Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Нефтегазхолдинг ставит на баланс запасы крупнейшего нефтяного месторождения

Коммерсант
06 мая 2019/ 08:01

Как выяснил “Ъ”, «Нефтегазхолдинг» бывшего главы «Роснефти» Эдуарда Худайнатова может стать владельцем формально крупнейшего нового нефтяного месторождения в постсоветской истории. Роснедра одобрили постановку на госбаланс 1,2 млрд тонн нефти извлекаемых запасов Пайяхской группы месторождений на Таймыре. Собеседники “Ъ” в отрасли считают эту оценку предварительной и, скорее всего, завышенной, поскольку было пробурено лишь минимальное число разведочных скважин. Однако подобные балансовые запасы могут помочь господину Худайнатову получить льготы для проекта, который может быть реализован вместе с «Роснефтью».

Роснедра, рассмотрев заявку «Нефтегазхолдинга» (НГХ) экс-главы «Роснефти» Эдуарда Худайнатова, согласились поставить на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений в размере 1,2 млрд тонн нефти (по категориям C1+C2), сообщили источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. Формально это означает, что Пайяха может стать одним из крупнейших российских нефтяных месторождений в истории, сопоставимым по масштабам с Федоровским в Западной Сибири и более чем вдвое превосходящим Ванкорское месторождение.

Пайяхская группа включает расположенные на северо-западе Таймыра Пайяхский, Северо-Пайяхский (лицензиями владеет АО «Таймырнефтегаз»), а также Песчаный и Иркинский (ООО «НГХ-Недра») участки. До подачи заявки в 2018 году НГХ оценивал извлекаемые запасы Пайяхи в 600 млн тонн. Теперь, по данным “Ъ”, по этим четырем участкам будет поставлено на баланс 1,12 млрд тонн запасов нефти по категории C2 (предварительно оцененные, получены на основе геолого-геофизической информации, но еще не подтверждены испытаниями скважин) и 82 млн тонн по С1. В 2015 году поставленные на баланс запасы Пайяхи составляли 124 млн тонн по С2 и 39 млн тонн по С1, но были учтены только Северо-Пайяхский и Пайяхский участки.

За четыре года, как рассказали “Ъ” источники, знакомые с протоколом прошедшего в конце апреля совещания ГКЗ, НГХ пробурил лишь две поисковые скважины — на Северо-Пайяхском и Иркинском участках, провел 3D-сеймику на 700 кв. км, переинтерпретировал результаты 2D и уточнил геологическую модель Пайяхи. Новые пробы нефти с Пайяхи нефтекомпания не представила, утверждают собеседники “Ъ”, знакомые с протоколом Роснедр. В результате извлекаемые запасы двух Пайяхских участков выросли до 397 млн тонн (из них 82 млн тонн — С1), но наибольший прирост НГХ неожиданно получил на Песчаном и Иркинском участках, приобретенных в 2014 году,— 804 млн тонн нефти исключительно по категории С2. До этого Песчаный и Иркинский участки вовсе не содержали балансовых запасов.

В НГХ отказались от комментариев, представитель Минприроды был недоступен для них.

Таким образом, две трети от общих запасов Пайяхи комиссия Роснедр одобрила в основном по итогам сейсмики, рекомендовав конкретизировать границы залежей с помощью геологоразведки для уточнения промышленных запасов. Но на практике промышленные запасы после испытания скважин могут быть на 50–80% ниже объявленной оценки по С2, сказал источник “Ъ” в одной из нефтекомпаний. При этом оценка запасов по С2 не ориентир для инвесторов, поскольку рентабельность месторождения можно будет оценить, лишь выяснив дебит эксплуатационных скважин. Источник “Ъ” утверждает, что запасы Пайяхи — трудноизвлекаемые, с невысокой пористостью пластов и низкой проницаемостью коллекторов. Чтобы разрабатывать такие месторождения, необходимо бурить дорогие горизонтальные скважины с многостадийным гидроразрывом пласта (МГРП). Неизвестно, проводился ли МГРП на Пайяхе, но один из собеседников “Ъ” утверждает, что дебиты на пробуренных там скважинах были небольшие. Всего на Пайяхской группе месторождений пробурено 11 скважин (по данным “Ъ”, по состоянию на 2018 год после ГРП проведены испытания на пяти), а будущая программа геологоразведки, оцениваемая НГХ в $500 млн, предполагает в течение шести лет бурение 25 скважин и проведение 1,9 тыс. кв. км 3D-сейсмики.

В последние годы ни одна компания не ставила в РФ на баланс столь значительные запасы. Более того, на севере Таймыра нефтяники не делали пока столь крупных открытий, поэтому опрошенные “Ъ” эксперты сомневаются в справедливости оценки извлекаемых запасов с учетом сложности месторождения. «Пора признать, что в России уже не найти второго Самотлора»,— говорит собеседник “Ъ” в отрасли.

Размер запасов имеет ключевое значение для судьбы Пайяхи и даже всего обремененного долгами нефтяного бизнеса Эдуарда Худайнатова, в рамках которого это месторождение — крупнейший актив. Так, «Роснефть» собирается использовать нефть Пайяхи для загрузки Севморпути, соединив этот проект нефтепроводом со своими месторождениями Ванкорского кластера. Глава «Роснефти» Игорь Сечин 1 апреля рассказывал Владимиру Путину, что проекты на Таймыре могут обеспечить к 2030 году 100 млн тонн добычи в год. По оценке НГХ, к этому времени пиковая добыча Пайяхи может составить 26 млн тонн в год, а инвестиции — 2 трлн руб. с учетом строительства инфраструктуры (нефтепровод, порт в бухте Север на Таймыре, нефтеналивной терминал). НГХ одному с таким объемом вложений не справиться, поэтому компания, по словам источников “Ъ”, собирается реализовывать проект с «Роснефтью». При этом высокие балансовые запасы Пайяхи, вероятно, станут аргументом для получения льгот для проекта от государства, отмечает Карен Дашьян из Advance Capital.

 

Просмотров 2665
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования