Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Минприроды направило в правительство более 100 проектов в Арктике

РБК
18 апреля/ 11:47

Минприроды подготовило и направило в правительство список из 118 промышленных проектов, названный «Реализация минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики». У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердили федеральный чиновник и консультант одного из профильных ведомств. Пресс-секретарь главы Минприроды Наталья Хлопунова сообщила РБК, что список направлен в профильные ведомства еще 11 марта.

В этот список входят проекты по добыче твердых полезных ископаемых, нефти и газа, инфраструктурные проекты (строительство дорог, морских портов и аэропортов), а также проекты в области туризма и пищевой промышленности. За прошлый год Минприроды проанализировало потенциал 118 проектов в Арктике, которые станут грузовой базой Северного морского пути, заявил глава ведомства Дмитрий Кобылкин в понедельник, 15 апреля. Их общий бюджет он оценил примерно в 10,5 трлн руб. По словам министра, на текущий момент основу грузопотока по Севморпути составляют сжиженный природный газ (СПГ), нефть, конденсат, твердые полезные ископаемые и уголь. Рост ежегодного грузопотока по Севморпути до 80 млн т к 2024 году, что предусмотрено майским указом президента Владимира Путина, «возможен при своевременном вводе в действие всех планируемых проектов, в том числе инфраструктурных», сказал Кобылкин.

В список попали 25 действующих проектов, а также строящиеся или находящиеся на уровне идеи. К действующим относятся, например, разработка Новопортовского месторождения «Газпром нефти» стоимостью 442,6 млрд руб., месторождения «Роснефти» Ванкорского кластера (437,4 млрд руб.) и газовый проект «Роспан» (27,4 млрд руб.), а также «Ачимгаз» — совместное предприятие «Газпрома» и немецкой Wintershall (107,3 млрд руб.) и СПГ-проекты НОВАТЭКа на Ямале. Среди перспективных — освоение Пайяхской группы месторождений «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова на 330 млрд руб. и строительство угольного терминала в порту «Индига» с участием AEON Романа Троценко и РЖД стоимостью 258 млрд руб.

Этот список — результат систематизации Минприроды предложений арктических субъектов Федерации от Карелии до Чукотки, сказал РБК гендиректор консалтинговой компании «Гекон» Михаил Григорьев, который участвовал в подготовке документа. Этот перечень — неокончательный, в нем могут появиться новые проекты, а часть будет вычеркнута, если не сможет подтвердить свою жизнеспособность, добавил он.

Зачем развивать Севморпуть

Северный морской путь — это кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Он начинается в Карских Воротах и заканчивается Беринговым проливом. Этот маршрут короче, чем путь через Суэцкий канал, на 40%, он связывает порты Арктики и крупные реки Сибири.​

По итогам 2018 года по Севморпути было перевезено 17 млн т грузов. В майском указе Путин поручил к 2024 году увеличить ежегодный грузопоток до 80 млн т. По расчетам Минприроды, к этому времени можно будет достичь даже большего показателя — 82 млн т. Из них 5 млн т обеспечат перевозки леса и грузов обеспечения. Из оставшихся 77 млн т подтверждены запасами месторождений и согласованными проектами строительства инфраструктуры 59 млн т прогнозных грузов.

Глава «Росатома» Алексей Лихачев, выступая на Арктическом форуме 9 апреля, заявил, что к 2024 году можно увеличить грузооборот по СМП до 92,6 млн т. Он рассчитывает, что около 8 млн т грузов приедут по железной дороге — Северному широтному ходу-2 на Ямале.

«Севморпуть с точки зрения расстояния значительно короче (чем путь через проливы и южные моря. — РБК). Но тем не менее есть целый ряд проблем, не только климатических, которые осложняют его использование», — заявил вице-премьер Юрий Трутнев на заседании госкомиссии по Арктике на прошлой неделе. «Там нужно подготовить меры безопасности мореплавания. Должны быть построены портовые мощности, медицинское и спасательное, а также ледокольное сопровождение. После проведения этой работы мы сможем надеяться не только на перевозку собственных грузов, но и на транзит», — пояснил он.

Какую поддержку обещает государство

Теперь Минвостокразвития, которое отвечает за развитие Севморпути и Арктики, должно просчитать целесообразность реализации этих 118 проектов и предоставления им господдержки — налоговых льгот и софинансирования строительства инфраструктуры, сообщил РБК близкий к ведомству источник. Проекты, которые пройдут фильтр, смогут претендовать на поддержку государства и особый налоговый режим для новых арктических проектов. «Мы предложили два проекта предоставления преференций компаниям: первый — нулевые ставки по налогам на прибыль, имущество, землю, НДПИ на 10–15 лет в зависимости от уровня инвестиций, второй — сниженные налоговые ставки на весь срок действия проектов», — сказал на прошлой неделе Юрий Трутнев.

По словам Трутнева, представители компаний называют второй вариант лучшим, потому что он «дает возможность получать средства в бюджет с самого начала реализации проектов». Этот вариант предусматривает налог на прибыль 7% вместо 20%, льготный коэффициент 0,3 для налога на добычу полезных ископаемых, страховые взносы на уровне 7,6% вместо 30%, а также обнуление налога на имущество организации и земельного налога. Иностранные компании также могут претендовать на эти условия при работе в Арктике, но поддержку получат только новые, еще не реализованные проекты, пояснил РБК вице-премьер. ​

Действующие 25 проектов из списка Минприроды пока не попадают под арктический налоговый режим. «Но мы будем предлагать в рамках системы преференций специальный формат поддержки тех, кто будет осуществлять модернизацию действующих предприятий в Арктике», — объяснил РБК замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков. Если сегодня проект платит 100 руб. налогов, но вложил средства в модернизацию, повысил эффективность, получил прибыль, то по дополнительным доходам сможет получить налоговые преференции, добавил он.

О чем просят инвесторы

Большинство проектов по разведке и добыче полезных ископаемых от нефти и газа до редкоземельных металлов из списка Минприроды просят у государства софинансирования строительства инфраструктуры, следует из документа. Но некоторым необходимо выделение земли, особые условия получения виз для иностранных специалистов, получение разрешений от Минобороны или корректировка законодательства.

Так, среди этих проектов — строительство СПГ-завода «Печора СПГ», который Дмитрий Босов собирался реализовать совместно с «Роснефтью», но госкомпания из него вышла в сентябре 2018 года. Однако бизнесмен по-прежнему планирует его запустить и просит у государства налоговые условия по аналогии с проектом «Ямал СПГ» НОВАТЭКа (нулевую ставку НДПИ на 12 лет, льготы по налогу на имущество и нулевую экспортную пошлину), а также разрешение на экспорт СПГ.

Проект строительства глубоководного морского порта в районе Архангельска стоимостью около 150 млрд руб. требует заключения концессии, строительства инфраструктуры (в частности, ЛЭП и автодорог), говорится в материалах Минприроды.

Суровые климатические условия и отсутствие инфраструктуры создают существенные препятствия для развития Арктики, признал Трутнев на прошлой неделе. Но, по его словам, государство не будет полностью финансировать инфраструктуру — ему это просто не по карману. «Бизнес не готов вкладываться в создание региональной инфраструктуры в связи с ее высокой капиталоемкостью, но готов платить государству за ее использование. Инфраструктурные решения, обеспечивающие развитие нескольких проектов, ускоряют возмещение затрат федерального бюджета», — сказал Михаил Григорьев.

Просмотров 1274
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

30.04.2019
Томские ученые разработали АПК для дистанционной разведки месторождений в Арктике

01.05.2019 Константин Каприелов, 65

Наличие углеводородных газов фиксируемых рекламируемым Программно-Аппаратным Комплексом, не свидетельствует на прямую о наличии залежей, т.к. эти газы могут просто свидетельствовать о наличии углеводородов не обязательно в залежах.
Залежи, когда они реально существуют, всё равно необходимо оконтуривать, определить мощность вмещающего углеводороды пласта и глубины его залегания. Этой задачи рекламируемый комплекс не решает.
И - ГЛАВНОЕ! Основные затраты в нефтегазодобыче приходятся на обустройство: бурение скважин, строительство промысловых установок и трубопроводов, а вовсе не на геологоразведку.

22.04.2019
Роман Самсонов: Работа министерств с экспертами позволит избежать непродуманных решений

22.04.2019 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

"...президент Союза Нефтегазопромышленников Генадий Шмаль, он является одим из инициаторов создания экспертного совета при руководстве отрасли, отметив особую роль прямого контакта экспертного сообщества с официальным руководством." Какой отрасли руководство и какими конкретно должностными лицами это руководство представлено?

28.11.2012
Игорь Жерж назначен генеральным директором ООО "РН-Юганскнефтегаз"

20.04.2019 Юкилевич Олег Валерьевич 50 лет

Игорь поздравляю! Твоя мечта сбылась. Привет из далёкого 1989 года г.Кировакан от Олега Юкилевич Ростов на Дону!

17.07.2017
Василий Богоявленский: О предсказании мест появления новых воронок на Ямале говорить еще рано

08.04.2019 Paul Che

В своё время, начиная ещё с далёкого-предалёкого детства и вплоть до поступления в ВУЗ, с некоторыми продолжительными перерывами, я жил на Крайнем Севере и потому очень хорошо наслышан о подобных происшествиях ещё с тех далёких пор.
— Такие выбросы случались там всегда, сопровождаясь красивейшими огненными всплесками с цветовыми переливами, запоминающимися на всю жизнь. Конечно лишь тем, кому посчастливилось улицезреть это чудо.
Кроме того, ваш покорный слуга является первооткрывателем так называемого «Клатратного Анабиоза», то есть разбирается в клатратной теме.
— Именно поэтому-то, ещё задолго до обнаружения в 2014 году воронки на Ямале я ПЕРВЫМ выдвинул идею о метановой подоплёке всех подобных явлений. О которых был наслышан от непосредственных очевидцев таких же точно непередаваемых по красоте тундровых «шоу».
Кстати, также первым из всех исследователей я объяснил и загадочную гибель целых стай птиц прям в воздухе, массовый падёж рыбы в водоёмах, и непонятное никому выбрасывание морских млекопитающих (китов, дельфинов и др.) на берег.
— И эти природные трагедии также связаны с выбросом различных природных газов, в том числе даже и водорода.
Смотрите — «СКРЫТАЯ УГРОЗА: НА КРАЮ БЕЗДНЫ» :
https://www.proza.ru/2013/01/20/1602

04.04.2019
Нижневартовские старшеклассники разработали проекты развития производственных предприятий СИБУРа

04.04.2019 Олег Сергеевич Кадькало 37

Ребята-участники, молодцы! Чемпионат СИБУРа- классное мероприятие, участвовать однозначно стоит - это хороший карьерный пинок и способ познакомиться с интересными людьми. Отмечу, что решение тестов кейсов - это непростое дело. Если вы их ранее не решали, надо готовиться. Порекомендую ресурс hrlider - посмотрите обязательно

03.04.2019
Россия увеличила в 2018 году поставки нефти в Турцию

04.04.2019 Сидоров Иван Петрович, 55

Турки приняли единственно верное решение - строить атомную станцию с Россией. Ничто так не "роднит" страны и обязывает к большему сотрудничеству, как заключение столь долгоиграющего контракта

03.04.2019
Нефтяники и правительство не смогли зафиксировать цены на топливо

03.04.2019 Климов Александр Петрович 66 лет

В документе фигурируют Минфин,Минэнерго,Фас и нефтяники,а где народ Или настоящий владелец природных богатств не причом.Дума и правительство далеко от нужд народа и живет своею жизнью,а народ это то на чем можно делать деньги.

19.03.2019
НОВАТЭК может отказаться от танкеров верфи «Звезда»

26.03.2019 Лященко Аркадий Евгеньевич

Насколько я понимаю, все 26 СПГ танкеров и 2 танкера для перевозки газового конденсата поименно указаны в распоряжении Правительства. Из них только 15 газовозов имеют ледовый класс Arc7. Для обслуживания строящегося второго завода Арктик СПГ-2 Новатэку понадобится еще 15 таких газовозов, которые и планируется построить на судоверфи "Звезда". Размещение заказов на этой российской судоверфи предусматривает, что эти газовозы будут работать под российским флагом. Кроме того, из 26 поименованных в распоряжении Правительства газовозов,только один принадлежит российской судоходной компании, остальные иностранным. Разумеется на иностранных газовозах работают иностранные моряки.
Акционерами Новатэка являются иностранные компании. В итоге о каком развитии
Северного морского пути Россией идет речь? СПГ вывозится полностью за пределы РФ частной компанией с иностранными акционерами в том числе, вывозится иностранными газовозами с иностранными экипажами, постройка судов осуществляется иностранными судовладельцами на иностранных верфях.

21.03.2019
В Югре отмечают день рождения мегионской нефти

23.03.2019 Слободина Наталья Александровна

Я в 1979 году проходила преддипломную практику в Геофизическом предприятии г. Нижневартовска. А в 1980 году приехала с мужем работать по распределению в г. Сургут. Больше
30 лет мы работали на Севере. С большой радостью хочу поблагодарить всех Нефтяников Севера, за их мужество, смелость и самоотверженность. Будьте здоровы!

11.01.2019
"ЛУКОЙЛ-Азербайджан" возглавил Айдар Абдуллин

18.03.2019 Гасанов Мехман Али оглы

Я вас приветствую и поздравляю что вы стали Директором ЗАО ЛУКОЙЛ-АЗЕРБАЙДЖАН.Благодарю за качественный продукцию,не смотря что сам я живу в России часто приходится ездить в Баку.Хорошо что есть в Баку ЛУКОЙЛ.В России и в Азербайджане заправится одним же топливом,здорова.Еще раз благодарю и поздравляю .Кстати брат родной работает в Баку на АЗС ЛУКОЙЛ.

Индекс цитирования