Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Промышленные предприятия просят пересмотреть правила установления защитных территорий

Коммерсант
11 апреля 2019/ 07:32

Как стало известно “Ъ”, у крупных промышленных компаний возникла проблема с невозможностью установить санитарно-защитные зоны (СЗЗ) вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на здоровье людей и окружающую среду. Промышленники говорят о рисках ухудшения инвестклимата из-за невозможности создавать и модернизировать производства, а также об угрозе «неисполнения майских указов» президента. В РСПП ситуацию связывают с действующими правилами установления СЗЗ. Проект поправок, внесенный Роспотребнадзором в правительство, воспроизводит все недостатки текущего регулирования, утверждает бизнес. В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака рекомендовали его доработать.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) пожаловался (письмо есть у “Ъ”) премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву на то, что Роспотребнадзор уже более года не утверждает СЗЗ для объектов I и II классов опасности (к ним относятся, в частности, химические и металлургические предприятия, мусоросжигательные заводы, добыча полезных ископаемых и т. д.). Также компании получают отказы в установлении СЗЗ в отношении объектов III класса, в частности, из-за отсутствия информации о результатах оценки рисков для здоровья населения. Ранее такие исследования проводились только в отношении объектов I и II классов опасности. В итоге, считают в РСПП, речь идет не только о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, но и рисках ухудшения инвестклимата в стране. С августа 2018 года разрешение на строительство или модернизацию объектов невозможно получить без решения об установлении такой зоны. Соответственно, создание новых или модернизированных производств в РФ сейчас ограничено. «С марта прошлого года вообще ни одно согласование зон не дали ни одной компании,— говорит источник “Ъ” среди промышленников.— К январю 2019 года скопилась очередь из 2 тыс. заявок от 300 предприятий. Это может привести к тому, что предприятия будут сильно опаздывать по срокам проектов в рамках майских указов». Гендиректор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов сообщил “Ъ”, что разрешение на установление зоны по мусоросжигательному заводу в Наро-Фоминске компания получила в октябре 2018 года, но он согласен, что постановление усложняет работу по строительству заводов по обезвреживанию, сортировке, переработке, предусмотренных нацпроектом «Экология».

В РСПП ситуацию связывают с принятым год назад постановлением, утверждающим правила установления СЗЗ. Источник “Ъ” среди промышленников говорит, что проблема из-за невозможности устанавливать СЗЗ возникла у производителей удобрений, у металлургов (в частности, у НЛМК), а также ряда других компаний. Ситуация ведет к убыткам для компаний — например, из-за расширения жилого строительства в границах таких зон: такие дома в дальнейшем придется расселять. Сложности возникают и с измерением выбросов: в случае отсутствия СЗЗ измерение проводится «на заборе» предприятия, из-за чего возникают дополнительные платежи с коэффициентом, говорит собеседник “Ъ”.

Собеседник “Ъ” в РСПП отмечает, что в течение года промышленники неоднократно обсуждали с Роспотребнадзором недостатки документа. 15 марта ведомство внесло в правительство проект поправок (есть в распоряжении “Ъ”) к действующему постановлению, которые «практически полностью повторяют его». В частности, документ предписывает в отношении всех промышленных объектов, для которых устанавливаются СЗЗ, предоставить в Роспотребнадзор заявление об их установлении до 1 января 2022 года. Это касается и объектов, для которых зоны уже установлены. В письме РСПП отмечается, что требование о пересмотре ранее установленных СЗЗ приведет к «значительным неоправданным расходам» для компаний. Собеседники “Ъ” среди промышленников оценивают расходы на переоформление, в зависимости от предприятия, в 5–8 млн руб., процедура может занять год. Также в РСПП жалуются на отсутствие критериев для принятия решения о необходимости СЗЗ. В «Уралхиме», «Еврохиме» и «Газпром нефти», НЛМК и «Русале» отказались от комментариев. «Из-за избыточных требований в постановлении возникает необходимость установления таких зон вокруг многочисленных удаленных от населенных пунктов объектов — АЗС, скважин, что является классическим административным барьером, мешающим развитию бизнеса и увеличивающим его издержки»,— сообщили “Ъ” в ЛУКОЙЛе. Расходы на установление таких зон на объектах компании оценивают в размере 1 млрд руб.

Как выяснил “Ъ”, на проблему с установлением СЗЗ промышленных объектов отреагировали в правительстве. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака подтвердил “Ъ”, что по итогам совещания на прошлой неделе Роспотребнадзору до 10 апреля поручено доработать и внести в правительство проект новых правил установления СЗЗ. Предполагается, в частности, установить критерии определения объектов, для которых необходимо устанавливать зоны, в зависимости от класса опасности и уровня их химического, физического и биологического воздействия.

В Роспотребнадзоре на все вопросы “Ъ” насчет претензий бизнеса лишь сообщили, что работа над проектом постановления, несмотря на установленные вице-премьером сроки, еще не завершена и он не внесен в правительство. В Минэкономики доработанный документ еще не поступал на рассмотрение.

Просмотров 1639
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования