Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Грозит ли миру острый дефицит нефти к 2025 году

РИА Новости
26 ноября 2018/ 07:16

Правительство России заложило в долгосрочные прогнозы нефтяные котировки на уровне 50-55 долларов за баррель. Между тем инвестбанк Goldman Sachs и Международное энергетическое агентство предупреждают, что в середине следующего десятилетия мир столкнется с дефицитом черного золота, и топливо подорожает. Кто прав и почему российские чиновники перестраховываются — в материале РИА Новости.

Пессимисты и оптимисты

В четверг российское правительство утвердило прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны до 2036 года, подготовленный Минэкономразвития. Ключевой тренд, по мнению правительственных экспертов, — снижение цен на нефть. По оценкам, в обозримой перспективе котировки закрепятся на уровне около 50 долларов за баррель.

Это согласуется с прогнозом, представленным в начале октября российским Минфином. Финансовое ведомство ожидает снижения цен до 52 долларов за баррель в 2026-2030 годах с последующим повышением до 54,9 доллара в 2031-2035 годах.

Банк России также озвучил свои ожидания. В минувшую среду глава Центробанка Эльвира Набиуллина представила в Госдуме основные направления денежно-кредитной политики на 2019, 2020 и 2021 годы.

Базовый сценарий ЦБ предусматривает, что нефть подешевеет до 55 долларов за баррель. По оптимистичному варианту, цены сохранятся на нынешнем уровне, а пессимистичный допускает обвал до 35 долларов за баррель.

Негативными ожиданиями охвачены не только отечественные эксперты. Банк JP Morgan Chase на этой неделе тоже понизил прогноз по средней цене на нефть марки Brent в 2019 году.

Однако эти оценки существенно выше. Если ранее JP Morgan Chase предсказывал среднегодовую цену в 83,5 доллара за баррель, то сейчас говорит о 73 долларах. Это почти в полтора больше, чем обещает российское Минэкономразвития.

Правда, аналитики JP Morgan считают, что черное золото продолжит дешеветь и уже в 2020 году среднегодовая цена нефти Brent опустится до 64 долларов за баррель.

Дальше — меньше

В средне- и долгосрочной перспективе оценки расходятся еще радикальнее. Так, международный инвестбанк Goldman Sachs предупреждает, что к середине следующего десятилетия мировая экономика столкнется с дефицитом нефти, и цены резко вырастут.

Дело в том, что из-за снижения цен в последние пять лет нефтегазовые компании по всему миру сократили вложения в разведку новых месторождений, а уже открытые неспособны удовлетворить растущий мировой спрос.

При этом затраты на разведку и разработку месторождений будут быстро расти, так что поиском новых источников нефти займутся только крупнейшие мировые компании, располагающие большими финансовыми ресурсами.

"Лишь немногие нефтегазовые компании смогут позволить себе полноценные инвестиции в разработку новых месторождений нефти, поэтому в двадцатые годы мир столкнется с явной физической нехваткой нефти", — заявил глава европейского отделения энергетических исследований Goldman Sachs Мишель Делла Виньи в недавнем интервью телеканалу CNBC.

Международное энергетическое агентство (МЭА) тоже предупреждает о риске существенного дефицита нефти на мировом рынке к середине следующего десятилетия.

"Мы наблюдаем серьезную проблему, — отмечает глава организации Фатих Бироль. — С одной стороны, сильный спрос на нефть, чему способствуют грузовики, самолеты, суда и, возможно, самое важное — нефтехимическая отрасль. С другой — когда мы смотрим на инвестиции и одобренные на сегодня проекты, видим серьезный разрыв между ростом спроса и перспективами добычи".

На сланцевую отрасль США надеяться не приходится. "Чтобы избежать значительной нехватки поставок к 2025 году, необходимо нарастить добычу на десять миллионов баррелей в сутки, — сообщил Бироль. — Это было бы просто чудом".

Засохший сланец

В сланцевой индустрии США назревают серьезные проблемы. По оценкам аналитиков Wood Mackenzie, производительность американских месторождений быстро снижается. За пять лет отдача нефти из скважин упала на 15 процентов и больше, в два-три раза превысив первоначальные ожидания по сокращению производства.

В результате операторы сланцевых месторождений вынуждены наращивать год за годом темпы бурения. То есть затраты компаний постоянно растут, а производство в лучшем случае сохраняется на постоянном уровне.

Кроме того, эксперты отмечают, что сланцевые скважины вырабатывают ресурс гораздо быстрее, чем традиционные месторождения. В Goldman Sachs этой проблеме посвятили отдельное исследование и выяснили, что "сланец становится менее значимым драйвером глобальных поставок".

В подтверждение этого аналитики инвестбанка указывают, что запасы крупнейших месторождений сланцевой нефти пересматриваются в сторону сокращения, а производительность скважин не увеличивается.

В прошлом году, отмечают в Goldman Sachs, отрасль продемонстрировала взрывной рост производительности, но сейчас он замедлился, а на месторождениях Eagle Ford и Delaware Basin объемы добычи быстро падают.

К тому же повысились расходы нефтедобывающих компаний — воспользовавшись ростом цен на черное золото, компании резко увеличили объемы бурения и, соответственно, затраты. Если нефть не подорожает, эти расходы не окупятся и многие сланцевые операторы окажутся перед перспективой банкротства.

В Goldman Sachs полагают, что, по крайней мере до 2020-го, сланцевая отрасль США будет прибавлять каждый год по миллиону баррелей в сутки. Но к 2025-му, говорят эксперты банка, производители начнут наблюдать, как "их звезды гаснут".

Запас не тянет

"На данный момент мировые рынки нефти не страдают от дефицита предложения, но возможности наращивания поставок со стороны Саудовской Аравии, ведущего производителя ОПЕК, ограничены. В более долгосрочной перспективе существенное сокращение объемов производства ключевыми экспортерами способно оказать негативное влияние на рынки", — заявил глава МЭА Фатих Бироль на конференции в Словакии в середине ноября.

Другими словами, отечественное Минэкономразвития в прогнозе цен на нефть, скорее всего, излишне пессимистично. Впрочем, занижать прогнозы нефтяных котировок — давняя традиция российских чиновников.

Это позволяет формировать резервы на черный день, перечисляя больше денег в Фонд национального благосостояния в соответствии с бюджетным правилом. Хотя у медали есть и оборотная сторона. Ряд экспертов указывает, что, верстая бюджет с заниженными ценами на нефть, Минфин заведомо ограничивает финансирование развития экономики и социальных программ.

Просмотров 1134
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования