Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Анатолий Нестеров: Транспортировка природного газа в виде гидратов может составить альтернативу СПГ

04 февраля/ 13:18

Тюмень. Сегодня геополитические риски транспортировки природного газа по трубе довольно высоки. На мировой политической арене неспокойно. Газовикам нужны гарантии. Во всем мире растет торговля сжиженным природным газом - СПГ. Россия как крупнейший экспортер голубого топлива, стремиться занять свою нишу в этом перспективном направлении. НОВАТЭК ведет разговор уже о строительстве в рамках нового проекта «Арктик СПГ-3». В развитие производства по оборудованию для СПГ-проектов правительство РФ готово вложить более 3 млрд. рублей.

Своим мнением о том, удастся ли России выйти на лидирующие позиции в этом направлении и есть ли альтернатива СПГ, делится заместитель директора по научной работе Института криосферы Земли ТюмНЦ СО РАН Анатолий Нестеров.

 -  Газопровод удобен во всех отношениях, лучше него еще не придумали. Он идеален для транспортировки газа. Но существенно подвержен геополитическим рискам. В ситуации с Россией это более, чем понятно. То Украина осуществляет несанкционированный отбор газа из трубопровода, проходящего по ее территории, то Дания не разрешает строить «Северный поток 2», Турция условия ставит, Болгария отказалась. Конечно, в этом случае СПГ – лучший вариант. Хотя, при производстве, его удорожание составляет 30%, производство СПГ достаточно затратно. Для сжижения газа необходима низкая температура - 160 ˚С , плюс транспортировка, нужны специальные суда-газовозы.  И в этом отношении Россия обладает рядом преимуществ по сравнению даже с лидерами рынка СПГ. Сейчас это Катар. В Катаре температура воздуха доходит до +50. Организовывать производство сжиженного газа с охлаждением до – 160 ˚С — в таких условиях дорого.  И потом его транспортировка при температуре + 50 - дополнительные расходы. Вопрос: «где это проще сделать у них или у нас?» переходит в разряд риторических. На российском Севере себестоимость сжижения газа на 10% дешевле, чем в Катаре.  Именно за счет климатических условий. Кроме того, у нас есть Северный морской путь. В этом отношении становятся очевидны перспективы освоения Арктики и Севморпути и понятны намерения правительства РФ вложить в этот проект триллион рублей. Наши преимущества очевидны и зарубежным партнерам. В проектах «Арктик СПГ» готовы поучаствовать и участвуют многие страны, в том числе Япония и Китай, которые являются основными потребителями природного газа в мире.

У нас также строят завод по сжижению природного газа под Санкт-Петербургом - в Приморске. Производимый на нем СПГ будет поставляться морским путем в Калининград. Это опять-таки страхует нас в отношении Литвы - снимает геополитические риски поставок газа трубопроводным транспортом по территории недружественной нам страны. Конечно, развитие СПГ не означает, что мы должны полностью отказаться от трубопроводного газа. Он и дешевле, и удобнее при транспортировке. Диверсификация – это то, что нам нужно. Взаимозаменяемость снижает риски. Если взять Европу, не так давно Меркель заявила, что Германия не откажется от строительства «Северного потока - 2», но с целью диверсификации этих поставок будет производиться строительство и терминалов для СПГ. Для европейских стран – это еще и подстраховка на критические низкие зимние температуры. Количество трубопроводного газа заранее зафрахтовано, оговорено контрактом. На этот случай надо иметь запасные варианты.

Теоретически, транспорт газа в форме газовых гидратов может составить альтернативу СПГ. И здесь есть ряд преимуществ - более простые условия транспортировки, более мягкие температурные условия получения и хранения газа в состоянии гидратов по сравнению с минус 160 ˚С для СПГ. Когда газ переводят в гидратное состояние – внешне он выглядит как белый уголь. В конце прошлого столетия, в 80-е, был обнаружен эффект самоконсервации газовых гидратов, заключающийся в том, что при небольших отрицательных температурах, - 5 -20 ˚С и атмосферном давлении гидраты хорошо сохраняются, напомню, что обычно их получают при повышенном давлении 30-40 атмосфер. Поэтому в последнее время появились такие концептуальные проекты как транспорт и хранение газов в форме газовых гидратов. В Японии они даже были реализованы. Там построили завод, где изготавливали так называемые газогидратные пелетки - пелетезированный или гранулированный гидрат. Получали газовые гидраты, а затем гранулировали их в форму таблеток диаметром до 2 см. Их легко хранить и транспортировать. Температуру от – 5˚С до – 20˚С создать не проблемно, это как в обычной морозильной камере. Гораздо сложнее работать с низкой – 160 ˚С, как при производстве СПГ.  Кстати, гидраты существуют и при положительной температуре, но при условии повышенного давления. Если это будет метан, то, скажем, при 0 ˚С потребуется давление порядка 25 атмосфер. Если природный газ, то чуть пониже, так как он содержит примеси пропана, этана, и это приводит к тому, что равновесное давление гидратообразования ниже. При очевидных плюсах перевод газа в гидратное состяние имеет, на сегодняшний день, очевидный минус -  достаточно дорогое производство. Сегодня нет технологий, которые бы делали этот процесс рентабельным. Возможно, в  будущем они появятся. При рентабельности производства, газ в форме гидратов вполне может составить конкуренцию СПГ.

Просмотров 2633
Комментарии
Оптимист, 62 года
07.02.2019

Пример для пессимистов.
Первая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурено в США в 1821 году, а промышленная добыча сланцевого газа началась в начале 2000-х годов. В "Газпроме" о сланцевом газе тоже долгое время говорили как об иллюзии. Благодаря сланцевому газу в США смогли резко и быстро нарастить добычу природного газа. Сейчас в США на сланцевый газ приходится 40% от общего количества добываемого в стране природного газа. Благодаря в том числе и "сланцу", США попытаются вытеснить "Газпром" из Европы. Вот тебе и иллюзии.

Каприелов Константин Любнардович 65 лет
05.02.2019

Всё правильно, и всё не верно.
Не верно создавать иллюзию, что можно ожидать в объективно близком времени появления рентабельных технологий получения гидратов в промышленно значимых количествах.
Этим попыткам без малого 80 лет и не видно ни одного прорыва научного или технологического.

Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

24.09.2019
Западно-Сибирская нефтегазовая провинция еще долгое время будет локомотивом нефтегазовой отрасли

30.09.2019 савиных михаил ильич

Как быстро переобулся Канторович! В 1993 году он провалил мне канд. диссер по забытому нефтепоисковому признаку - аквабитум мумие. См. в сети Сухоложские записки.

Индекс цитирования