$86.89 +1.78%
$ 91.98 +0.11
€ 100.24 +0.27
               

Александр Хуршудов: прекращение газового транзита несет Украине больше финансовых, чем технических проблем

Александр Хуршудов,эксперт Агентства нефтегазовой информации
05 ноября 2019/ 07:02

Москва. Новый год все ближе, а Нафтогаз и Газпром так же далеки от соглашения по газовым контрактам, как и пару лет назад. Европа, опасаясь за поставки российского газа, заполнила до отказа все хранилища, закупилась фьючерсами, и вроде бы успокоилась. Отсутствие договора уже не грозит срывом газовых поставок: примерно половина из них пойдет через Турцию, остальные временно могут быть компенсированы сжиженным газом. С Ямала, Сахалина, Катара или даже США. СПГ можно купить в разных уголках планеты, а терминалы разгазирования в ЕС всегда недогружены. Можно подумать о том, как скажется прекращение транзита на работе украинской газотранспортной системы (ГТС).

  1. Технические аспекты

Схема ГТС изображена на рис.1.

Рис.1. Схема ГТС Украины

Газотранспортная система Украины имеет общую протяженность 37,6 тыс. км. Это чуть меньше длины экватора. Годовая пропускная способность ее составляет на входе 290 млрд, на выходе — 175 млрд м3. ГТС включает 81 компрессорную станцию (КС) с 765 газоперекачивающими агрегатами (ГПА) общей мощностью 5,6 млн кВт. В состав ГТС входят также 1600 газораспределительных станций и 12 подземных хранилищ газа, 6 приграничных газоизмерительных станций и 89 автомобильных газонаполнительных станций. Эксплуатирует систему 100%-ная дочка «Нафтогаза Украины» ДК "Укртрансгаз".

Пару лет назад она составила список объектов ГТС, которые в течение последних лет не используются в процессе транспортировки газа. Уже сейчас не используются. Он включает 18 КС с общим количеством 134 ГПА и 2 установки подготовки газа. В случае прекращения российского транзита после 2020 г., согласно оценке ДК "Укртрансгаз", перечень увеличится почти втрое – до 47 КС и 282 ГПА. В работе останется менее половины компрессорных станций.

На рисунке 1 я отметил красным кружком семь КС, которые потеряют свое назначение; для них не будет газа на входе из России и на выходе в Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию. Пять западных КС будут переведены в реверсный режим для импорта газа. Остальные при снижении объемов перекачки в 4-5 раз просто не нужны, их придется законсервировать. Ибо 70% компрессорных агрегатов выработали ресурс, ликвидация их тоже стоит денег и вряд ли окупится полученным металлоломом.

Сложнее решить, что делать с магистральными газопроводами. Они проложены в две или даже три нитки. Но Украина потребляет в год 30,5 млрд м3 газа, транзит в прошлом году составил 86,8 млрд м3, следовательно загрузка газопроводов сократится вчетверо. Тут бы и одна труба справилась, но нельзя, не дай Бог, на ней авария, сотни потребителей не получат газа. Поэтому работать будут две. А вот третью трубу на крупных направлениях ликвидировать можно, даже с прибылью. Подержанные трубы большого диаметра используются в строительстве и неплохо ценятся.

Затраты на обслуживание газопроводов, разумеется, сократятся, но не пропорционально объемам перекачки. Ибо даже на сильно недогруженных трубах нужно сохранить электрохимическую защиту, регулярные обходы и прочие меры контроля. Расход газа на питание компрессоров тоже уменьшится, а вот удельный расход (на 1000 м3 перекачки) возрастет. В области малых нагрузок эффективность компрессоров снижается.

Изменятся направления газовых потоков. Сейчас (см. рис.1) вся перекачка идет с востока и севера на запад и юг. Газовые месторождения Украины находятся преимущественно на северо-востоке, в Полтавской, Харьковской, Сумской областях. А импортный газ пойдет с запада, из Словакии и Польши. Встречные потоки сложнее регулировать.

Укртрансгаз также эксплуатирует 12 подземных хранилищ газа (ПХГ) с полезным объемом 31 млрд м3. Более 80% мощностей (в том числе крупнейшее в Европе Бильче-Волицко-Угерское ПХГ, 17 млрд м3 ) находятся на западе страны. При постоянном транзитном потоке из России они весьма удобны для стран ЕС. В прошлом году Украина даже заработала на хранении газа примерно 1,5 млрд гривен. Европейские потребители использовали здесь «виртуальный реверс», они не получали свой газ на границе, а переправляли его в украинские ПХГ с выгодой для обеих сторон. Без транзита эти манипуляции исчезнут и украинские ПХГ для иностранцев потеряют свою привлекательность.

  1. Дела финансовые

Пять лет назад четверть бюджета страны уходила на дотации «Нафтогазу Украины». Ибо золотые времена, когда Украина получала российский газ в 2-5 раз дешевле мировых цен (рис. 2), закончились, а импорт газа из Европы, даже в виртуальном исполнении оказался намного дороже. С тех пор внутренняя цена газа выросла в 10 раз и достигла 6,2-8,5 грн/м3 ($167-230 за 1000 м3). Не мудрено, что импорт за последние 10 лет сократился с 55 до 10,6 млрд м3 в год.

Рис.2

Финансовые показатели Нафтогаза и Укртрансгаза за последние 5 лет сильно изменялись, потому к ним нужны пояснения. Украина давно мечтала найти Нафтогазу стратегического (читай – западного) инвестора. Мешали два обстоятельства. Во-первых, украинские депутаты во главе с воинственной Юлией Тимошенко с высоких трибун неустанно предавали эти планы анафеме. Во-вторых, желающих купить 49% Нафтогаза как-то не находилось.

Тогда появилась идея продать только транспортную систему, точнее, Укртрансгаз. Четыре года назад его основные средства выросли с 15 до 356 млрд грн ($15,5 млрд). Сроки амортизации ГТС давно прошли, похоже, ее заново переоценили. Хотели набить себе цену, а получилось, как всегда: на ГТС пришлось начислять амортизацию. В результате и без того жиденькая прибыль Укртрансгаза превратилась в 65%-ые убытки (рис.3).

Рис.3

Разумеется, убытки образовались не только от манипуляций с оценкой активов. Тяжкой ношей Укртрансгаза являются неплатежи областных газовых сетей за транспортировку газа. В середине текущего года они составили 10,4 млрд грн ($395 млн). Вспомним также, что транзитный договор заключен между Газпромом и Нафтогазом, а уже тот выделяет какую-то часть денег своей дочке. Разумеется, не доплачивает. В результате Укртрансгаз имеет задолженность по уплате налогов в размере 55,5 млрд грн ($2,1 млрд).

Вот и выходит: чтобы приватизировать Укртрансгаз, как это предписывают нормы ЕС, нужно сначала погасить его долги, списать налоговую задолженность. А она не маленькая, 5,4% годового бюджета Украины. Так что радужным планам приватизации Укртрансгаза в нынешнем году свершиться не суждено. Да и в будущем они мне очень сомнительны.

Зато Нафтогаз в результате произведенных перетрубаций прямо-таки расцвел буйным чертополохом. В прошлом году проходили сообщения о его рекордных отчислениях в бюджет (138 млрд грн). Однако в годовом отчете такие цифры не наблюдаются. При выручке 256 млрд грн затраты компании составили 234,5 млрд, чистая прибыль 11,6 млрд грн. А за счет переоценки основных фондов (похоже, любимое занятие ее руководства) компания и вовсе получила убыток в размере 18,6 млрд грн. И здесь тоже огромные неплатежи, преимущественно, за газ, в сумме 65,9 млрд грн ($2,5 млрд).

В случае прекращения российского транзита Укртрансгаз потеряет примерно $1,6 млрд Нафтогаз - $2,5 млрд выручки. Это 5,3% экспорта страны, 26% ее внешнеторгового дефицита. И все надежды компаний будут связаны с повышением газовых цен для предприятий и населения. Если они выдержат такое повышение.

  1. Резюме

С технической стороны прекращение газового транзита Украине крупными неприятностями не грозит. Будет много досадных перемен, сокращений персонала, перепалок между чиновниками, но все они не фатальны.

Хуже будет с финансами. Нафтогаз потеряет 30-35% выручки, бюджет – 1,5-2% доходов. А как вы хотели, господа? Деньги достаются тем, кто точно выполняет свои обязательства. Кто улыбается покупателю, а не клянет его в бога душу мать и не выдумывает абсурдные штрафы. Ваша деловая репутация крепко подмочена и придется долго работать на ее восстановление. Пора вам эти простые истины уже освоить.

 

P.S. Любопытная деталь. В годовом отчете Нафтогаза указаны доходы от решения Стокгольмского арбитража по спорам с Газпромом в сумме 57125  млн грн. А ниже – расходы на арбитражное разбирательство в сумме 44528 млн грн ($1,65 млрд):     

Дороговато обходятся сутяжникам европейские арбитры….

Просмотров 7830
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^