Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Роман Самсонов: В разработке новых и старых месторождений важны технологии и возможности компаний, а не их размер

05 июня/ 10:05

Москва. Идет активное обсуждение проекта концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ, который подготовила АссоНефть. Авторы документа предлагают государству создать благоприятные условия для работы малых предприятий с помощью налоговых льгот и других преференций.

Эксперт Агентства нефтегазовой информации, советник НП Консорциум "СОЮЗНЕФТЕГАЗИНВЕСТ" Ришат Вахитов полагает, что крупные вертикально-интегрированные компании должны заняться развитием малых нефтедобытчиков, отдавая им на разработку собственные простаивающие скважины.

Свое мнение о проекте концепции развития сектора независимой добычи в России Агентству нефтегазовой информации представил руководитель направления «Газ и Арктика» Энергоцентра Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов.

 

- Это два совершенно разных организационных подхода к бизнесу, и если комплексно к этому подходить, то обе концепции имеют право на жизнь, но с некоторыми поправками.

Нефтяной рынок, в котором существуют малые нефтяные компании, находится в стадии формирования. Только начинают закладываться основы для газового рынка. Если нефтяной рынок имеет черты классической рыночной экономики, то газовый только складывается.

Структура запасов меняется и не в лучшую сторону для разработчиков. Это касается прежде всего Восточной Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Все больше месторождений – газоконденсатных, нефтеконденсатных и нефтегазовых. Интересно также и то, что параллельно можно добывать и другие полезные ископаемые, которые не относятся не только к углеводородным как гелий, но и, например, литий. И чтобы это грамотно развивать, нужны высокотехнологичные компании, они должны быть мотивированы к использованию нетрадиционных методов, которым ВИНКи уделяют меньше внимания из-за масштабов и важности их объемных показателей. Соответственно, разработка месторождений должна отличаться технологически и организационно для старых и новых, что и позволяет говорить о том, что структуры компаний могут быть разными.

Для России с ее огромной территорией и сложными климатическими условиями и логистикой очень важна реализация мегапроектов, которыми и занимаются ВИНКи. Они могут консолидировать большие финансовые потоки, правильно лоббировать свои интересы на уровне государства. И теперь условия для таких компаний более чем удобные. В этом отношении понятна позиция АссоНефти, которая говорит, что большим компаниям легче, чем малым и независимым, для которых необходимы особые отношения и условия, которые помогли бы им развиваться, поднять статус и доходность, особенно на новых месторождениях.

Но не нужно сравнивать и проводить аналогии с Америкой или другими западными странами, так как слишком много различий. В Америке существовало 11 тысяч собственников при зарождении нефтяной промышленности, а в России около 250 недропользователей, которым принадлежат малые месторождения. Да и структура распределения их по стране, система переработки, в которой только 29 крупных перерабатывающих заводов. Ведь появление новых, малых, можно сказать «рыночных» заводов, число которых не дотянуло даже до 200, никак не привело к существенной диверсификации потоков качественных нефтепродуктов.

А ведь нужно еще изменить ситуацию со 100 месторождениями, а столько же недропользователей, которые не занимаются активизацией добычи, и не вовлечены в активную разработку. Поэтому говорить о том, что малые независимые компании изменят ситуацию, сомнительно, да еще и в обозримом горизонте планирования. И эта ситуация длится много лет. Например, проводили налоговые маневры и другие стимулирующие мероприятия, но ситуация коренным образом не изменилась. Даже если пойти по пути разработки специального закона для независимых компаний, то придется их все таки разделить на малые, средние и крупные. Да и технологии и доступ к ресурсам, прежде всего к финансовым, разделит их точно. Это как раз и есть отличие, о котором пытаются договориться коллеги в полемике. Ну как можно объединить уже вполне крупных игроков уровня ИНК и прочих «малышей».

Еще, находясь в президиуме «ОПОРЫ России», я говорил о том, что один из разумных путей для малых предприятий – это слияние или поглощение. Но как создать условия для прохождения этих процедур легитимно и справедливо? Ведь для предпринимателей в нефтегазовом бизнесе важно также получать высокий доход от своей непростой, зачастую пионерной деятельности по освоению недр. Разработка малых месторождений, их развитие, поднятие капитализации и продажа крупному оператору - это нормальная практика для всего мира.

В другом случае существует огромное количество старых месторождений.

На месторождениях, где пик добычи пройден и идет падение, большим компаниям с большими задачами, в том числе по рефинансированию своих работ, нужно привлекать новые ресурсы и ресурсы желательно подготовленные. Здесь свою роль могут сыграть небольшие компании, может, даже венчурные. И если им оказать поддержку в освоении малых, сложных месторождений, то это было бы здорово. Но говорить о том, что независимые компании в наших условиях обладают высокой гибкостью, изобретательностью, адаптивностью к рыночным условиям по сравнению с ВИНКами, - это по меньшей мере неаргументированно в большинстве случаев.

Доразработкой, извлечением и повышением нефтеотдачи на старых месторождениях могут заниматься компании вне зависимости от размера. Главным фактором здесь будут технологические возможности и ресурсы, позволяющие интенсивно проводить работы, использовать серьезное высокотехнологичное оборудование. И тезис о преимуществе малых компаний по сравнению с большими в этом плане я не считаю однозначно верным. Ведь даже большие компании сейчас объединяются для технологического партнерства, не говоря уже о малых.

Исключения могут составить нефтесервисные компании, которые развиваются на базе крупных научных центров типа «Сколково». Но чтобы их привлечь, нужны ресурсы, а ими располагают только ВИНКи, а о консорциумах малых компаний, независимых особенно не слышно. Вот и получается, что соревнование устраивается не технологическое, а больше пока по линии PR.

И действительно нужно пересмотреть понятие «независимые компании» на нашем молодом еще рынке, ведь многие малые предприятия интегрированы в инфраструктуру крупных или аффилированы к ним, тогда тут о классической независимости нет смысла говорить.

Все эти факторы и риски должны быть подвергнуты тщательному анализу и исследованиям. Собственно, чем и занимается Энергоцентр Московской школы бизнеса «Сколково».

Просмотров 2829
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования