Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Анатолий Нестеров: Добыча газа из гидратов будет выгодна, когда цена на нефть достигнет $200 за баррель

13 февраля/ 13:12

Тюмень. Пик интереса к газовым гидратам приходился на времена высокой цены на нефть – в 2008 году ее стоимость краткосрочно доходила до $150 за баррель. При таком положении дел добыча газа из гидратов – представлялась экономически оправданной и вполне реальной перспективой. При стоимости нефти порядка $60 за баррель, как сейчас, данный ресурс разрабатывать пока невыгодно. Закономерно, что интерес газовиков к этому нетрадиционному источнику заметно поубавился, зато ученые обнаружили для газовых гидратов много полезных приложений.

Своим мнением о том, чем замечательны гидратные технологии и о перспективе добычи газа из газовых гидратов делится заместитель директора по научной работе Института криосферы Земли ТюмНЦ СО РАН Анатолий Нестеров.

 - В последнее время цены на нефть упали, поэтому и интерес к добыче газа из гидратов также притупился. Всем стало понятно, что быстрых денег не будет - так, чтобы сегодня вложил, а завтра вернул с прибылью. Но не все так однозначно. Сегодня много говорят о сланцевой революции, а ведь когда-то сланцевый газ добывать было невыгодно. Впервые газ из сланцевого пласта получили в 1821 году. Однако, вплоть до начала 21 века отсутствовали экономически привлекательные технологии его добычи - такие как наклонное бурение и гидроразрыв пластов. Но когда эти технологии появились, они резко повысили производительность добычи сырья и добывать сланцевый газ стало экономически целесообразно. США начали первыми в промышленном масштабе добывать сланцевый газ и это коренным образом изменило ситуацию на нефтяном рынке и на рынке энергоресурсов. При существующих на сегодня технологиях гидратный газ обойдется крайне дорого. Это было бы экономически оправданным, если бы  нефть стоила $200 за баррель. Но это при существующих на сегодняшний день технологиях. Может быть, завтра появятся новые технологические возможности и гидратные залежи будет эффективно и возможно разрабатывать и при более низких, или даже сегодняшних, ценах на нефть.

В отличие от нефтяников и газовиков, у академических исследователей интерес к  газовым гидратам остался прежним, сместившись в сторону разработки гидратных технологий. Уникальные свойства газовых гидратов позволяют рассматривать их не только как источник углеводородного сырья, но и как уникальную вмещающую среду. Как это можно использовать практически?  Например, при транспортировке природного газа в форме газовых гидратов (когда будут созданы эффективные технологии получения газовых гидратов в больших объемах ), для хранения того же водорода, при разработке технологий улавливания СО2 из дымовых(топочных) и топливных газов и последующего захоронения (секвестирования) СО2  в форме газовых гидратов в геологической среде. Эти направления сейчас развиваются наиболее интенсивно, к ним повышенное внимание со стороны исследователей, все они получили свою реализацию на концептуальном уровне.

Когда на электростанциях сжигают ископаемое топливо, например уголь, образуется так называемый топочный или дымовой  газ, который состоит, главным оборазом, из азота (более чем на 2/3) и до  20% - СО2. С утилизацией азота проблем нет. Наш воздух на 80% состоит из азота. А вот СО2 – это сильный парниковый газ, и в связи с глобальным потеплением климата остро стоит вопрос как уменьшить эмиссию СО2 в атмосферу. В последнее время появился целый ряд работ, посвященных разработке гидратных технологий извлечения СО2 из топливных газов, образующихся при газификации углей. Такой газ на 60% состоит из водорода и до 40 % приходится на СО2. Водородное топливо - самое энергетически выгодное и экологичное.  Хорошо бы водород сжигать, при этом образуется вода, а СО2 – извлекать еще до сжигания. Сегодня существует целый ряд исследований по улавливанию и хранению СО2 в гидратной форме, с целью предотвращения эмиссии СО2 в атмосферу. В этом направлении выполнен целый ряд интересных  исследований, доказывающих перспективность гидратных технологий извлечения СО2 из техногенных газов. А после его извлечения следом встаёт вопрос о захоронении СО2 или секвестировании. В одном объеме газового гидрата содержится до 160 объемов газа. Газовые гидраты -это своеобразная среда – хранилище, куда можно поместить газ. СО2 в гидратном состоянии можно разместить где-нибудь в мерзлоте, или на морском дне, в отработанных угольных шахта, в кавернах, или в пустотах, образующиеся при геологических разработках.

Ученых нашего института волнует вопрос, как ускорить получение гидратов. Чем быстрее они образуются, тем эффективнее технологии, разрабатываемые на основе процесса гидратообразования. В этом направлении со стороны исследователей  во всем мире наблюдается большой интерес. У российских ученых есть свои достижения в изучении газовых гидратов несмотря на то, что существует хроническое недофинансирование нашей науки. Тем не менее их изучение продолжается. Основной центр по их изучению в России -   Институт неорганической химии в Новосибирске. Здесь же стоит отметить Сколково, Российский университет нефти и газа,  наш институт, который уже 30 лет занимается газовыми гидратами. Тюменский госуниверситет в последнее время также стал уделять внимание этому вопросу. Продолжаются исследования по газовым гидратам в Якутском научном центре. Отмечу также, что в мировом масштабе, Россия в этом вопросе в числе ведущих стран, вместе с США, Германией, Японией, Норвегией и Кореей.

 

Просмотров 3043
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

Индекс цитирования