Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Павел Завальный: НДД в нефтяной отрасли снизит потери бюджета Югры от разработки истощенных месторождений

05 июля/ 14:34

Ханты-Мансийск. Государственная дума 5 июля приняла законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД), направленный на совершенствование налогообложения в нефтяной отрасли. Ранее Югра предложила внести поправки в проект закона, касающиеся расширения перечня месторождений для эксперимента по введению НДД, однако они не были приняты, решено отложить рассмотрение вопроса до 2020 года.

Почему расширение эксперимента отложено и как принятие законопроекта о НДД отразится на доходах Югры и в целом России, в интервью Агентству нефтегазовой информации рассказал председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный.

 

- Павел Николаевич, недавно стало известно, что рассмотрение вопроса расширения эксперимента по НДД отложено до 2020 года. В чем причина переноса обсуждения данного предложения? 

Этот законопроект принят во втором чтении 3 июля. 5 июля он принят в третьем, окончательном, чтении. С законопроектом немножко затянули, чтобы в рамках его принятия решить вопрос по снижению акцизов для светлых нефтепродуктов, чтобы стабилизировать цены на них в России.

По просьбе Ханты-Мансийского автономного округа мы совместно с Александром Сидоровым, так же представляющим в Госдуме Югру, в законопроект внесли две поправки.

Одна из них касалась расширения эксперимента. В рамках проекта под эксперимент попадали месторождения с общим объемом добычи 10 млн тонн, а общая сумма извлекаемых запасов со всех месторождений составляла 50 млн тонн. Мы попросили расширить эксперимент, чтобы извлекаемые запасы одного месторождения были 50 млн тонн, а общая добыча всех месторождений – 150 млн тонн. Эту поправку отклонили. Но при этом Минфин предложил вернуться к ее рассмотрению через один или два года.

Конечно, на стадии принятия закона об НДД менять общую концепцию документа - то же самое, что вносить новый закон. Принимаемый закон в той форме, в которой он есть, приведет к выпадающим доходам федерального бюджета в 30-40 млрд рублей в ближайшие 2-3 года, и это уже учтено в проекте федерального бюджета на 2019-2021 годы.  

Данные поправки в закон подразумевают рост выпадающих доходов и, соответственно, пересмотр бюджета, а это на данном этапе уже сложно сделать. Как видите, все процессы взаимосвязаны.

Поэтому Минфин предложил для начала принять закон без этой поправки, а через год вернуться к изменениям. За это время будут подготовлены новые расчеты в бюджет на 2020-2022 годы.

Вторая поправка, к сожалению, тоже не прошла. Она касалась части налога на прибыль в размере до 20% для регионального бюджета. Я говорил на пленарном заседании, что для поддержки добычи нефти на истощенных месторождениях округ за счет своего бюджета, за счет налога на прибыль и налога на имущество дает льготы нефтегазовым компаниям, которые занимаются эксплуатацией этих месторождений. Если бы Югра прекратила такую поддержку, то добыча нефти на этих месторождениях была бы прекращена. А это потеря рабочих мест, доходов округа, налоговых отчислений и т. д. 

Сумма всех льгот, которые округ предоставляет нефтегазовым компаниям, составляет более 25 млрд рублей в год, это большие потери для нашего бюджета. Исходя из этой логики, если совершенствуется система налогообложения, то Югра должна иметь право рассчитывать на дополнительные доходы, чтобы компенсировать в том числе ранее понесенные потери.

Конечно, НДПИ не предполагал такой схемы. При замене НДПИ на НДД объем налогов в пользу федерального и регионального бюджета в целом должен возрасти, так как переход на этот режим налогообложения приведет к увеличению объема добываемой нефти, прибыльности нефтегазовых компаний. Хочу отметить, что налог на прибыль является основным для ХМАО, он формирует более 40% доходной базы бюджета.

Кроме того, новый налоговый режим должен снизить расходы бюджета Югры, так как у округа не будет необходимости предоставления преференций для компаний, эксплуатирующих истощенные месторождения.

Всего мы с коллегой внесли 51 поправку к данному законопроекту, из которых учтены 28. На мой взгляд, получился очень неплохой закон.

 

- Вы упомянули, что выпадающие доходы федерального бюджета при вступлении в силу закона о НДД оцениваются в 30-40 млрд рублей. Это коснется и региональных бюджетов? 

- Как я уже сказал, в первые три года действия нового режима у нас будут выпадающие доходы, потом пойдет их компенсация. К 2025-2026 годам все потери налогов должны вернуться в федеральный бюджет.

При этом предполагается, что бюджет Югры тоже возрастет. Это произойдет за счет увеличения объема добычи нефти, повышения прибыльности работы компании, решения об изменении налоговой нагрузки и увеличению инвестиций в разработку месторождений и др. И со стороны округа не будет необходимости предоставлять преференции нефтегазовым компаниям, которые эксплуатируют месторождения на последней стадии разработки.

Эффект должен быть положительным как для федерального, так и для региональных бюджетов. Закон об НДД повлияет на увеличение и поддержание объемов добычи нефти, повышение эффективности работы компаний и недропользования в целом.

 

- На каких территориях и месторождениях начнется эксперимент?

- В закон входит четыре группы месторождений - как новые, так и истощенные, на территории всей России. Эксперимент коснется разных компаний и месторождений, это позволит сделать его более презентабельным и масштабным. В Ханты-Мансийском автономном округе в первую очередь речь идет об истощенных месторождениях.

Просмотров 3812
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

Индекс цитирования