Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Россия и Белоруссия определились с очисткой нефтепровода

Коммерсант
25 мая 2019/ 10:03

Россия согласовала с Белоруссией очистку нефтепровода «Дружба», работа которого парализована уже месяц, от загрязненной хлорорганикой нефти. Предполагается, что 1,2 млн тонн «грязной» нефти к 10 июня будет выдавлено реверсом на территорию России, где она будет храниться и затем месяцами подмешиваться в чистую нефть с соблюдением предельных концентраций хлора. Но сторонам еще предстоит решить куда более щепетильную проблему денежных компенсаций, с обсуждением которых потребители уже торопят Москву. Эксперты уверены, что возможность покрыть ущерб у России есть в любом случае.

Россия и Белоруссия утвердили «дорожную карту» по очистке северной ветки нефтепровода «Дружба», куда в апреле попала загрязненная хлорорганическими соединениями нефть. Как сообщил вице-премьер Дмитрий Козак, некондиционное сырье в размере 1 млн тонн будет вытесняться с территории Белоруссии реверсом по тем же трубам в Россию, где уже подготовлены емкости для ее хранения. «Здесь мы будем доводить ее до стандартных условий»,— пояснил господин Козак. Как уточнил премьер-министр Белоруссии Сергей Румас, процесс вытеснения на белорусском участке начнется 27–28 мая. В результате к 10 июня труба на территории Белоруссии должна освободиться для прокачки нефти в Польшу.

Объем реверса загрязненной нефти оценивается в 1 млн тонн с территории Белоруссии и около 250 тыс. тонн — из Польши.

Сама Варшава оценивала объем загрязненной нефти на своей территории в 1 млн тонн. Дмитрий Козак пояснил, что по актам зафиксировано «поступление в трубопровод одного объема некондиционной нефти, а сегодня предъявляется нам в несколько раз больше», поскольку Польша разбавила некондиционную нефть чистой без ведома России и тем самым фактически усугубила проблему.

По словам собеседников “Ъ”, хлорорганикой было заражено менее 4 млн тонн, «Белнефтехим» называл цифру 5 млн тонн.

Таким образом, ситуация с остановкой поставок по «Дружбе» постепенно разрешается. Российская нефть уже снова прокачивается по южной ветке «Дружбы» в направлении Словакии и Венгрии, поскольку удалось договориться с Украиной о хранении большей части загрязненной нефти. Предполагается, что эта нефть будет постепенно подмешиваться в чистую нефть с тем, чтобы концентрация хлора не превышала разрешенные 10 ppm (сейчас в разных партиях концентрация колеблется от 50 ppm до 150 ppm). Аналогичным образом нефть, которая будет выдавлена реверсом с территории Белоруссии в Россию, будет постепенно подмешиваться в поток чистой нефти по северной ветке «Дружбы».

Кроме того, ее будут частично вывозить по железной дороге в Новороссийск и подмешивать к партиям экспортной нефти, отгружаемым в танкеры. Этот процесс займет месяцы.

Нерешенным пока остается вопрос по нефтепроводу Унеча—Полоцк, по которому получал сырье один из белорусских НПЗ «Нафтан», эта труба до сих пор заполнена «грязной» нефтью и простаивает. РФ и Белоруссия договорились, что труба будет очищена в течение года, а пока Россия поставит в июне на «Нафтан» 200 тыс. тонн нефти по железной дороге. Для полной загрузки завода, чего требует Минск, необходимо 680 тыс. тонн нефти в месяц. Мозырский НПЗ работает в нормальном режиме.

Основная проблема, которая также пока не решена, заключается в возобновлении поставок в Польшу и Германию после того, как будет очищена система в Белоруссии. Варшава требует перед восстановлением поставок решить вопрос компенсаций за инцидент с хлором. Эта тема будет обсуждаться на назначенных на 3 июня переговорах.

Источники “Ъ”, близкие к переговорам, уверяют, что российская сторона не собирается обсуждать тему компенсаций до тех пор, пока не будут определены масштаб загрязнения и затраты сторон.

Как заявил глава Минэкономики Максим Орешкин, оценку потерь от загрязнения нефти в «Дружбе» планируется завершить в течение месяца. Но, отметил он, у «Транснефти» есть «ресурсы отвечать за те проблемы, которые были созданы».

У «Транснефти» низкий долг, высокие показатели ликвидности и компания может гибко подойти к вопросам выплаты дивидендов и размера будущих капзатрат, отмечают эксперты рейтингового агентства S&P. Они предполагают, что «Транснефти» придется компенсировать трубопроводным операторам сопредельных стран потерю доходов от транзита нефти, затраты оборотного капитала и дополнительные эксплуатационные расходы на хранение нефти или альтернативную транспортировку, например, по железной дороге, а также возможные потенциальные штрафы. При этом размер этих потерь по-прежнему остается неясен: собеседники “Ъ” называют цифры от $300 млн до $1 млрд.

Просмотров 2416
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

06.07.2020
Звезда начала строить самый мощный в мире атомный ледокол

07.07.2020 Анатолий Васильевич

Мощь! 4 метра льды, это ж надо! Все таки умеют наши строить такие вещи, никто в мире не умеет, а наши вот умеют! Гордость берет!

02.07.2020
Елена Логинова: Коронавирус нанес сильный удар по индустрии выставок и конференций

02.07.2020 Заур

Печальные перспективы у этого сектора рынка, но хорошо, что хотя бы поиск форматов идёт

17.06.2020
Наталья Филина: В отказе отменить Государственную экологическую экспертизу нет заботы об окружающей среде

29.06.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Кобылкин прав на все 100%. Даже пояснять в чём прав не нужно.

23.06.2020
Павел Сорокин: Необходимо продолжать технологическое развитие нефтегазовой отрасли России

25.06.2020 Александр Хуршудов

Очередной финансист будет управлять нефтегазом. Комиссии, советы будет создавать, щеки надувать, по заграницам ездить. Изображать видимость работы за хорошую зарплату.

11.06.2020
В Белоруссии c июля станет платной зарядка электромобилей

22.06.2020 Римша Владислава

Абсолютно спокойно отреагировала на такие новости, потому что и так столько лет был тестовый бесплатный период.

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

16.06.2020 Вахитов Ришат, 50 лет

Павел Николаевич,что надо предпринять , чтобы поднять статус нефтегазового инженера? Поднять качество подготовки инженеров в нефтегазовых вузах. Может,приблизить вузы к Минэнерго, нефтяникам, газовикам?

11.06.2020
Видеоконференция о ситуации с кадровым обеспечением нефтегазового комплекса в период кризиса

11.06.2020 Роман, Сургут, работаю в нефтяной отрасли

- Какие меры поддержки принимают компаниями. В том числе и нефтяными, для поддержки сотрудников. Насколько работа на «удаленке» показала свою эффективность, и возможен ли этот принцип работы в обычном режиме. Насколько у компаний хватает ресурсов, чтобы обеспечить сотрудникам удаленную работу?

03.06.2020
Доля России в польском импорте нефти в 2019 году сократилась до 61,5%

10.06.2020 Аноним

Похоже даже Польша сокращает свою зависимость от восточного агрессора.

25.05.2020
Станислав Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

06.06.2020 Ефимов Валерий Николаевич

Аргументом о нуждаемости Германии в геополитическом проекте СП в качестве "гарантии стабильных поставок трубопроводного газа" суть вещей перевернута с ног на голову, так как главный риск стабильности поставок прежде всего исходил от самого поставщика, что убедительным образом подтвердил оглушительный многомиллиардный проигрыш нахрапистой госмонополии в Стокгольмском арбитраже по спорам с покупателями Украины и Польши

Индекс цитирования