Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Игорь Шаповалов: Героизм, ежедневный трудовой подвиг - хотелось испытать это самим

03 июля/ 14:47

Героизм, ежедневный трудовой подвиг, как в книгах и кинолентах, желание испытать все на себе и вера в светлое будущее – с такими убеждениями жил и работал Игорь Александрович Шаповалов.

Человек-легенда, получивший звание лауреата премии Ленинского комсомола в 1980 году, заслуженного строителя РСФСР – в 1991-м. Руководил комсомольско-молодежным трестом «Тюменьгазмонтаж», объединением «Сибжилстрой». С 1978-го – первый секретарь Тюменского горкома КПСС. С 1984-го – начальник «Главямбургнефтегазстроя». С 1999 года руководил представительством ОАО «Стройтрансгаз» в Тюмени. Был председателем областного Совета ветеранов войны и труда, президентом Ассоциации выпускников Тюменского государственного нефтегазового университета. Лауреат премии Ленинского комсомола за участие в разработке и внедрении комплектно-блочного метода строительства нефтепромысловых объектов и других премий. Заслуженный строитель РСФСР, почетный гражданин Тюменской области, почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа.

Но все это было достигнуто не в раз и большим самоотверженным трудом. С детства Игорь Шаповалов мечтал летать, хотел стать военным летчиком. Но не сложилось. Тогда молодой человек поступил на электрофак в Институт механизации сельского хозяйства, планировал после окончания учебы строить ГЭС по малым рекам. Но и здесь все пошло не по плану. Игорь Шаповалов отучился в нефтепромысловом техникуме и был направлен в Омск на строительство нефтегазовых предприятий.

Свою будущую супругу начинающий строитель встретил в том же техникуме.

«Будучи «ячейкой общества», имея высокие баллы, мы могли себе позволить выбирать, куда отправиться после учебы. Могли поехать на строительство газопровода «Ставрополь – Москва», могли – в Киев… Но мы были романтиками – и выбрали Сибирь. Любой, кто читал книгу Василия Ажаева «Далеко от Москвы», видел фильм «Сказание о Земле Сибирской», может легко понять наши чувства в тот момент – героизм, ежедневный трудовой подвиг, о котором мы читали и который видели в кино, манил нас. Непременно хотелось испытать это самим», - вспоминал Юрий Александрович в одном из своих интервью.

В 33 года Шаповалов попал на север. Причем не просто на север, а в глухую тайгу. И загорелся работой. Именно тогда, благодаря непростым бытовым условиям, и появился блочно-комплектный метод строительства. Объекты, необходимые нефтяникам, собирались на заводе и лишь, затем доставлялись на место.

«Чтобы доставить блоки, к примеру, на месторождение Медвежье, приходилось использовать военные самолеты АН-22 – ни по суше, ни на баржах было не подобраться. Мы раскатывали снежное поле в Пангодах, а затем зимником везли их уже непосредственно до места назначения. Зато когда зашумел газ, вопросов о том, имеет ли перспективы блочно-комплектный метод, уже ни у кого не возникало. Ведь экономия времени и ресурсов выходила колоссальная», - делился воспоминаниями строитель.

Тем временем развивающаяся нефтегазовая промышленность требовала новых объемов и мощностей. Тогда было создано объединение Сибкомплектмонтаж, куда Игорь Шаповалов был назначен начальником. За три года работы удалось сдать в эксплуатацию домостроительные комбинаты в Тюмени, Сургуте, Надыме, Урае.

Игорь Александрович всегда был промышленником, любил стоять, что называется у истоков. Поэтому планов идти по партийной линии у него никогда не было. Однако на XXV съезде КПСС было принято решение: на партийные должности направлять людей именно с производства. Так, в ноябре 1978 года он был избран на должность первого секретаря Тюменского горкома партии.

Игорь Александрович оставался на партийной должности шесть лет, но его всегда тянуло на производство. И в 1984 году, когда вышло постановление ЦК партии об освоения Ямбургского газоконденсатного месторождения, в Ямбурге было открыто предприятие «Главямбургнефтегаз», где и стал работать Шаповалов. В короткие сроки началось освоение газоконденсатной установки. Причем добыча кубометра газа, благодаря заслугам Шаповалова, была дешевле, чем на Медвежьем, Уренгойском месторождениях.

К 60-ти годам заслуженного строителя позвали на должность советника компании по Западной Сибири – улаживать вопросы с администрациями юга области и северных округов. На этом месте Шаповалов проработал до 2009 года.

Но и после всех этих лет он не ушел на заслуженный отдых. До конца своих дней Шаповалов возглавлял Тюменский областной совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.

«Мой рабочий день сегодня целиком складывается из общения с ветеранами. Они идут в Совет с самыми разными вопросами: кому-то нужно заменить протез, кому-то требуется помощь в иной жизненной ситуации. Стараемся помочь всем. Что же касается моего графика, он прост: в 7.30 – уже на работе, а вечером освобождаться приходится по-разному – то собрания в первичных организациях, то у кого-то юбилей, то наоборот – День Памяти… Одним словом, работы хватает – и ее с легкостью хватит еще на добрый десяток лет, до моего 90-летнего юбилея точно!», - говорил как-то Юрий Александрович Шаповалов.

Но, к большому сожалению, до 90-летнего юбилея человек-легенда не дожил. Юрий Александрович Шаповалов скончался накануне, 2 июля, на 88-м году жизни.

Прощание состоится 4 июля 2019 года с 10 до 12 часов по адресу: ул. Республики, 129, Тюменский драматический театр.

Просмотров 4922
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования