том числе за счет повышения экономической эффективности работы нефтегазовой отрасли. Это самое важное.

Кстати, стоит отметить, что с 2019 года будет запрещено получение разрешения на ввод объектов, которые не соответствуют показателям наилучших доступных технологий, требований соответствующих справочников.

- Если взглянуть на ситуацию со стороны нефтегазодобывающих предприятий, удается ли им соответствовать всем принятым нормам и требованиям в области экологии?

- По мере вступления в силу новых отдельных положений 219-ФЗ, а они расписаны до 2025 года, наша нефтегазовая отрасль должна будет соответствовать этим новым требованиям. Но тут важно понимать, что 219-ФЗ имеет рамочный характер, и многие вопросы приходится решать на уровне подзаконных актов. Их разработка, к сожалению, немножко отстает. В связи с этим нам иногда приходится смещать сроки, чтобы дать время на подготовку таких нормативных актов и их внедрение.

Если не сдвигать сроки принятия актов, то нефтегазовые компании могут попасть в коллизию, когда они формально нарушили закон, хотя у них не было ни нормативной базы, ни времени, чтобы  устранить все замечания.  Эти проблемы, связанные с внедрением новых подходов, нормативов, требований, к сожалению, существуют.

Кроме этого, не решен вопрос появления излишних административных барьеров, дублирования разных функций и полномочий, в том числе в части экологических требований. Например, как вы знаете, проект по разработке месторождения должен пройти государственную экспертизу. При этом, если в проект затем вносятся какие-либо изменения, то требуется вновь проходить госэкспертизу, причем не этих изменений, а всего проекта в целом. Еще пример – требование прохождения фактически двух дублирующих экологических экспертиз – в составе госэкспертизы и еще отдельно. На мой взгляд, это избыточно. Все это влечет временные и материальные потери, ухудшается экономика разработки месторождения.

Вопрос исключения дублирования ненужных согласовательных процедур, экспертиз – вот то, над чем мы работаем, в том числе в рамках нашей рабочей группы, которая создана при Российском газовом обществе, президентом которого я являюсь. Возглавляет эту рабочую группу заместитель генерального директора Сургутнефтегаза Александр Филиппович Резяпов. Он очень тонко чувствует все проблемы внедрения новых изменений законодательства. Также в рабочую группу входят представители других  нефтегазовых компаний, и все вопросы, которые связаны со снижением административных барьеров в области недропользования и инвестиций, обсуждаются постоянно в режиме онлайн.

- На ваш взгляд, что необходимо улучшить в направлении разработки и внедрения зеленых технологий в промышленности?

- Россия, к сожалению, еще не обладает всеми необходимыми технологиями для того, чтобы значительно повысить эффективность и экологичность работы в ТЭК. Раньше, допустим, федеральный закон об охране окружающей среды требовал применения наилучших существующих технологий. Такие технологии есть у передовых стран и они не всегда были доступны по цене, например, а сейчас, даже имея деньги, купить их невозможно из-за санкций. Поэтому в законе 219-ФЗ определение изменено с наилучших существующих технологий на лучшие доступные технологии.

При этом доступные технологии – это, как правило, отечественные разработки, которые часто отстают от мировых технологий в вопросах сжигания топлива и добычи нефти, газа или угля. Необходимо, чтобы наша наука и промышленность достигли мирового уровня технологий и могли предоставить их нашей нефтегазовой отрасли для применения на практике.

Для примера можно взять показатель коэффициента извлечения нефти (КИН). Лучшие мировые показатели достижения КИН в Норвегии - более 50%, проектные значения в Америке - 42%, а в России - 36%, практически же достигнутый показатель - 26%, а в ХМАО - всего 22%. Это говорит о том, что мы добываем только чуть более 20% нефти, а около 80% еще осталось в недрах земли.

Разработка новых технологий для добычи нефти - вот над чем нужно и можно работать, и чем озабочены и занимаются наши нефтегазовые компании, причем в условиях санкций. Необходимо разрабатывать новое  оборудование, учиться его использовать и эффективно с ним работать.

 

Напомним, что 7 июня в рамках  акции "Спасти и сохранить" в Ханты-Мансийске пройдет научно-практическая конференция "Зеленые технологии в ТЭК". Она будет посвящена поиску оптимальных методов борьбы с экологическими рисками, возникающими на производственных объектах. В 2018 году мероприятие организует Агентство нефтегазовой информации совместно с Природнадзором Югры.

Просмотров 5032
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

24.09.2019
Западно-Сибирская нефтегазовая провинция еще долгое время будет локомотивом нефтегазовой отрасли

30.09.2019 савиных михаил ильич

Как быстро переобулся Канторович! В 1993 году он провалил мне канд. диссер по забытому нефтепоисковому признаку - аквабитум мумие. См. в сети Сухоложские записки.

Индекс цитирования