Российские ученые будут получать "нефть из соломы"

04 июня/ 14:47

Москва. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) экспериментально подтвердили, что процесс пиролиза биомассы сопровождается положительным тепловым эффектом. Это позволит получать экологически чистые и возобновляемые варианты традиционного углеводородного топлива.

К традиционному относят - нефть, природный газ и уголь. Пиролиз ‒ процесс термического разложения органических природных соединений при недостатке кислорода. Пиролитические технологии наиболее распространены в нефтехимической промышленности.

Группа ученых ТПУ проводит исследования пиролиза распространенных и характерных для России типов биомассы ‒ торфа, соломы, нескольких видов древесных отходов, скорлупы кедровых орехов. Как отмечают ученые, в результате переработки биомассы образуются энергетически ценные продукты ‒ смола, твердый углеродистый остаток и горючий газ ‒ экологически чистые варианты традиционного углеводородного топлива, используемого сегодня в энергетике.

Результаты исследования опубликованы в журнале Biomass and Bioenergy, сообщает РИА Новости. По мнению экспертов, развитие исследований в данной области поможет сделать технологии получения энергии из биотоплива более ресурсоэффективными и экономически выгодными. Биомасса относится к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ), является загрязнителем окружающей среды и потенциальным очагом возникновения пожаров.

Вместе с тем, как отмечают ученые, чтобы биотопливо заменило и составило конкуренцию ископаемому органическому сырью, технологии получения топлива из биомассы должны стать экономически более целесообразными. Некоторые исследователи считают, что это невыгодная расточительная технология, поскольку требует энергетических затрат на разложение органики.

Однако ученые ТПУ придерживаются противоположной точки зрения: пиролиз может проходить с выделением тепла, которое следует использовать для поддержания самого процесса. "На примере соломы мы экспериментально показали экзотермический характер пиролиза биомассы, а проведенное нами аналитическое исследование термического разложения различных твердых органических топлив показывает, что пиролиз биомассы сопровождается положительным тепловым эффектом", - сообщил научный сотрудник Научно-образовательного центра И.Н. Бутакова ТПУ Роман Табакаев. Таким образом, он приходит к выводу, что биомасса пригодна для переработки в автотермическом режиме.

По словам ученых, сейчас перед ними стоит задача исследования возможности автотермической переработки биомассы при непрерывной загрузке сырья (для промышленной реализации).